Посмотрели «Оно 2». Разочаровывающий сиквел самой успешной экранизации Кинга
Экранизация монументального романа Стивена Кинга очень точно уловила дух оригинала, где главным монстром выступал отнюдь не инфернальный клоун-людоед Пеннивайз. Самое жуткое чудовище — всегда человек. Например, школьный хулиган, который может ножом вырезать свое имя на животе жертвы, или разносящие дурную славу сплетники. Отдельным пунктом идут любые взрослые — главные враги детства. В итоге, что книга, что фильм 2017 года — энциклопедии психологических травм, которые остаются с тобой на всю жизнь.
И после феноменального кассового успеха — ведь первая часть «Оно» носит титул самого успешного фильма ужасов в истории! — компания Warner Bros. буквально завалила режиссера Андреса Мускетти деньгами и возможностями.
Поэтому на момент неизбежного анонса сиквел «Оно 2» (It: Chapter Two) выглядел фильмом мечты, не в последнюю очередь из-за актерского состава. К уже знакомым Финну Вулфарду (Майк из «Очень странных дел») и Софии Лиллис добавились Джеймс Макэвой, Джессика Честейн и даже Ксавье Долан. Часть картины происходит спустя 27 лет после событий оригинала. «Клуб Неудачников» давно распался, и бывшие неразлучные друзья живут каждый своей жизнью. Однако из родного городка Дерри приходят тревожные вести: Пеннивайз вернулся, а вместе с ним и страхи, которые все эти годы подавляли в себе герои.
Подобный сюжет может показаться притянутым за уши. Но это ошибочное суждение. Картин о тягостном возвращении домой и встрече со своими детскими травмами не так много. И далеко не все из них выполнены на уровне «Таинственной реки» Клинта Иствуда. Вторая половина книжного «Оно» изобиловала тонкой, умной и безжалостной рефлексией на эту тему. А экранизированная Chapter Two лишь тотально разочаровывает.
Вместо того, чтобы стать кульминацией, фильм демонстрирует три часа творческой импотенции. Герои все время натужно страдают. При этом, как в романе, ключевую роль в происходящем играют флэшбэки. Но действо скачет из прошлого в настоящее с такой скоростью, что просто не успеваешь сосредоточиться над очередной проблемой персонажей. Вдобавок, в середине создается ощущение краткого пересказа событий романа. Да, Кинг всегда был многословным (порой чересчур) автором. Но в его произведениях всегда присутствовала логика и внутренняя взаимосвязь. А добрая половина «Оно 2» ощущается кашей из беготни, рыданий и криков.
В одной из ключевых сцен фильма взрослый Билл попадает в зеркальный лабиринт из собственных страхов. И все, что он делает — БЕГАЕТ, РЫДАЕТ и ОРЕТ. Никакого сложного психологического излома или внутреннего монолога — лишь бессмысленная истерика, которая повторяется из раза в раз у всех персонажей и начинает выглядеть сперва комично, а затем жалко. И это невероятно обидно! Ведь что Макэвой, что Честейн — действительно талантливые артисты, которые способны своей энергией выжечь напалмом всю съемочную площадку.
Но этого не случилось. И причина этому — режиссер. Очевидно, что Мускетти не удалось раскрыть своих артистов, дать им возможность вжиться в экранные персоналии. Поэтому работают они не как профессиональные актеры, которые способны улучшить фильм своей игрой, а как зазывалы на представлении.
Ибо термин «кинозвезда» в первую очередь обозначает громкое имя на обложке, с помощью которого можно продать побольше билетов. Именно поэтому юная Беверли в два счета затыкает за пояс взрослую версию. А все взаимодействия поколений из трейлеров — потенциально самые визуально интересные моменты — фильм практически не использует.
Но вновь переигрывает всех Билл Скарсгард. Да, пусть его лица не видно за тонной грима и CGI, но эта улыбка, скрипучий голос, дерганные движения и абсолютно фантасмагорические кривляния пусть и не претендуют на большое актерское мастерство, но глаз просто не оторвать. Да и в целом настолько дотошное воссоздание эстетики персонажа вызывает искреннее восхищение. При этом напугать Пеннивайз может лишь совсем маленьких детей. Хотя тут сюрпризов быть и не могло. Даже первую часть было смотреть интересно, а не страшно. В продолжении эффект лишь возрастает и порой «бу-моменты» даже выглядят лишними.
В итоге «Оно 2» — очевидный провал. У фильма нет ни одной объективно сильной стороны, которая способна перекрыть даже часть недочетов и откровенных ошибок. И в этом виноват исключительно режиссер. Напоминаю, что его зовут Андрес Мускетти, он протеже Гильермо дель Торо. Вместе они работали над хоррором «Мама».
И что этот фильм, что первая часть «Оно» — истории камерные. Теперь очевидно, что в случае Мускетти художник должен быть голодным, а большой бюджет и известные имена лишь все портят. То, что «Оно 2» вплотную подберется к миллиарду или преодолеет эту планку, — вопрос почти решенный.
А это значит, что, несмотря на все вышеописанное, Андреас попадет в высшую лигу Голливуда. Привет, возможности! Прощайте, амбиции! А потерять перспективного режиссера в период, когда их итак по пальцам пересчитать — вот это действительно грустно.
- В начале августа наш кинообозреватель Денис Юрьев предсказывал, что вторая часть получится лучше первой.
- «Оно» в главных фильмах 2017 года
- Лучшие книги Стивена Кинга по мнению Александра Башкирова
- Лучшие и худшие экранизации Кинга (Башкиров-Трофимов)
- Лучшие экранизации Кинга по мнению редакции «Канобу»
по-моему первая часть переоценена