Оскар 2014: переоцененная шестерка
Важно: Читать, конечно, лучше с начала, с первой статьи, где было введение для всего цикла, но это не так принципиально. Если начнете отсюда, вы тоже не потеряетесь. Статья публикуется за считанные минуты до объявления победителей, поэтому все еще оперирует догадками и ожиданиями.
А теперь подробнее: Мы разобрались с тремя из девяти претендентов на главный Оскар. Перейдем к фильмам, которые, по моему мнению, получили признания больше, чем заслуживают. В том числе и больше, чем заслуживают некоторые, признания не получившие вообще. Я не назову их плохими фильмами, и все же, говоря о категории Лучший Фильм, представляешь себе нечто из ряда вон выходящее. Это же – просто неплохие фильмы, некоторые – на один раз. Самое забавное, что при этом я понимаю – большинство статуэток соберут именно они, а не тройка моих фаворитов. Но приступим…
Афера по-американски
Ее я, к счастью, уже разбирал в недавней статье, где сравнивал с Волком. Думаю, вы уже поняли, что сравнение у меня вышло не в ее пользу. Добавить особо нечего – сильно переоцененный и пустой фильм, где актеры заигрываются до беспрецедентного уровня, забывая, что фильм пусть с ними, но не о них. О’Рассел, снявший прекрасного «Бойца» и ряд хороших фильмов до него, второй год подряд выдает разноцветную пустышку. Но, видимо, он знает что делает – его пустышки собирают признание академии лучше, чем его хорошие фильмы. Go figure.
Номинаций полный набор: 10 штук. Фильм, режиссер, сценарий, все 4 актерские, художник-постановщик, монтаж, костюмы. Получит 2-3 из последних, вероятно одну или обе из женских актерских. Имеет шансы получить лучший фильм и режиссера. Остальное – вряд ли.
Да, четче, чем этот туман, ничего сказать не могу. Любовь академии к О’Расселу иррациональна и величину ее проявлений предугадать сложно. Вручить Лоуренс второй незаслуженный оскар подряд всего через год после первого – легко. Академия любит сказочные истории золушек и себя в роли волшебницы с дарами. Как бы оскар не превратился для Лоуренс в тыкву, давя на нее незаслуженностью и завышенной планкой ожиданий в будущем.
**Update:**Не получил ничего. Все же академия более вменяема, чем я думал. Я только попортил себе репутацию предсказателя этой темной лошадкой.
12 лет рабства
Еще одна реальная история, на этот раз снятая по мемуарам некогда свободного афро-американца, проданного на 12 лет в рабство в южные штаты.
Этот фильм поверг меня в шок. Талантливый режиссер, королевский ансамбль актеров, плодородная тема, одобрительный гул критиков – и я при просмотре не смог почувствовать ничего. Я не смог погрузиться в него, почувствовать коробочки хлопка в пальцах, удавку на шее, холодные кандалы на руках, кнут на спине. Ничего. Все гениально играют, оператор дает потрясающе глубокую и объемную картинку, саундтрек помогает и… ничего не работает. Ты по-прежнему помнишь, что смотришь кино, что это актеры, и они играют. Играют отлично, вот только никак не увидеть в них персонажа. Я бы списал все на личные идиосинкразии, но, как ни странно, такое впечатление получили многие. По крайней мере, по эту сторону океана.
Почему-то при всей натуралистичности и «основанности на реальности», фильм не может достучаться до сердца. Возможно, дело в пассивности главного героя, который по большей части ведет себя как тряпка. Это понятно и объяснимо – в реальности. Попробуй в кандалах погеройствуй. Но на экране, в мире бунтарей и избранных, он смотрится несимпатично.
Смешно, но Джанго год назад вызывал куда больше настоящих эмоций и мыслей по поводу рабства, при всей своей надуманности и легкомыслии. Ведь для того, чтобы навести человека на эти самые серьезные чувства и мысли, тебе не обязательно самому быть серьезным и натуралистичным. Вообще неважно, каким ты будешь – главное привести человека к цели. К катарсису, к озарению, к мистическому опыту бытия в чужой шкуре. Если ты можешь сделать это будучи спагетти-вестерном – честь тебе и хвала вдвойне. Джанго работал. Фильм МакКуина – не работает. Он великолепно снят и полон отличных актеров, которые сильно играют. И все это не работает.
Возможно, американцы оценили его выше, потому что у них есть пресловутая white guilt, вина белого человека, которую он чувствует перед всеми черными за годы рабства. И без нее фильм, возможно, попросту не пробивает зрителя.
