Особый путь. Как правильно развивать игры в России
Игровая индустрия – одно из самых быстрорастущих направлений в мире. Аудитория растет по всему миру, платформ, на которых можно играть, с каждым годом все больше, и становятся они все мощнее, культурный вес у игр тоже все больше, в некоторых странах, например, в России, рынок игр уже больше, чем рынок кино.
Правительство, которое создаст «тепличные» условия для игровой индустрии, может получить большую выгоду, как финансовую, за счет налогов, так и культурную, в страну начнут приезжать очень талантливые люди, профиль страны в мировом сообществе вырастет.
Мы посмотрели на разные подходы к игровой индустрии в мире, и пришли к выводу, что самый подходящий для России путь – это путь Белоруссии.
Мировой лидер – США
США – одновременно самый крупный производитель и потребитель видеоигр. Там расположены главные офисы таких компаний, как Electronic Arts, Valve и Activision. Большая часть выскобюджетных игр разработаны в штатах. Также там с каждым годом растет рынок инди-игр.
Ситуация с играми там лучше, чем в любой другой стране, и при этом центральное правительство в общем ничего для этого не сделало.
Так получилось потому, что государство отдало контроль за индустрией на уровень штата. Как всегда получается в политике, локальные вопросы гораздо лучше решает местная власть.
Губернатор Техаса Рик Перри вышел на сцену на E3 в 2008 году и сделал предложение всей игровой индустрии: он позвал людей работать над своими играми в Техас. Организация Texas Film Commission расширила свои полномочия, начав выдавать деньги и на игры. А совсем недавно право получать налоговые льготы распространилось и на менее крупные игровые студии, чем раньше. За свой вклад в начале марта 2014 года Перри получил премию от организации, представляющей интересы игровой индустрии в США. В Техасе расположено множество студий (полный список можно посмотреть здесь), в том числе Arkane Studios (Dishonored), Retro Studios (Donkey Kong Country: Tropical Freeze), два офиса Blizzard Entertainment. Еще 19 штатов предлагают налоговые льготы и прочие облегчения для разработчиков игр, и все они пытаются заманить самых лучших.
Иногда, конечно, бывают и неприятные истории. Штат Род-Айленд вложил $75 млн в компанию 38 Studios, разработчиков игры Kingdoms of Amalur: Reckoning, под обещание прибыли и создания новых рабочих мест. Когда игра вышла, критики очень положительно ее восприняли, но продажи были низкие, игра почти ничего не заработала, а компания-разработчик закрылась. В конечном счете штат получил всего $713 тыс.
Подобные риски, к сожалению, всегда сопутствуют разработке игр, и это то, к чему наше государство должно быть готово, если все-таки решит вкладываться в игры – даже качественные проекты могут с треском провалиться.
Помимо всего прочего, иногда в Штатах появляются инициативы, которые могут выйти боком как индустрии по всей стране, так и по всему миру. Конгрессмен Дэйв Кэмп предложил внести поправки в налоговое законодательство страны, которое снизит разработчикам видеоигр по всей стране налоговые ставки, но те компании, которые производят игры с насилием, льгот не получат. Помимо того, что совершенно непонятно, как поступать с компаниями, которые производят и издает игры с разнообразным содержанием (например, компания EA издает и спортивные симуляторы, и серию игр Battlefield), и того, что это в определенной степени ограничение свободы слова, игры с высоким содержанием насилия зачастую самые популярные, в немалой степени потому, что средний возраст игроков в США – 30 лет.
Говорить о том, что игры – это развлечение для детей, уже совсем неуместно.
И очень легко можно представить, что в России может быть принят аналогичный закон, пользы от которого будет не много.
Нельзя не упомянуть также положительный пример Объединенного Королевства. В стране уже год идут споры о том, заслуживают ли игровые компании налоговые льготы. Еврокомиссия отказывалась давать зеленый свет, потому что считали, что игры не имеют достаточного культурного значения, в отличие от кинопроизводства и высокобюджетного телевидения. Но по информации газеты London Evening Standard, Еврокомиссия наконец передумала, и игровые компании получат право на льготы до 25%, при условии, что часть содержания конечного продукта будет «культурно британской».
Совершенно понятно, что до уровня США, да и Англии, по разработке игр, России пока как до луны. Их подход может работать только при наличии крупной индустрии.
Идеальный подход – Сингапур
В структуре государства города-страны есть организация Contact Singapore. Она занимается тем, что заманивает представителей разных направлений бизнеса в страну, и одно из ключевых направлений – игровая индустрия.
