Once Upon a Swan...
Уже в экспозиции фильма задается мистицизм, который, по сути, является остовом картины. Вся драматургия вертится вокруг персонажа Натали Портман, Нины, которая борется с демонами своей души. Даррен Аронофски играет со зрителем с первых же минут картины. И до самого финала тянется основная интрига. Мастерство сценариста в том, как хитро переплел он несколько женских образов, комплексы и страхи внутри Нины и подкрепил психологизм жесткой драматургией. Фильм смотрится на одном дыхании, его нельзя смотреть закрытыми глазами, а значит - это настоящее кино.
Нина, главная героиня, очень хочет получить главную роль в новой постановке балета “Лебединое озеро”. Ей мешает “наивность, чистота”, с белым лебедем она легко справится, но задача режиссера в том, что одна балерина должна танцевать обе партии - белого и черного лебедя. Поэтому Нине придется “темнеть”. Режиссер ей в этом помогает, средства жесткие, но действующие. Однако, неясно, что есть его ходы, а что - воображение героини.
Черный лебедь - соблазнительница, разрушительница счастья, рок, который приводит белого лебедя к самоубийству. В день, когда главный режиссер должен сделать выбор актрисы, у Нины появляется конкурентка. Совершенная, раскованная, свободная от предрассудков красавица с татурировкой черных крыльев на спине. Она - идеальный Черный лебедь, но она уступает роль и так силится помочь Нине “почернеть”.
День за днем в процессе репетиций балета идет борьба Нины с самой собой. Рушится ее розовый детский мирок. Через самоудовлетворение она постигает секс и расширяет свое мировосприятие. Она пускает в себя свою конкурентку, но все еще зажата, не может отпустить себя, и именно в этой борьбе и создается идеальный тандем черного и белого, который воплощается в постановке балета.
Главный режиссер одержал победу - Нина была великолепна, премьера балета прошла на ура, но за нее было заплачено страшной ценой. Ценой совершенства. Трудно понять, произошла ли жертва искусству, либо достижение совершенства личности через танец, потеря себя или преодоление, так или иначе, столкнувшись с потусторонним миром по канонам сказок, обычный человек погибает для обычного мира.
Финал картины заставляет размышлять не только о будущем героини (ибо финал открыт), не только о верности-неверности ее поступка, но и о сути искусства, самоотдачи и внутреннего выбора, когда скольжение на грани всегда должно привести к падению в одну из сторон.
Замечательный философский, красивый, драматичный и динамичный фильм с потрясающим актерским ансамблем и достаточным количеством загадок, которые каждый зритель может решить по-своему.