Оскар 2014: три фильма, за которые я болею
Эта, первая часть – о трех фильмах, которые, по-моему мнению, заслуженно получили основные номинации: Волк с Уолл-стрит, Она и Гравитация. Это, кстати, не значит, что академия оценит их по заслугам, так как номинации – лишь первый шаг. Собственно выигрыш в этих номинациях, боюсь, ни одному из этой троицы не светит, хотя они этого заслуживают.
Вторая статья посвящена следующим шести из 9-ти номинантов на Лучший фильм, которые не то чтобы заслуживают этой номинации.
Важно: Церемония вручения уже началась, поэтому большинство читателей уже будут знать победителей, когда будут читать. Я и сам впишу их сюда, когда узнаю. Но и догадки свои стирать не стану, в том числе и ошибочные. Так будет забавнее.
А теперь подробнее: Оскар любит драмы. Особенно – исторические. Особенно – основанные на реальных событиях. Неудивительно, что в этом году процент таких картин в списке номинантов зашкаливает. Следующие картины были основаны на реальных событиях: Далласский клуб покупателей, Волк с Уолл-стрит, Капитан Филлипс, Афера по-американски, 12 лет рабства, Филомена, Спасти мистера бэнкса, Мандела: долгая дорога к свободе, Невидимая Женщина.
Вдохновлены реальными людьми, имеют реальные прообразы персонажей: Внутри Льюина Дэвиса, Ветер крепчает, Перед полуночью, Великий мастер.
При такой любви к реальной подоплеке экранных страстей невольно удивляешься тому, что собственно документальные фильмы никогда не были особо громкой номинацией и вообще, похоже, мало заботят Академию. Сами номинации на короткий и полный документальные метры и появились-то только в 43-м году, через 17 лет после появления Оскара и декадой позже, к примеру, короткометражной анимации. Нет, Голливуд любит реальность, но только пропущенную через свою машину по производству разноцветной тянучки. Реальная реальность наводит на него тоску. Но мы отвлеклись…
В центре внимания в этом году вот эти 9 картин, номинированные на Лучший Фильм и не только: Д_алласский клуб покупателей, Волк с Уолл-стрит, Капитан Филлипс, Афера по-американски, 12 лет рабства, Филомена, Гравитация, Она, Небраска._
Как многие критики уже отмечали, расширение максимального списка номинантов на лучший фильм до 10 было нужно по большей части для того, чтобы номинировать те фильмы, что никогда не победят. Картины, не слишком перевариваемые академией, но любимые гильдиями, критиками или фестивалями. К примеру, в нынешнем списке это «Она» Джонса и «Небраска» Пэйна. Естественно, они не выиграют, но никто не упрекнет Академию в узости кругозора.
Итак, приступим. Фильмы, заслуженно обласканные вниманием Академии:
Волк с Уолл-стрит
Про шедевр Скорсезе я уже написал все, что мог, в отдельной статье .Добавлю лишь, что в контексте конкурентов он смотрится самым… полноценным фильмом что ли. Большая часть номинантов может похвастаться яркой игрой актеров, но все остальное в них сделано откровенно скучно, без каких либо признаков таланта, амбиции, опыта, чутья и старания. Ни в постановке кадра, ни в движении камеры, ни в цветовых пятнах, ни в общей гамме – ни в чем не видно отдельного нарратива или дополнительных смыслов. Не чувствуется, что кто-то вообще задумывался над этими составляющими полотна. Проходи, садись, вот эти строчки говори и играй покруче, а я тебя сниму в две статичные камеры и будет круто.
На фоне конкурентов Волк смотрится колоссом фильмостроения – просто по объему тех самых таланта, опыта, чутья, старания и амбиций, вложенных в каждый кадр, каждую деталь, каждый угол съемки и траекторию пролета камеры. Гравитация и Она не сильно уступают ему в этом смысле, но это камерные картины, Волк же – масштабное полотно, как обычно у Скорсезе. Очень жаль, что академия готова закрыть на это лаза лишь из-за собственного снобистского восприятия темы и ее подачи фильмом.
Волк получил 5 номинаций: фильм, режиссер, адаптированный сценарий и мужские роли первого и второго планов. Не получит, скорее всего, ничего. Надесь, Ди Каприо готов ждать еще.
Update: Ничего он и не получил. Оскар взял МакКонахи - да не за этот фильм.
Гравитация
В истории кино, наверное, нет другого фильма, который был бы настолько обязателен к просмотру в кино. И не просто в кино, а обязательно в тридэ, и не в любом, а наилучшем из доступных. Мне посчастливилось увидеть ее в кино дважды, причем второй раз – в аймаксе, в Лондоне, в оригинале. Скорее всего, это останется для меня одним из самых ярких впечатлений от похода в кино на всю жизнь. Именно поэтому во многих кинотеатрах она идет до сих пор – возможно, вам еще не поздно успеть.
Несмотря на успех фильма, восприятие его публикой все же несколько искажено. Все понимают, что его главные плюсы – в потрясающей картинке, безупречной графике, неотличимой от реальности, и в реально работающем тридэ, что наводит их на ошибочную мысль – поставить фильм рядом с Аватаром. Даже сценарий и там и там – слабое место. Но значимость Гравитации для киноэволюции куда больше, чем прорыв Аватара.
Операторская работа и хореография камеры продуманы на таком уровне, что создают абсолютно немыслимый стандарт качества. В этом плане конкуренцию Куарону в «Гравитации» может составить разве что Куарон в «Дитя Человеческом». Сверхдолгие, идеально поставленные дубли, нанизанные на грациозную траекторию пролета камеры. Созданный словно впервые живой и четкий язык тридэ, беспрецентная иллюзия погружения, созданная звукорежиссером, сверхреалистичная графика – все это вместе складывается в новый шаг для кино, и шаг огромный. Осталось посмотреть только на то, как киноиндустрия оценит своего чемпиона. И тут важнее даже не наградить шедевр Куарона, а использовать созданный им язык, не проигнорировать все то, что он дал нам.
Естественно, у фильма есть и минусы. С точки зрения науки и фактов он с одной стороны дотошен и точен как никакой другой, с другой стороны – это все же притча о духовном перерождении, возвращении в жизнь, поэтому многие вещи в фильме грешат против реальности. Присутствует и передраматизация сюжета, как в плане личной внутренней драмы (не самый тонкий ход – история про ребенка героини), так и в плане количества неприятностей, которые обрушиваются на нее с подозрительной настойчивостью и периодичностью. И все же, это не более чем мелкие огрехи и вынужденные упрощения, без которых и вовсе невозможно было обойтись.
Это прекрасная аудио-визуальная притча, которая превратила крайне бедную в плане разнообразия звуков и образов среду в эмоционально насыщенное минималистичное полотно. У Куарона было два актера, а от двух актеров – одни лица в неуклюжих шлемах. Из звуков – одно дыхание, да шуршание тросов по комбинезону, из фона – земной шар да черный задник космоса. И немного изумительной музыки. И из этого он создает то самое аудио-визуальное пиршество, которое умудряется передать и тяжесть скафандра и ужас окружающей пустоты и панику от тысяч осколков, способных пронзить героев в любой момент. Если «Чужой» озвучивал главный ужас космоса как «никто не услышит твой крик», то ужас, описанный Гравитацией скорее в том, что ты, может, и докричишься до земли, но тебе все равно никто не сможет помочь. Здесь, на орбите, ты один – либо спасешься своими силами и умом, либо погибнешь.
Номинаций, как и у «Аферы по-американски», много: 10 штук. Но они помельче: Фильм, режиссер, оператор, главная женская роль, художник-постановщик, монтаж, звук, монтаж звука, визуальные эффекты, саундтрек.
Не думаю, что ей отдадут оскар за Фильм, хотя я бы и порадовался, но режиссера и оператора отдать должны. Художник-постановщик, монтаж, звук, монтаж звука, визуальные эффекты, саундтрек – вряд ли отдадут все скопом, но тут везде шансы тоже высокие. Женская роль – было бы тоже вполне заслужено, но вряд ли.
**Update:**Отдали 7 оскаров: режиссера, саундтрек, монтаж, звук, монтаж звука, визуальные эффекты и оператора, что особенно приятно - ключевая номинация для этого фильма. Пока я угадываю чаще чем промахиваюсь, но ничего еще не кончилось. 7 из этих угадал, один промахнулся - постановщика отдали Гэтсби. Последние два, как и думал, не дали. Но это самый большой урожай этого года.
Она
Спайк Джонс дал нам «Быть Джоном Малковичем», «Адаптацию», «Там, где живут чудовища» и трогательную короткометражку про роботов «Я здесь» с Гарфильдом в главной роли. «Она» - это тоже трогательная и нежная история любви человека и искусственного интеллекта. Его собственной операционки, его Сири, как любят шутить. Нежная не только в подходе к своей теме и героям, но во и во всем остальном – в кропотливом подборе цветов, дизайне ближайшего (а точнее даже - альтернативного) будущего и его девайсов, создании саундтрека и продумывании вежливых, размеренных движений камеры.
