18 марта 2019
Обновлено 12.04.2019

«Невероятное путешествие от вторника до субботы» — комикс об исследователях потустороннего в 20 веке

Недавно издательство «Белый Единорог» выпустило новый комикс от отечественных авторов Дмитрия Елецкого и Глеба Мельникова — «Невероятное путешествие от вторника до субботы». Действие разворачивается в начале 20-го века в Российской империи и повествует о группе исследователей, занимающихся изучением древних артефактов и борьбой с потусторонними силами. О нем и пойдет речь в этом материале.
Недавно издательство «Белый Единорог» выпустило новый комикс от отечественных авторов Дмитрия Елецкого и Глеба Мельникова — «Невероятное путешествие от вторника до субботы». Действие разворачивается в начале 20-го века в Российской империи и повествует о группе исследователей, занимающихся изучением древних артефактов и борьбой с потусторонними силами. О нем и пойдет речь в этом материале.

На самом деле, мне довольно трудно что-то однозначно сказать об этом комиксе. Начну, пожалуй, с однозначных вещей, а потом перейду к неоднозначным.

Нарисован комикс «Невероятное путешествие от вторника до субботы» великолепно. Художник комикса Глеб Мельников фактически вытащил его для меня — его рисунок задает нужную атмосферу и подталкивает читателя к тому, чтобы он перевернул очередную страницу; грамотно выстроенная композиция здорово передает эпизоды с напряженным действием, и экшен не сумбурный и скомканный, а четкий и внушительный. Тут даже при большом желании придраться абсолютно не к чему.

Далее — задумка и общая атмосфера. Комикс чем-то напомнил серию B.P.R.D. Майка Миньолы, в которой тоже занимались изучением всякой потусторонщины, артефактами и древними городами — и это даже хорошо, так как похожих историй не так чтобы много сегодня в комиксах. Само собой, структурно они очень разные — схожа лишь общая задумка. Плюс сеттинг не самый заезженный — 1908 год, излет Российской Империи.

Тут вам и странноватые гаджеты, и разношерстная команда исследователей, и древние эпические города, и разнообразные наемники; в общем, концепт очень хороший, играться с ним можно, как только вздумается.

Авторы в целом пробуют это делать и используют довольно распространенный прием, вплетая в повествование известных личностей того времени, увязывая их с общим сюжетом — здесь на вторых ролях не кто иной, а сам Лев Николаевич Толстой. Вот только выглядит это как-то… надуманно что ли. Скажем так, я не поверил в эту трансформацию и смену образа, которую претерпел великий писатель. Я не шибко силен в его биографии, но ко временам описываемых событий Толстой был отлучен от церкви и прикладывал массу усилий для продвижения своих взглядов на религию и устройство общества. Но у нас тут альтернативная история, так почему бы и нет?

Более серьезный момент заключается в том, как персонажи разговаривают. Вынужден признать, что стилизация под старую речь — дело очень трудное, особенно когда речь идет о совсем уж дремучей древности. В комиксе же начало 20-го века, что сильно облегчает задачу — все-таки тогда люди, в общем и целом, говорили так же, как и сейчас. Но перед сценаристом стоит задача «насытить» речь жаргонизмами, историзмами, крылатыми выражениями того периода, возможно, попытаться отразить в речи временной промежуток, вложив в уста героев диалог о политике или искусстве.

А ведь описываемый промежуток — богатейшее время, чрезвычайно насыщенное и интересное. Недавно отгремела Русско-японская война и первая революция 1905-го года, обстановка в Европе накаляется с каждым днем, общество испытывает кризис самодержавия, а в Думе разные фракции бьются не на жизнь, а на смерть.

Плюс ко всему, это же самый расцвет Серебряного века в поэзии — символизм, футуризм, акмеизм, имена поэтов и писателей гремели на всю страну, и это просто не могло не оставлять отпечатка на речи людей, на том, как и о чем они говорят.

Здесь же, увы, этого практически нет — не раз и не два во время чтения я ловил себя на мысли, что «люди так не говорили». Пожалуй, самое дикое, что я увидел за весь комикс, это фраза, брошенная одним из геров в адрес злодея, которая пришла словно из самых абсурдных боевиков 80-х: «Сайонара, ублюдок».

Возникает стойкий диссонанс между тем, как история написана и нарисована — я не хочу никого обижать, но тут невооруженным взглядом видна разница в опыте и умении между сценаристом и художником, что всегда идет в минус любому комиксу, поскольку они должны дополнять друг друга, а не оттенять.

Но самый главный недостаток заключается в том, что повествование здесь выстроено очень рвано и неровно, начиная с банальной экспозиции и представления героев до объяснения читателю сути происходящего. Более или менее вникнуть в историю мне удалось лишь со второго прочтения — и это не стоит принимать за намеренное запутывание читателя и создание тайны или чего-то в этом духе. Персонажи ни с того ни с сего пускаются в подробные монологи, ведут разговоры о вещах и организациях, о которых читатель понятия не имеет, отчего не может оценить их важность. Я не стану делать подробный разбор сюжета или указывать на какие-то конкретные промахи — пройдусь по общим вещам.

Читатель не совсем понимает, что случится, если герои потерпят неудачу. Казалось бы, вещь очень простая, но критичная для любой истории. Не совсем понятно, что это за артефакт, за которым охотится группа — само собой, не нужно писать об этом открытым текстом, но на то они и ученые, чтобы выдвинуть гипотезу и дать читателю зацепку и какую-то твердую почву, чтобы было что сопоставить с реальностью. А то получается, что все выглядит как «иди неизвестно куда неизвестно зачем».

Мы встречаем членов группы впервые и совершенно не в курсе касательно их способностей и навыков. Некоторые персонажи показывают то, на что способны, чуть ли не на последних страницах — и если бы это были их скрытые возможности, это было бы еще объяснимо, но это откровение никого не удивляет, а это значит, что персонажи больше осведомлены о происходящем, нежели читатель, что тоже не совсем верно.

Иногда кажется, что целые куски повествования просто пропали.

Например, на одной странице герой встречает некую женщину с дочкой, а уже на следующей они ведут себя так, будто бы знакомы минимум месяц, вот только предпосылок к этому никаких нет.

Некоторые поступки персонажей настолько нелогичны, насколько это вообще возможно — они происходят словно потому, что они должны произойти, чтобы толкнуть сюжет дальше. Самый яркий пример — конфликт, возникший при первом посещении Белого Замка, который возникает просто на пустом месте. Несколько персонажей появляются буквально из воздуха, сверху припечатываются историей сотворения мира, затем внезапно появляется некая армия — после середины чтения я просто потерял нить сюжета.

Судя по всему, целью было рассказать большую, комплексную историю, но не получилось ее логично выстроить, и лично мне показалось, что сюжет стал солянкой идей и концептов, которые лишь условно связаны друг с другом. Опять же, допускаю, что это проблема моего восприятия, но повторное прочтение, хоть и внесло какую-то ясность, лишь сильнее убедило в том, что у сюжета здесь серьезные проблемы.

Фактически, комикс вытаскивает именно рисунок и атмосфера — а также понимание того, что у этого концепта все-таки есть потенциал, и при проведении серьезной работы над ошибками второй том уже может получиться «как надо». Правда, перед этим, придется разобраться с происходящим в первом томе.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Алексей Абрамов.2up5z
Алексей Абрамов.2up5z

Рисунок действительно весьма хорош!