«Опустошение» от Netflix: Том Харди в боевике создателя «Рейда»

На стриминг-сервисе Netflix вышел новый фильм Гарета Эванса, создателя ультражестокой и техничной дилогии «Рейд». Долгострой режиссёра лёг на студийные полки в далёком 2021 году. И только сейчас заждавшиеся зрители и фанаты постановщика получили возможность оценить экшен-детектив с Томом Харди в главной роли. Казалось бы, проект с харизматичным актёром в главной роли и именитым мастером жанра должен попасть точно в цель, но несколько выстрелов всё же прошли мимо. Рассказываем, что получилось у дуэта, а что пошло не так, как хотелось бы.
Название: «Опустошение» (Havoc)
Страна: США, Великобритания
Жанр: боевик, криминал
Режиссёр: Гарет Эванс
В ролях: Том Харди, Джесси Мей Ли, Тимоти Олифант, Форест Уитакер, Келин Сепульведа, Джастин Корнвэлл, Ео Яннянн и другие
Где смотреть: Netflix
Но прежде чем говорить об этом, стоит коротко рассказать, о чём вообще «Опустошение». В центре сюжета — детектив Уокер. Тяжёлый человек с постоянно помятым лицом, потрёпанной душой и потрескавшимся моральным компасом. После неудачной операции он оказывается втянут в цепочку событий, где грязь, предательство и реки крови смешиваются в один нескончаемый поток проблем. Его задача — найти и вернуть домой похищенного сына влиятельного политика. Но этот путь окажется усеян трупами.
Гарет Эванс как мастер жанра
Имя Гарета Эванса для киноманов ассоциируется в первую очередь с «Рейдами» — двумя вкусными боевиками, задавшими в своё время запредельную планку для того, как должен выглядеть экшен в закостеневшем жанре. Пыльно, с хрустящими костями, хлёсткими ударами, истошными криками и литрами крови. Стиль режиссёра легко описать как сплав грязного реализма, гиперболизированной жестокости и почти балетной точности движений. Причём «Рейд» был чем-то большим, чем просто экшен-каруселью. Рядом с феноменальной хореографией тихонько ютилась не менее важная история о том, как человек способен цепляться и драться за жизнь, когда всё вокруг начинает рушиться.

Неудивительно, что после триумфа «Рейда 2» ожидания от любого нового проекта Эванса были запредельными. Фанаты ожидали, что постановщик вновь создаст нечто хрестоматийно важное для жанра. И «Опустошение» могло стать именно этим фильмом. Но реальность оказалась куда сложнее.
Долгий путь к релизу
Производство фильма тянулось с 2021 года, в какой-то момент, судя по всему, что-то пошло не так. Сценарий требовал доработок, некоторые сцены пришлось переснимать. Гарет Эванс, известный своим перфекционизмом, начал переделывать кино: пересъёмки проходили в 2023 году, а затем ещё одна волна доработок пришлась на 2024 год.
Ситуацию осложняла и постоянная занятость актёрского состава. Том Харди в это время успел сняться в нескольких других проектах, включая всю трилогию «Венома», и, как следствие, в некоторых сценах заметно, как актёр постарел за время между основными и дополнительными съёмками. Это создаёт странный эффект: в одном кадре Харди выглядит свежее и злее, а в другом — заметно старше. Уставший, будто в действительности снимался без отдыха на протяжении четырёх лет в «Опустошении». Однако в контексте истории о человеке, измученном жизнью, такие шероховатости, скорее, работают на атмосферу, чем мешают ей.
Сила одного актёра

