От маски Роршаха до Бэт-сосков: самые крутые и безумные костюмы супергероев в истории кино
Бэтмен от Шумахера, Batman Forever («Бэтмен навсегда») и Batman & Robin («Бэтмен и Робин»), 1995-97
Режиссер Джоэль Шумахер снял самого театрального Бэтмена из всех экранизаций («Бэтмен и Робин» и «Бэтмен навсегда»). Что в конце 90-х, что сегодня его фильмы смотрятся как попытки сыграть Темного рыцаря на сцене, а не в кино. Отсюда и юмор, кислотные цвета, переигрывание совершенно всех актеров и, конечно, абсурдные сцены вроде танцующих прислужников Мистера Фриза.
Костюмы Бэт-семьи, задействованные в фильмах Шумахера, — это отдельная история. Джоэль, будучи открытым геем, хотел добиться максимальной маскулинности костюма для Бэтмена и его коллег. Он попросил художника ко костюмам Хосе Фернандеса сделать анатомически правильный рельеф тела на костюмах, из-за чего у них и появились знаменитые «Бэт-соски».
Впоследствии, Шумахер, конечно, извинялсяза это, но тогда в 1995 году ему это идея казалась отличной.
Костюм Фрэнка из Super («Супер»), 2010
Главный герой «Супер», чудесной черной инди-комедии Джеймса Ганна, собирает себе суперкостюм, что называется, «из говна и палок» — причем даже на более низком технологическом уровне, чем в Kick-Ass.
Не имеющий никаких сверхспособностей Фрэнк, которого играет звезда американской версии «Офиса» Рэйн Уилсон, называет себя Crimson Bolt (в русском «переводе» — Багряный болт, но болты тут ни при чем, в виду имеется удар молнии) и вершит справедливость при помощи гаечного ключа.
Аутфит он лично шьет на машинке в домашних условиях — в результате получается что-то вроде очень упитанного Флэша со щитками и тактическим поясом. «Супер» прекрасен не только тем, что предельно буднично показывает процесс производства костюма. Сам дизайн — единственный в кино, который действительно претендует на звание самодельного (в отличие от, скажем, костюма Питера Паркера) и выглядит одновременно в духе комиксов и сравнительно практично. Веришь, что ЭТО действительно можно носить в жестоких уличных драках.
Папаня из Kick-Ass («Пипец»), 2010
Фанатов Бэтмена долго волновал вопрос: что бы было, если у Брюса Уэйна не было его главного «пунктика» в кодексе поведения, и он был согласен убивать людей? В кино это можно показать совершенно бездарно, как в «Бэтмене против Супермена». У Снайдера Бэтс зачем-то дерется приемами единоборств, долго валяется по полу, режет кого-то ножом, а потом вдруг начинает ползать по стенам, словно какая-нибудь CGI-ящерица. НУ ЗАЧЕМ?!
В знаменитой сцене перестрелки на складе в Kick-Ass Мэтью Вона нам показывают, как бы жил и работал Бэтмен, готовый на все ради достижения цели. Да, формально это не Бэтмен, а Big Daddy, но черно-желтая цветовая гамма костюма и дизайн шлема тут настолько характерные, что можно не сомневаться, какого именно супергероя играет (или, во всяком случае, пародирует) Ник Кейдж.
И костюм, и оборудование у Бэтмена-убийцы заточены под одно — как можно быстрее и безопаснее уничтожить как можно большее количество людей за как можно меньший промежуток времени. Кровь леденят как раз неторопливость, продуманность каждого движения Папани, который ведет себя как полицейский-спецназовец. Это впечатляет куда сильнее фальшивых постановочных поединков с каскадерами.
Стив Роджерс из Captain America: The First Avenger («Первый Мститель»), 2011
Один из самых смешных костюмов в супергеройском кино был представлен в фильме «Первый Мститель». Когда Стив Роджерс становится суперсолдатом, погибает доктор Авраам Эрскин. Роджерс становится не нужен армии, потому что он всего лишь один человек, а нужна армия суперсолдат. И тогда у Стива не остается выбора, кроме как помочь стране участием в сборе денег для армии и повышении патриотического духа.
