«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» – ещё один проходной боевик со Стэйтемом от Гая Ричи
В российский прокат вышел новый фильм Гая Ричи («Большой куш», «Шерлок Холмс», «Джентльмены») – шпионский боевик, где элитный разведчик (Джейсон Стэйтем) собирает команду из шпионов и голливудской звезды (Джош Хартнетт), чтобы предотвратить сделку с продажей секретного оружия. Автор «Канобу» Николай Кубрак разбирается, почему блокбастер про спасение мира оказался одним из самых слабых проектов в карьере британского режиссёра и стал тревожным симптомом творческого упадка.
Сценарий снова всё испортил
Плохую историю не спасёт ни один талантливый режиссёр – факт, проверенный уже многократно. Ричи указан в титрах одним из сценаристов, но он не придумал, а лишь доработал текст Айвана Эткинсона и Марна Дэвиса («Джентльмены»). Операция «Фортуна» не похожа на типичный проект британца и скорее продолжает новый период, открытый унылым «Гневом человеческим». За весь фильм сыграет всего одна шутка в духе старого-доброго Ричи – в остальном это стандартный шпионский боевик в стиле провального «Серого человека». Много экзотических локаций, запутанная история, твисты, предательства, брутальные агенты и полная сюрпризов красотка – все эти и другие клише жанра на месте. Но кроме них – ничего.
Операция «Фортуна» больше похожа на фильм категории Б, чем на блокбастер. Номинально дорогой фон скудно мелькает где-то в стороне, взрывов и перестрелок минимум, а по ходу хронометража не раз сбивается цветокор – совсем уж неприемлемо для большого режиссёра. Сценарий не даёт разгуляться. Ричи в руки попала история по канонам дешёвых старых телефильмов или забытых игр прошлого. Что может быть банальнее, чем команда по спасению мира из персонажей-функций? Молчаливый боец, меткий снайпер, язвительная хакерша, везучий комик-релиф, саркастичный руководитель – стандартный набор, который стыдно использовать даже в настольных ролевых играх.
Сюжет предельно стандартный и предсказуемый, но при этом повествование перегружено деталями. Иногда появляется так много новых фактов и имён, что теряешь сюжетную нить. Ричи пытается разбавить всё юмором, но вместо него получается лишь вульгарные реплики и вторичные словесные перестрелки.
Каждый диалог в фильме – дежурный, а сюжетные повороты – ожидаемые и стандартные для жанра. Полное ощущение, что два последних фильма Ричи – проходное развлекалово, которое обычно для кабельных каналов снимают режиссёры-ноунеймы. Задача большого автора – превратить блеклую историю в нечто яркое и уникальное. Ричи не справился: Операция «Фортуна» больше похожа на очередной боевичок со Стэйтемом («Перевозчик», «Форсаж: Хоббс и Шоу», «Адреналин»), чем на новый шедевр британского хулигана.
Ричи разучился развлекать
Британцу, который любит сам создавать истории с нуля, уже не раз приходилось работать по чужим сценариям. Так прошёл весь американский период карьеры Ричи. Он зарекомендовал себя не самым кассовым автором, но зато одним из узнаваемых – стиль Ричи пронзает что детективного «Шерлока», что фэнтезийного «Короля Артура», что диснеевского «Аладдина». Режиссёр адаптировал и прокачал набор своих навыков из первых британских криминальных комедий – клиповый монтаж, точечные слоумо-сцены, жирный акцент на экспозиции героев, чёрный юмор и насыщенные острыми диалогами отношения персонажей в духе бадди-муви. Ричи адаптировался под студийные требования и большие бюджеты, но не утратил стиль. Каждый раз ему удавалось удивлять и развлекать зрителя.
Эту способность режиссёр будто бы утратил после успеха «Джентльменов». «Гнев человеческий» выдался напрочь серьёзным, скучным и сухим фильмом.
Ричи будто задался целью убить в себе автора и показать скиллы ремесленника (ну, или же попал в рабство тонущей пост-вайнштейновской студии Miramax в обмен на возможность снять «Джентльменов»). В «Искусстве побеждать» Ричи не узнать, теперь он просто мужик за камерой. Бюджета, масштаба и пространства для креатива здесь больше, чем в «Гневе человеческом», но британец этим почти не пользуется.