На своих плечах тащит фильм Том Харди. В детективе Уокере нет ничего от супермена, он не глянцевый герой. Его кулаки разбиты, а кодекс чести пошатнулся ещё несколько лет назад. Но в нём всё ещё теплится остаток правильности, который заставляет героя снова и снова подниматься на ноги.
Харди раскрывается здесь и в экшене, и в редких хороших диалогах. Каждое его движение — тяжёлое, выстраданное. А в каждой реплике ощущается хлёсткость, язвительность, как удар в челюсть. Он органичен в этом грязном мире так, словно родился в нём. К сожалению или к счастью, объём в этом фильме есть только у него.
Хореография боли
Было бы странно не сказать, что в «Опустошении» хорошие бои. Но, к сожалению, не все. Гарет Эванс не утратил чутья, и экшен до сих пор выглядит сочно. В рукопашных схватках много грязи. Они тяжеловесны, но ощущаются честно. Каждый удар чувствуется, каждый хруст костей имеет вес.
Временами постановщик позволяет себе с головой удариться в стиль. Режиссёр не раз берёт интересные ракурсы, закольцовывает сцены, придаёт картине чуть больше контраста и представляет членов бандитской триады с максимально подчёркнутым, гиперболизированным пафосом. Гротескность происходящего не мозолит глаза, а, наоборот, осознанно поднимает вес даже самым незначительным сценам.
Отдельного упоминания заслуживает драка в клубе примерно на середине фильма. Постановка сцены — эталонная. Напряжение нарастает постепенно, пространство используется по максимуму: от разбитых столов до поломанных дверей. Когда эскалация насилия достигает своего пика, складывается ощущение, что позавидовать «Опустошению» может даже «Джон Уик». Бойня в клубе в хорошем смысле кажется бесконечной. Резкие удары, сотни выпущенных патронов и тесак, выступающий отдельно живущей сущностью, в те моменты, когда переходит из рук одного героя в окровавленные руки другого. Добавляет ярких красок происходящему феноменальная работа звукорежиссёра. Звучать так, как звучит на протяжении всего хронометража и в частности в этой сцене картина Гарета Эванса, может позволить себе далеко не каждый представитель жанра.
Если бы вся лента была такой же безумной и смелой, как бойня в свете софитов ночного клуба, «Опустошение» вовсе не опустошало бы ближе к финалу.
Не всё золото
Но ближе к финалу становится понятно, почему кино не выходило так долго. И дело вовсе не в желании Гарета Эванса достичь идеала. Потому что сделать этого, к сожалению, не получилось.
Второстепенные персонажи в «Опустошении» откровенно слабые. Несмотря на участие таких сильных актёров, как Тимоти Олифант, Форест Уитакер и Луис Гусман, об их героях сложно сказать что-то интересное. Они блеклые, клишированные и вызывают совершенно нулевую эмпатию. Впрочем, мастодонты профессии хотя бы пытаются вдохнуть в своих героев жизнь, выжимая из них максимум. Но им просто негде развернуться. Остальные же актёры порой выглядят так, будто читают свои реплики прямо со сценарного листа. Это придаёт боевику элемент неожиданной комедийности, но это явно не то, на что рассчитывал Гарет Эванс.
В первой трети фильма «Опустошение» зачем-то предпринимает попытку использовать нелинейное повествование, меняя последовательность сцен и вводя флэшбэки, раскрывающие прошлое детектива Уокера. И если скелеты в шкафу главного героя получают сюжетную ценность ближе к финалу, то хаотичность первого приёма лишь усложняет восприятие сюжета и перегружает структуру фильма ненужными деталями.

В финальном акте боевик и вовсе скатывается в гротескный фарс: враги набегают на пулемётные очереди героев или стоят рядом и терпеливо ждут, пока их заденет шальная пуля. Реализма в «Опустошении» не было и до этого, но Гарет Эванс к концу растерял самое главное — чувство стиля и меры. С сюжетной нелепицей, творящейся на экране, и исчезающими и появляющимися персонажами теряется и напряжение, что для зубодробительного детективного триллера — совершенно непростительно.
Особенно смешно и символично выглядит бронежилет на герое Тома Харди. Во время последней перестрелки его керамических пластин так и не коснулась ни одна пуля. Сама броня оказывается ненужной, как и логика, покинувшая картину ближе к финальным титрам.
Стоит ли смотреть «Опустошение» от Netflix?
Как кулак опытного, но уставшего воина, потерявшего выносливость ближе к концу боя, фильм Гарета Эванса далеко не всегда попадает в цель. «Опустошению» было под силу стать новым словом в жанре, но не получилось. В свои лучшие моменты фильм гулким эхом отдаёт знаковыми работами постановщика, а в худшие страдает от перегруженного сюжета, откровенного фарса в финале и картонных второстепенных персонажей. Благо могучая харизма Тома Харди и несколько великолепных боевых сцен спасают положение и позволяют боевику стать немного большим, чем ещё один продукт-однодневка на стриминг-сервисе Netflix.