Забавно и то, что фильм про американское рабство снимали британские граждане. Сам МакКуин, исполнитель главной роли Эджиофор, а также Камбербетч и даже немец Фассбендер – все британцы по паспорту. Чернокожий режиссер снял чернокожего актера в фильме про американское рабство, к которому ни тот ни другой отношения не имеют. Но нет, я не думаю, что это помешало им сделать свою работу. Вряд ли тут все так просто.
9 номинаций: фильм, режиссер, адаптированный сценарий, обе мужские роли, женская второго плана, художник-постановщик, костюмы, монтаж. Имеет самые высокие шансы на лучший фильм и адаптированный сценарий из всех претендентов. Довольно высокие – на главную мужскую роль, женскую второго плана и последние три номинации в списке. Мое мнение? Я отдал бы постановку и костюмы, не был против Фассбендера с оскаром, но остальное – нет. Достаточно посмотреть предыдущий фильм режиссера, чтобы понять – он может снимать тоньше, смелее, острее и заставлять сопереживать. Если здесь не смог – знать, в следующий раз.
Update: Взял лучший фильм, адаптированный сценарий и женскую роль второго плана.
Далласский клуб покупателей
Ковбой из южных штатов узнает, что у него СПИД. Сначала не верит, потом начинает неожиданно разборчиво и глубоко исследовать существующие методы лечения. Выясняет, что существует заговор фармацевтических компаний, которые не позволяют продавать эффективные заграничные лекарства, впихивая вместо них свои, которые помогают хуже, а вот побочных эффектов имеют массу. Он начинает возить лекарства контрабандой из мексики, а потом и со всего мира – для себя и, позже, для собратьев по несчастью. Попутно обогащаясь на этом.
Я только, что пересказал вам аннотацию, а с ней, рассказал, по сути, весь фильм. Единственный толк смотреть его после этого – это насладиться игрой МакКонахи и Лето. Оба играют как боги. На этом плюсы заканчиваются, а минусы не начинаются. Нельзя сказать, что эту историю можно было снять лучше, нельзя упрекнуть фильм в каких-то особенных ошибках или промахах. Это хорошо, крепко снятая драма на реальных событиях, которую нескучно смотреть. Но и запомнить ее невозможно – фильм проваливается сквозь пальцы памяти, выцветая стремительно и неизбежно.
Да, на такого Лето нужно обязательно посмотреть. С МакКонахи иная история, он играет отлично, но с тем же успехом можете посмотреть Мад или Киллер Джо или сериал Настоящий Детектив – и вы насладитесь его игрой и персонажем не меньше, а то и больше. Нет, я не говорю, что он везде играет одинаково. Персонажи похожи, но он делает их разными и уже за это заслуживает награду. Но его роль в Настоящем Детективе перекрывает по яркости игры его же оскаровскую номинацию.
В плане режиссуры, операторской работы, диалогов и прочего фильм не запоминается ничем. Все крепко сбито, но и только, в память врезает одна лишь короткая сцена с бабочками, намекающая на то, что режиссер все же не так прямолинеен и знает, что такое символы, многослойность и так далее. Но пересматривать я его не буду, да и советовать кому-то – вряд ли. Скорее из отдаленно похожего по теме я пересмотрю Авиатора или Народ против Лари Флинта.
Номинаций 6: фильм, адаптированный сценарий, монтаж, грим и прически, и обе мужских актерских. Должен взять три последние. Имеет неплохие шансы и на первые три.
Update: Как я и думал, взял грим и обе мужские роли. Хотя Оскар Макконахи все же был для меня немного неожиданным. Эджиофор был сильным конкурентом и, конечно, как и все, я держал кулаки за ДиКаприо. Но это год Макконесанса, ничего не поделаешь.
Капитан Филлипс
Американское грузовое судно захватывают четыре голодных сомалийца на моторной лодке. У пиратов Калашниковы, у американцев – водометы и сигнальные ракеты, а также ВМС, игнорирующие крики о помощи до тех пор, пока ситуация не пересекает некую критическую черту.
Мне кажется, что фильму бы пошло на пользу отсутствие реальных событий в его основе. Во-первых, сюжет не был бы жестко заспойлерен – это мешает при просмотре. Хочется болеть за команду и верить в то, что их попытки сопротивления сработают. В какой-то мере они работают, и все же ты понимаешь, что в итоге все придет к ожидаемому финалу.
Во-вторых, это избавило бы от двойственности восприятия, ведь ты не только понимаешь, что произойдет, но еще и знаешь, что все происходило не так. Дело в том, что американские моряки из этой истории уже сказали в интервью, что фильм все переврал.
Том Хэнкс изображает капитана героем, мудрым и предусмотрительным лидером, который ко всему прочему неким шестым чувством предугадал нападение пиратов и сделал все возможное, что было в его силах. И это даже в фильме, по меркам художественного произведения, кажется притянутым за уши. Столь богатый добродетелями герой смотрелся бы неестественно даже в космоопере.
Особенно смешно то, что по рассказам команды, капитан Филлипс является полной противоположностью своего экранного отражения. Он заносчив, тираничен, самоуверен и лицемерен. Именно он завел судно так глубоко в опасную зону, проигнорировав все предупреждения о нападениях и рекомендованную удаленность от берега африки. Он ломанулся в опасные воды, а потом с упрямством самодура заставлял команду отрабатывать учебную пожарную тревогу в тот момент, когда пираты уже вплотную подбирались к кораблю. Героизм и самопожертвование? Команда помирает со смеху. Если что и привело его в руки пиратов, то это, по их подозрениям, суицидальные наклонности – он словно хотел, чтобы его схватили. Звучит странно, но многие его поступки можно объяснить только этим.
Я понимаю, что к качеству фильма Гринграсса это не относится. И все же я не могу разделить для себя кино и реальность, из которой он вырос. Вся эта история чрезвычайно дурно пахнет. И перевирание правды, и Хэнкс, ходящий чуть ли не в обнимку с реальным капитаном Филипсом, и действия студии по замалчиванию правды (многие члены команды подписали договор о неразглашении реальных событий за некую сумму. К счастью, не все – оставшиеся дали интервью).
К Гринграссу у меня нет никаких теплых чувств, так как трилогию Борна я считаю необъяснимо переоцененной. Режиссура здесь не совсем беззубая, за что ему спасибо, но ничего прорывного в ней нет. Более того, дерганая шатающаяся ручная камера многих сильно утомила при просмотре. Морскую болезнь можно заработать.
Основные плюсы фильма: актерская игра Хэнкса и Абди (главный пират). Я слышал, что Абди хвалили, но тут убедился с удивлением, что не зря. Яркая игра, интересный персонаж. Чуть ли не единственный не одномерный. В пору и фильм в его честь называть, а не в честь капитана. Или просто «Капитан», без Филлипса, потому что ключевая фраза Абди «Капитан теперь я» могла бы сделать название многозначным.
Второй плюс – пираты показаны неплохо, хотя бы немного затронуты истоки пиратства, жизнь в сомали и то, как они, собственно, доходят до жизни такой. Хорошо, что при знакомстве с персонажами пиратов, ты чувствуешь к ним сочувствие и даже некоторое время болеешь за них, но к концу фильма Гринграсс умудряется почти примирить тебя с тем, как для них все закончится.
Третье – само нападение и меры противодействия американцев оказались интереснее и сложнее, чем я предполагал. За ними интересно было смотреть.
На этом плюсы фильма кончаются, и начинается серость и непримечательность. Фильм может быть интересен как медийное явление – в совокупности со скандалами и интервью, как повесть о лицемерии и нашей потребности в героях, но именно как фильм он вряд ли будет кому-то часто вспоминаться.
Update: Только сейчас заметил, что вообще забыл погадать на капитана. Не верил, что он что-нибудь возьмет, так и вышло. Абди сильно сыграл, но оскар Джареда Лето был стопроцентным, тут шансов не было. Номинаций было 6: Лучший фильм, Лучшая мужская роль второго плана, Лучший адаптированный сценарий, Лучший звук, Лучший монтаж, Лучший монтаж звука.
Небраска
Я совсем не понял, как этот фильм оказался в программе. Безусловно, у него есть некий «artsy feel», то есть налет артхаусности: черно-белость и философичность, жизненность и немногословность, проблема отцов и детей, «настоящая Америка», бла-бла-бла. Но я не смог ничего взять от этого фильма, остановимся на этом. Сцены и персонажи жизненны настолько, что есть ощущения записи с камер слежения – это сцены из жизни, да. Настолько скучные и ничем не примечательные, что абсолютно неясно, как они оказались в фильме. Искусство – это квинтэссенция реальности, концентрированная правда жизни. Реальность можно использовать как материал, но всегда, чтобы сказать что-то конкретное. Если просто включить камеру и снимать «жизнь» - это еще не кино. Даже не документальное. Кино – это законченное высказывание.
Здесь же реалистичность и жизненность доходит до такого уровня, что вытесняет собой кино как творчество, как плетение из концентрированных смыслов, символов, подчиненное ритму и темпу, в высшей степени искусственное построение из максимально естественный элементов.