Например, для съёмок привлекли 8711 Entertainment – компанию Чада Стахелски, которая делала экшен для франшизы «Джон Уик», «Атомной блондинки» и «Дэдпула». Драки, погони и перестрелки поставили в духе боевиков каскадёрской волны – всё реалистично и проработано: герои считают патроны, используют подходящие для ситуации боевые стили и не теряют голову в драках. Экшен напоминает брендированный стиль «Джона Уика», но только со съёмкой Ричи справился заметно хуже Чада Стахелски и Дэвида Литча («Джон Уик», «Дэдпул 2», «Быстрее пули»). Старания постановщиков трюков убивает монтаж с перебором склеек, а для ярких драк и перестрелок режиссёр почти не использовал нестандартных ракурсов и подходов – что для него большая редкость. Из чего-то необычно есть разве что снорри-кам – привычный приём Ричи, когда камеру крепят к телу актёра, снимая его лицо во время экшен-сцен.
Какими бы спорными ни выходили проекты британца, три вещи работали всегда: уникальный подход к экшену, юмор и харизматичные персонажи. С первой не срослось, с остальными – увы, тоже. Ричи оживил карьеру Джоша Хартнетта («Чёрный ястреб», «Счастливое число Слевина», «Одержимость»), но качественного скачка в сравнении с фильмами нулевых незаметно – это явно не история в духе Микки Рурка («Рестлер», «Железный человек 2», «Город грехов»). Хью Грант будто бы повторяет свой же образ из «Джентльменов», – есть даже почти такая же сцена с барбекю – но уже не так ярко и смешно. Стэйтем всё тот же – будто сошедший с известного мема. Выделяется разве что Обри Плаза («Белый лотос», «Легион», «Скотт Пилигрим против всех»), которая забирает всё внимание яркой харизмой и попытками разбавить серьёзный настрой других героев. Но с юмором тоже беда – местами он до вульгарности пошлый, ироничные диалоги вторичны, а фирменных шуток Ричи всего парочка. Даже в «Аладдине» режиссёр не терял свой креатив и умения развлекать зрителя. Но после этого кассового успеха и прорыва с «Джентльменами» режиссёр будто бы успокоился и решил резко повзрослеть, что явно не пошло на пользу. Это разочаровывает: мы видели Гая Ричи разным, но никогда до того – скучным.
«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» – не фильм, а провальный челлендж
На рубеже нулевых и десятых Гай Ричи бросил вызов самому себя – тварь я дрожащая или успешный голливудский воротила? Как любому талантливому человеку, ему надоело повторять то, что и так получается хорошо – пришло время двигаться дальше и усложнять задачу. На смену локальным криминальным комедиям пришли гигантские голливудские блокбастеры. «Рок-н-рольщик» захлопнул британский период карьеры, а «Шерлок» открыл двери к новым возможностям. С тех пор каждый новый проект Ричи – это челлендж: смогу или нет?
С «Шерлоком Холмсом» явно смог – вписался в тренд и освежил набирающего популярность героя. Но после дилогии – ни одного очевидного успеха: «Агенты А.Н.К.Л» и «Король Артур» понравились фанатам, но провалилсь в прокате, а финансово успешный «Аладдин» ругали критики. Для Ричи процесс будто бы стал важнее результата. Он специально пробовал новое и ставил сложные задачи. Все его голливудские проекты – это попытки оживить старые бренды и показать знакомых героев с новой стороны. Каждый раз режиссёр менял жанр: от шпионского боевика к заделу на фэнтези-франшизу и кино для всей семьи. Даже «Джентльмены» – такой же вызов: после миллиардных сборов «Аладдина» взять и вернуться к началу пути и снять британскую криминальную комедию.
Ричи сначала всем всё доказал, а затем переоткрыл авторский стиль, показав, как повзрослел после Голливуда. Но затем почему-то решил всё сломать и придумать себе новое испытание. «Гнев человеческий» – оказался ремейком, который проигрывает оригинальному французскому «Инкассатору», а «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» выглядит как необязательное кино и блокбастер ради блокбастера.
Гай Ричи – русский народный режиссёр. Российский прокат стабильно входит в топ-5 самых прибыльных для его фильмов, наполненных знакомыми всем нам типажами – от бандитов до олигархов. Стильную рекламу в канун чемпионата мира 2018 тоже не забываем. Секрет популярности у простых русских пацанов прост – ранний Ричи снимал кино по понятиям. Незнакомый британский антураж, но всё остальное – максимально родное: дворовая романтика, мужицкие подколы, брутальные рамсы и истории простых парней, которые выбились в люди. Жизнь Гая Ричи – точно такое же кино: нагло ворвался в эту движуху, всё переполошил, заполучил большие деньги и красивую даму, ушёл в крупный бизнес. За этого его так и любят в России, где истории в духе «от босяка до короля» стали реальностью и мотивацией для миллионов парней. И всё бы хорошо, но в новом этапе карьеры дерзкий хулиган растворился в дорогих костюмах, потерял себя и начал спотыкаться. Пацан к успеху шёл – не фартануло.