Практически любой желающий может приехать в Сингапур, и найти там работу в игровой индустрии (если он соответствует определенным тербованиям), также в стране уже есть отделения таких компаний как Ubisoft и Electronic Arts, а государство часто берет на себя поиск инвесторов для молодых стартапов. В стране существуют образовательные учреждения, которые дают очень сильное и при этом недорогое образование тем, кто хочет заниматься играми. В конечном итоге цель правительства – превратить Сингапур в место производства игр для всего мира, и связующую точку между Западным миром и Азией.
Точных данных по тому, сколько зарабатывают игровые компании в Сингапуре, нет, но по последним доступным данным государство получало в 2010 году с индустрии порядка $1,5 млрд, и с тех пор цифры только выросли. Прибыль только казны Сингапура с игр в 2010 году – примерно 75% от всего рынка видеоигр в России в 2012 году.
Это отличный подход, и через несколько лет Сингапур наверняка в еще большей степени станет ключевым центром игровой индустрии, но по множеству параметров их опыт не подходит для России. Во-первых, вся наша экономика завязана на ископаемых ресурсах, и менять направление (короткий флирт бывшего президента Медведева с инновацией не в счет) никто не собирается. Во-вторых, наши инвесторы, заработавшие на нефти, недвижимости и госзаказах, почти никогда не готовы ждать несколько лет возврата инвестиций, а это обязательное требование в игровой индустрии.
Может быть, когда-нибудь наша страна сможет пойти по пути Сингапура, но нынешнее правительство просто не сможет это сделать, оно построено совершенно иначе.
Странный подход – Северная Корея
Про Северную Корею мы почти ничего не знаем. У большинства жителей нет доступа к интернету, и многие не могут себе позволить купить компьютер, который в любом случае надо регистрировать с представителями власти, примерно как оружие, а по мощности он будет на уровне 1999 года. По косвенным данным мы можем предположить что те, кто все-таки играют в Северной Корее, играют в аркадах, например, в симулятор коня.
В открытом доступе есть игра, разработанная в Северной Корее – Pyongyang Racer, в которую можно поиграть по ссылке. Таинственное нечто, с ужасным управлением, постоянно издевающееся над навыками игрока, цель которой – привлекать туристов в Пхеньян и рассказать немного о городе. Город оно представляет не в лучшем свете, механики не вяжутся с сутью, а один круг по единственной трассе игры занимает 8 минут. Изнутри страны в игру не поиграешь.
При этом те, кто уехал из страны, рассказывают, что некоторые работники правительства имеют доступ к мощным компьютерам и к западным играм. Видимо именно поэтому они используют в пропагандистских роликах кадры из Call of Duty. Эти ролики нацелены на жителей Южной Кореи, где, как известно, игры очень популярны (и поддерживаются правительством), а музыка и кадры должны вызывать у зрителя ассоциации с любимыми вещами. Говорят, подобные ролики, какими безумными бы они не казались на наш взгляд, действительно оказывают влияние на часть молодого населения относительно либеральной Южной Кореи, которые либо изнутри страны поддерживают правительство Ким Чен Ына, либо бегут на север.
В результате одна из самых закрытых стран в мире использует чужие игры в пропагандистских целях, потому что другие способы взаимодействия с играми им не доступны. Ну и делает плохие и злобные «гоночные» «игры».
Оптимальный для России подход – Белоруссия
В Белоруссии уже 20 лет правит президент Александр Лукашенко, и явно не собирается никому отдавать власть. Антиправительственные митинги жестко разгоняют, после последних выборов людей били и задерживали просто за то, что они аплодировали на площадях.
Экономика страны достаточно слабая, во многом страна существует за счет вливаний Российских компаний и за счет относительно неплохого сектора производства молочной и мясной продукции. Единственный действительно сильный независимый сектор экономики страны – IT.
IT, насколько можно понять со стороны, стараются не трогать, в отличие от других направлений бизнеса. Белоруссия похожа на Индию, там находится очень большое количество IT-аутсорса. Помимо этого, представители власти, которые в основном были молодыми и строили карьеру еще при коммунизме, а сейчас уже пожилые люди, не видят смысла отбирать IT-бизнес, для них это набор нулей и единичек. В стране есть парк высоких технологий, где более-менее любая IT-компания может получить налоговые льготы.
В результате, за 2012 год белорусская компания Wargaming заработала около $300 млн, точных данных за 2013 год нет, но предположительно более $500 млн.
Никаких обязательств, в отличие от льгот в Объединенном Королевстве, разработка в Белоруссии ни на кого не накладывает. Правительство страны, которое понимает, что вмешиваться в рынок IT им не надо, просто потому что оно в нем ровным счетом ничего не понимает, поступает на редкость мудро. И это то направление, в котором надо действовать и нашему правительству. Нам не нужно еще одно «Сколково»: хватит налоговых льгот для IT-сектора и субсидий на подготовку специалистов. А дальше все пойдет само.