Я не вижу, что кто-то пытался передать дополнительные смыслы такой постановкой камеры, что кто-то долго думал над этими диалогами, кропотливо ставил свет и подбирал костюмы. Ощущение обратное – все это набросано в кучу минимумом усилий. Жизненно и артхаусно, значит, и так сойдет.
Если проще, Небраска – это смертельная черно-белая скука.
Шесть номинаций. Шесть! Больше, чем у Волка. Фильм, режиссер, сценарий, оператор, главная мужская и женская второго плана. Не возьмет, как и волк, ничего. Академия вряд ли серьезно влюбилась в этот фильм, скорее всего, бросила ему номинаций из соображений вроде «пусть не говорят, что мы не ценим бюджетный артхаус».
**Update:**Не взял, как и волк, ничего. Как, впрочем и афера, Филомена и капитан Филлипс.
Филомена
Бывшая монашка пытается разыскать сына, которого монастырь отнял у нее и продал в америку полвека назад.
Это хороший фильм с впечатляющей игрой Джуди Денч, который оказался не такой пустой и бессовестной слезовыжималкой, какой казался мне изначально. Его приятно смотреть, актеры прекрасно играют, сюжет более динамичен, чем представляется из описания, и фильм в итоге тоже дает больше.
Денч, как ни странно, из всех номинантов на главную женскую роль, дает самую серьезную и глубокую драму. Не столь наглухо пережатую сценаристом, как доставшаяся Мэрил Стрип и Сандре Буллок, не такую книжно-моралистичную как у Бланшетт или схлопнувшуюся в актерском эго как у Эми Адамс. Денч, как и Сандра Буллок, изображает мать, потерявшую ребенка, но делает это с какой-то потрясающей сдержанностью и человечностью, что не может не затронуть вас за живое. Самое интересное – игру не назовешь яркой, Денч не устраивает истерик, не вопит и не заламывает руки. Гениальность этой роли как раз в минимализме, в донесении персонажа до зрителей, а не в устраивании показушного балагана, лишь бы показать все свои возможности лицедея. За такое выступление, скромное и мощное, оскара обычно не дают.
Как и большинство номинантов, это фильм по реальным событиям, и точно так же непримечателен ничем кроме актерской игры. Картинка крайне стандартная, в постановке, монтаже, озвучании и прочем нет ничего яркого, что может разбудить вас, если вы начнете дремать. Забудется он тоже, скорее всего, довольно скоро.
Номинаций четыре: фильм, адаптированный сценарий, главная женская роль и саундтрек. Не возьмет ничего. Хотя главная женская роль вполне заслуживает хотя бы шанса. Шеф Бонда показала себя во всей красе.
Update: Не взял ничего.
Возможно, кому-то покажется, что я слишком многого требую от этих фильмов, что они вполне хороши и заслужили награды. Но подождите, пока я не расскажу о тех фильмах, что могли и, как по мне, должны были оказаться на их месте. Шедеврах, проигнорированных Киноакадемией.
Так каковы в итоге мои предсказания? Пока у меня есть еще пара минут до объявления победителей.
Лучший фильм: 12 лет рабства. Режиссер – Куарон. Обе мужские роли – Далласский клуб: Макконахи и Лето. Актриса первого плана – Кейт Бланшетт. Второго – Джулия Робертс (хочется верить, что они все же не сошли с ума и не отдадут его Лоуренс). Оператор, саундтрек, монтаж, звук, монтаж звука и визуальные эффекты – Гравитация. Оригинальный сценарий – Она. Адаптированный – 12 лет рабства. Костюмы – Афера. Грим – Далласский клуб. Песня и лучший полнометражный мульт – Холодное сердце.
**Update:**16 из 18 угадал, дважды промахнулся - актриса второго плана все-таки Лупита из 12 лет рабства. Костюмы, как и декорации, ушли к Гэтсби, про которого я позорно забыл. Но самым шокирующим для меня на этой церемонии (помимо того что я не ожидал угадать так много) стала номинация документального полного метра. Акт убийства - это меняющий мировоззрение фильм о геноциде в Индонезии, интервью с массовыми убийцами на свободе, милашка и боксер - прекрасный фильм о супружеской паре японских художников, еще был фильм о войне и еще один - о Египетской революции. Они выбрали документалку о бэк-вокалистах. На этом моменте я несколько выпал из реальности. Насколько самовлюбленными и оторванными от реальности нужно быть? И дело ведь не только в горячей теме - акт убийства устанавливает высочайший стандарт качества документалистики. Бэк-вокалисты, бедные, недооцененные. Мрак.