02 ноября 2025Аниме

От Madhouse до J.C.Staff: третий сезон «Ванпанчмена» — катастрофа

«Ванпанчмен» / J.C.Staff
«Ванпанчмен» / J.C.Staff

12 октября стартовал третий сезон «Ванпанчмена». За производство вновь отвечает J.C.Staff, а в режиссёрском кресле — Синпэй Нагаи, чьё имя не вызывало доверия у фанатов. Известный в основном по романтическим комедиям вроде «Соблазна 2,5-мерного измерения», он внезапно берётся за экшен-аниме, некогда задавшее индустрии высочайшую планку качества.

Веб-комикс «Ванпанчмен» был впервые опубликован One в 2009 году

Источник: Madhouse

Веб-комикс «Ванпанчмен» был впервые опубликован One в 2009 году

Источник: Madhouse

Синпэй Нагаи изначально решил не обнадёживать зрителей. После выхода первого, довольно блеклого трейлера он сам признался в соцсетях, что его опыт в постановке экшен-аниме минимален, а производство идёт с трудом. Признание честное, но это явно не то, что хотелось услышать аудитории, ждавшей возвращения легенды на протяжении шести лет. Так, не успев начаться, сомнительное качество первого эпизода быстро опустило зрителей с небес на землю, а заодно, похоже, окончательно похоронило некогда смелый и яркий проект студии Madhouse.

Хайповый тайтл, когда-то ломавший шаблоны супергеройского жанра, теперь стал примером оглушительного падения, которому, на самом деле, есть простое объяснение. В этом материале разберём, почему «Ванпанчмен» утратил силу удара, как смена студий отразилась на качестве и почему даже третий сезон не смог вернуть былое величие.

Первый сезон: рождение легенды

Первый сезон, созданный студией Madhouse, транслировался с октября по декабрь 2015 года

Источник: Madhouse

Первый сезон, созданный студией Madhouse, транслировался с октября по декабрь 2015 года

Источник: Madhouse

Когда в 2015 году за экранизацию «Ванпанчмена» взялась студия Madhouse, никто не ожидал, что комедийный веб-комикс превратится в феномен анимации.

Режиссёр Синго Нацумэ, ранее работавший вместе с Синъитиро Ватанабэ над «Космическим Дэнди» и над ключевой анимацией «Стального алхимика: Братство», объединил десятки талантов со всего мира, начиная от японских ветеранов индустрии до молодых фрилансеров-аниматоров из Европы, Кореи и США. Задача у них была одна — максимум динамики, свободы и креатива. Madhouse не ограничивала авторов, позволяя им импровизировать, искать собственный ритм и визуальный стиль.

Имя Ванпанчмен является игрой слов на популярного детского персонажа Ампанман

Источник: Madhouse

Имя Ванпанчмен является игрой слов на популярного детского персонажа Ампанман

Источник: Madhouse

Сражения в «Ванпанчмене» стали эталоном динамики. Камера жила, движения героев ощущались органично, а переходы между покадровой и 3D-анимацией были почти незаметны. Команде удалось успешно оживить страницы манги Юсукэ Мураты о забавном лысом ультрасильном герое, который ищет себе достойного противника.

Судьба улыбнулась Синго Нацумэ, и ему удалось собрать вокруг себя настоящих мастеров своего дела. Над первым сезоном «Ванпанчмена» вместе с ним работали Ютака Накамура — один из величайших экшен-аниматоров своего поколения; Чикаши Кубота — дизайнер персонажей и главный анимационный директор; а также фриланс‑титаны вроде Госея Оды, Ёсимити Камэда и Норифуми Кугай, чей уровень работы над анимацией был настолько высок, что последующее падение франшизы ощущалось особенно болезненно. Когда Madhouse отказалась от продолжения, а J.C.Staff взяла проект без прежнего бюджета и креативной команды, всё, что делало первый сезон уникальным, моментально исчезло.

Внезапный разрыв. Куда ушла Madhouse?

Рейтинг одобрения на Rotten Tomatoes по первому сезону составлял 100% на основе 12 рецензий

Источник: Madhouse

Рейтинг одобрения на Rotten Tomatoes по первому сезону составлял 100% на основе 12 рецензий

Источник: Madhouse

После ошеломительного успеха первого сезона «Ванпанчмена» фанаты с нетерпением ждали продолжения. Однако между первым и последующими сезонами произошёл резкий разрыв. Студия Madhouse, вдохнувшая жизнь в историю ONE, не вернулась к проекту. Долгое молчание, смена режиссёра и неожиданное объявление о том, что тайтл перехватит J.C.Staff, стали для фанатов шоком. Потеря ключевых фигур, таких как Синго Нацумэ, а также утрата команды, которая формировала визуальный стиль и динамику аниме, предвещали не самые лучшие изменения в качестве аниме.

Причины ухода Madhouse вполне объяснимы с точки зрения индустрии. Студия была занята другими крупными проектами, а Нацумэ покинул тайтл, забрав с собой свой творческий подход. Кроме того, прежние фрилансеры были либо недоступны, либо были привлечены в другие проекты. Всё это усугублялось решениями продюсерского комитета, который несёт ответственность за распределение ресурсов, бюджет и выбор студии для производства.