Тема трансгуманизма, превращения человека в нечто абсолютно новое с помощью технологии, перехода на новый уровень цивилизации, давно должна была стать одним из трендов. Мы все больше погружаемся в виртуальность, созданную интернетом, мобильными устройствами и социальными сетями. Не важно, что самой виртуальности с шлемами и комбинезонами еще нет (хотя всяческие гугл глас, окулус рифт и тысячи других упорно копают в этом направлении), но сам образ мышления уже изменился.
Сознание по большей части находится в виртуальном пространстве – оно мыслит категориями ньюсфидов и сообщений, репостов и фолловинга больше, чем физическим категориями. Первыми в новое пространство перемещаются амбиции, ценности, удовольствия – и они уже почти полностью перешагнули порог в цифровой мир. Лайки, биткоины, репосты – вот валюта нового мира. Заработок и трата денег все больше связаны с несуществующими в физическом мире вещами. И неизбежное появление искусственного интеллекта, изначально как ассистента, проводника в виртуальном мире, а затем – и как полноправного его жителя – не за такими далекими горами, как кажется.
Сращение с машинами и искусственным интеллектом для человека также неизбежно. Актуальность и масштабность значения этой темы в истории человечества – огромны. Поэтому и удивительно, что киноиндустрия не торопится браться за нее всерьез, и мы только сейчас видим первые редкие ласточки там, где уже должна лететь стая: «Она», грядущее «Превосходство» Пфистера, британский мини-сериал «Черное Зеркало», отчасти – новые фильмы Нолана и Гилльяма. По-новому, не так робофобно как Терминатор, Одиссея 2001 или Крейсер Галактика, показывают отношения человека и машины сравнительно свежие Робот и Фрэнк и гениальная Луна (нашими надмозгами превращенная в Луну 2112).
Это очень мало для мира, с головой нырнувшего в сеть. Наши медия эволюционируют быстрее, чем темы этих медия. Мы можем снимать кино на цифровые камеры и фильмы, на 90 процентов состоящие из компьютерной графики, но их темы останутся теми же, аналоговыми. И это и впрямь странно.
Фильм, между тем, прекрасен. Это камерная драма, история любви человека и нечеловека, поэтому – абсолютно непредсказуемая и тревожная, но абсолютно понятная и близкая каждому. Все мы друг другу немного инопланетяне и понимание, чувство изученности и предсказуемости партнера – чаще всего не более чем опасная иллюзия, заставляющая пренебрегать отношениями, и даже не пытаться заглянуть в своих любимых поглубже.
Стилистически фильм вряд ли найдет себе конкурентов – каждая мелочь на экране продумана, пространство самой истории сконструировано очень бережно и точно. Мир населен не только живыми персонажами, но и живыми, говорящими деталями и предметами. Говорящими зачастую больше героев. Лифт-дерево, хищная птица на билборде, компьютерные игры и их персонажи, минималистичность интерьеров, единая цветовая гамма.
Сначала меня, как и многих, сбивало с толку некоторое ретроградство. Почему портсигар–мобильник а не гугл–гласс, почему наушник такой явный, почему неудобный голосовой интерфейс, почему Она не выберет себе лицо и не отображает его на экране? И так далее, пока до меня не дошло, что этот шаг назад и в сторону стилистически создает свое отдельное пространство-время, которое не в прошлом и не в будущем. В реальности такого не будет, и поэтому оно навсегда останется уникальным.
Не стоит воспринимать этот фильм как футуристическую новеллу, попытку предсказать ближайшее будущее технологий и дизайна. Не стоит искать нелогичности в поведении искусственного интеллекта. Это, прежде всего, фильм об отношениях, а уже потом фантастика. Но это не обычная лав стори, а именно исследование взаимоотношений двух разумных существ, взгляд с максимально далекого расстояния, попытка отрешиться от привычного замыленного взгляда и увидеть все с нового угла.
5 номинаций: фильм, оригинальный сценарий, саундтрек, песня и художник-постановщик. Джонс должен получить сценарий. Фильм ему не дадут. Остальные – маловероятно. Возможно, художника. Песня классная, но академия скорее отдаст предпочтение попсовой диснеевской песне из Фроузен.
**Update:**Так и вышло. Отдали только сценарий. Песня и впрямь ушла к Фроузен. Постановщик - к Гэтсби.
В следующей части – фильмы, которые, по моему мнению, получили признания больше, чем заслуживают: Далласский клуб покупателей, Капитан Филлипс, Афера по-американски, 12 лет рабства, Филомена, Небраска.