Роджерс получает свой первый костюм на сцене, поэтому это не боевой костюм, а трико. Яркое сине-красное, чтобы отлично было видно всем зрителям, пришедшем посмотреть, как Капитан Америка танцует вместе с красивыми девушками под музыку.
А самое главное — каноничный щит (классический средневековый франкский щит, а не круглый, как впоследствии). Уже после первой боевой операции Роджерс получит разработку Говарда Старка из вибраниума, но Marvel Studios не могла не отдать дань уважения классическим комиксам о Капитане Америка.
Бэтмен Бертона, Batman («Бэтмен») и Batman Returns («Возвращение Бэтмена»), 1989-1992
«Бэтмен» 1989 года — первая попытка сделать герою комиксов костюм, на который можно было бы без смеха смотреть в реальном мире (сериал про Бэтса 60-х годов и трико Супермена, понятное дело, не считаются). Как это обычно бывает в таких случаях, создатели картины переборщили — всего было сделано 28 немного отличающихся друг от друга костюмов, общая стоимость которых перевалила за 250 000 $.
В итоге беднягу Уэйна настолько упаковали в латекс, что он не мог даже повернуть или наклонить голову — в драках каскадерам приходится пригибаться в коленях, чтобы уйти от удара в висок!
К тому же, гигантское желтое лого посреди груди напоминает скорее о футболках 90-х, нежели о супергеройской символике, реальная тактическая ценность пояса и шипов на перчатках крайне сомнительны, а на торсе тщедушного Майкла Китона красуются накладные мускулы (которые пару фильмов спустя приведут к появлению других внешних деталей Бэтс-анатомии).
Но ситуацию спасают безукоризненный вкус режиссера Тима Бертона (который, кстати, не любил комиксы) и художника по костюмам Боба Рингвуда. Никакой пошлости, никакого потакания первоисточнику, никаких трусов поверх циркового трико… Только черный, как ночь, костюм незабываемого силуэта. А что еще нужно, чтобы вселять ужас в сердца преступников?
Mark 1, Iron Man («Железный человек»), 2008
Когда Тони Старк в первом Iron Man попал в плен к террористам, его заставили собрать ракету «Иерихон» — последнюю разработку Stark Industries. Старк соглашается, но на деле тайно собирает себе свою первую броню Железного человека. Громоздкая и неуклюжая, эта броня спасла Старку жизнь и помогла вернуться домой.
Mark 1 — особенная броня для Тони. Во-первых, она в буквальном смысле собрана из подручных средств, поэтому основным ее оружием был огнемет (больше ни в одной броне такого не было). Во-вторых, это одна из немногих сборок, которую Старк впоследствии восстановил и оставил у себя в коллекции. В-третьих, броню Mark 1 можно было увидеть во всех сольных фильмах про Железного человека.
А в комиксах Тони продолжительное время пользовался именно этой броней, только перекрашенной в желтый цвет.
Росомаха из X-Men («Люди Икс»), 2000
Как и Джоэль Шумахер, режиссер Брайан Сингер знает толк в мужской анатомии. Ярче всего это проявилось в первом (и лучшем) фильме о Людях Икс, где главный секс-символ того (да, пожалуй, и нашего) времени, Хью Джекман, оказался облачен в черный, облегающий кожаный комбинезон.
Оригинальный дизайн Росомахи из комиксов Стэна Ли и Криса Клэрмонта до того нелепый, что вообще непонятно, как Логан в нем умудрился стать культовым героем. Черная BDSM-кожа, конечно, тоже не идеальный вариант для тактических ситуаций…, но по крайней мере Джекман в этом аутфите выглядит как греческий бог, а не как небритый алкоголик в желтом трико и синем подгузнике.
Чтобы фанаты оригинального комикса не ныли зря, в сценарии Логан тоже выдвигает претензии к экипировке Людей Икс, на что Циклоп отвечает:
А что бы ты предпочел, желтую лайкру?
Бэтмен из Batman Begings («Бэтмен: Начало») и The Dark Knight («Темный рыцарь»), 2005-2008
В Batman Begins Кристофер Нолан во всем отталкивался от реальной жизни и настоящих военных разработок — включая насквозь практичный дизайн костюма Бэтмена. Лучшие наработки Рингвуда с Бертоном — цветовая гамма и потрясающий силуэт шлема, — Нолан и его художник по костюмам Линди Хеннинг оставили, но сделали линии более простыми, экономными, в духе экипировки спецподразделений. Все по-прежнему сделано из латекса и неопрена, одним куском, но Бэтмен теперь мог худо-бедно поворачивать голову. Носить всю эту конструкцию (плюс шлем и плащ из парашютного шелка) было очень тяжело, и Кристиан Бэйл (как в свое время Майкл Китон) ужасно потел и жаловался на клаустрофобию.
В The Dark Knight появляется усовершенствованная версия костюма — его сделали из отдельных пластин, связанных полиэфирной сеткой. Как результат, актеру (или каскадеру) удобнее, Бэтмен выглядит куда более гибким и подвижным в боевых сценах, это уже не резиновая кожура с накладными мышцами, а что-то в духе сверхсовременной версии легкого рыцарского доспеха.
О том, что Нолан в этой серии снял еще и третий фильм, лучше лишний раз не вспоминать.
Пьетро из X-Men: Days of Future Past («Люди Икс: Дни минувшего будущего») и X-Men: Apocalypse («Люди Икс: Апокалипсис»), 2014-2016
Среди всех второстепенных персонажей приквелов «Людей Икс» Пьетро Максимофф больше всех понравился фанатам. Все дело в харизме актера Эвана Питерса и способностях сына Магнето, умеющего передвигаться на сверхчеловеческой скорости. Пьетро в каком-то смысле зависим от своих способностей, поскольку ему доставляет удовольствием осознавать, что он в тысячи раз быстрее других мутантов и людей.
В Days of the Future Past режиссер Брайан Сингер хотел добиться максимального реализма при изображении эпохи, поэтому его Пьетро — типичный подросток 1973 года со всеми свойственными тому поколению атрибутами.
Пьетро носит серую кожаную куртку (цвет отсылает к классическому костюму из комиксов, как и цвет его волос) и футболки с логотипами любимых рок-групп (например, Pink Floyd). У мутанта всегда с собой плеер с наушниками (правда, непонятно, как на таких скоростях проигрывается музыка), а еще он носит специальные очки для плавания, чтобы защитить глаза от различных мелких предметов, которые могут прилететь в лицо во время бега.
Роршах из Watchmen («Хранители»), 2009
Самый мрачный и бескомпромиссный член Хранителей. Именно с расследования Роршаха начинается сюжет одноименного комикса и его экранизации. В отличие от остальных героев, Роршах верен своим принципам, и ничто не способно убедить его отступиться от них. К началу истории, когда деятельность супергероев официально запретили, Уолтер Ковач остался единственным активным неправительственным борцом с преступностью, и за это он был вне закона.
Фирменной карточкой Роршаха стали не плащ или шляпа, а знаменитая маска. В комиксе это белый латексный материал с нарисованным на ней узором из самого известного психологического теста. Узор сделан специальным веществом (одна из разработок гениального Адриана Вейдта), меняющим форму под воздействием температуры. Каждый человек видит в этом «тесте» что-то свое, а враги Роршаха видят свои худшие кошмары. В фильме Зака Снайдера, понятное дело, все эти неизобретенные технологии заменяет CGI.
Кстати, в первоначальном дизайне от художника Дэйва Гиббонса весь костюм Роршаха должен был быть из ткани с меняющим форму узором, но от этой идеи быстро отказались.