Экранизация меняла режиссёров каждый сезон

Источник: Madhouse

Экранизация меняла режиссёров каждый сезон

Источник: Madhouse

На практике японская анимационная индустрия устроена так, что студии не владеют тайтлами — они лишь исполнители по заказу. Аниматоры и режиссёры также не привязаны к студиям и могут кочевать от проекта к проекту. Правообладатель (продюсерский комитет, издатель или создатель оригинала) принимает ключевые решения, включая смену студии. Это объясняет, почему успешная студия вроде Madhouse может внезапно уступить проект другой команде, даже если она ранее задала высокую планку качества. Всё это привело к тому, что «Ванпанчмен» на сегодня оказался совершенно другим аниме.

Основные проблемы J.C.Staff

Студия J.C.Staff известна такими произведениями, как «Торадора!», «Повар-боец Сома» и «Ох уж этот экстрасенс Сайки Кусуо!»

Источник: J.C.Staff

Студия J.C.Staff известна такими произведениями, как «Торадора!», «Повар-боец Сома» и «Ох уж этот экстрасенс Сайки Кусуо!»

Источник: J.C.Staff

Когда производство «Ванпанчмена» перешло к студии J.C.Staff, одной из самых перегруженных проектами, фанаты сразу почувствовали потерю прежней энергии. Второй сезон стал резким контрастом к взрывному первому. Исчез знакомый ритм повествования, сцены потеряли режиссёрскую выстроенность, а бои — масштаб и драйв.

Основные проблемы заключались в планировании кадров и режиссуре. Если первый сезон имел чёткую композицию, то в продолжении кадры часто выглядели неуклюже: слишком много крупных планов, недостаточно движения. Камера перестала работать на динамику, а монтаж — на создание напряжения. В результате — неизбежное ощущение дешевизны продукта, где даже важные бои выглядят плоско и безжизенно.

Третий сезон был анонсирован в августе 2022 года

Источник: J.C.Staff

Третий сезон был анонсирован в августе 2022 года

Источник: J.C.Staff

Финальный бой Сайтамы и Бороса из первого сезона — это эталон динамики с живыми ракурсами, стремительностью камеры, выразительной работой со светом и движением. В то время как бои второго и третьего сезонов выглядят механическими, персонажи совсем не хотят двигаться, а энергия повествования растворяется в статичных диалогах. По словам одного из аниматоров, работавшего над проектом, «анимационная команда не смогла раскрыть потенциал из-за катастрофических сроков». Ситуация знакомая, но всё же не перестаёт расстраивать.

Когда хайп убивает качество

Самым высокорейтинговым произведением Симпэя Нагаи, как режиссёра, на сегодняшний день является сериал «Я не понимаю, что говорит мой муж»

Источник: J.C.Staff

Самым высокорейтинговым произведением Симпэя Нагаи, как режиссёра, на сегодняшний день является сериал «Я не понимаю, что говорит мой муж»

Источник: J.C.Staff

История «Ванпанчмена» — не исключение, а симптом куда более широкой, системной болезни индустрии. Японская анимация давно живёт в условиях гонки, в которой чем выше популярность тайтла, тем быстрее продюсерские комитеты требуют продолжения. Но короткие производственные циклы и давление сроков неизбежно бьют по качеству. А взявшись за такую детализированную мангу как «Ванпанчмен», студии, по сути, подписывают себе смертный приговор. Даже талантливые режиссёры и аниматоры физически не успевают поддерживать уровень, на протяжении долгого времени. В результате зрители получают не стабильное качество и развитие, а технически неровный тайтл.

Выгорание — ещё одна постоянная проблема. В индустрии, где переработки считаются нормой, а бюджеты редко растут пропорционально успеху, даже звёздные творцы быстро теряют силы. Ситуации с заменой ключевых фигур проектов и приходом на их место менее опытные постановщики не удивительны.

На сегодняшний день в третьем сезоне «Ванпанчмена» вышло три эпизода

Источник: J.C.Staff

На сегодняшний день в третьем сезоне «Ванпанчмена» вышло три эпизода

Источник: J.C.Staff

К этому добавляется финансовая логика индустрии. Проекты перекупаются студиями ради прибыли. Контракты и права принадлежат не создателям, а продюсерским комитетам, для которых аниме — инструмент продаж манги, фигурок или мобильных игр. В такой системе нет места художественной преемственности, так как если студия перегружена или требует больший бюджет, её заменяют. Так исчезают собственные шедевры, уступая место массовому продукту.

Примеры этого кругом. «Токийский гуль» имел сильный старт от студии Pierrot, но последующие сезоны, особенно финальный, подверглись резкой критике за сжатую адаптацию, вырезание ключевых сцен и сюжетных арок, что сделало повествование запутанным и лишило его сути оригинала. История «Семи смертных грехов» также показательна. Первые два сезона, созданные студией A-1 Pictures, хоть и не без недостатков, но пользовались популярностью. Третий сезон, который делала уже Studio Deen, разочаровал фанатов грубой прорисовкой и небрежной анимацией. Бывают и удачные примеры, как переход «Саги о Винланде» от Wit к MAPPA, когда последние прекрасно справились с адаптацией, сохранив дух первого сезона, но это скорее исключение из правила.

Аниме-индустрия научилась штамповать десятки аниме за сезон, но потеряла умение беречь тех, кто создаёт настоящие шедевры. Если даже «Ванпанчмен» пал жертвой этой системы, смогут ли другие тайтлы сохранить лицо — вопрос риторический.

Автор: Яна Адактилос

Создатель ВК-сообщества Kuroi Yokai, аниме-сэнсей и знаток сэйнэна. Публикует аналитические статьи и рецензии о качестве анимации, режиссуре боёв и влиянии продюсерских решений на финальный продукт.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь