Old Man Logan: чем закончилась история Старика Логана в основной вселенной?
Осторожно, спойлеры!
Десять лет назад сценарист Марк Миллар и художник Стив МакНивен создали отличную историю под названием Old Man Logan (она, кстати, попала в Топ 100 комиксов и манги по версии «Канобу», Wolverine Vol. 3 #66–72, Giant-Size Old Man Logan #1). В ней изрядно постаревший Росомаха пытался спасти благополучие своей семьи. Ради этого ему пришлось отправиться в путешествие через постапокалиптическую Америку, где суперзлодеи окончательно победили супергероев, на пару со старым другом Соколиным глазом. И Логан не был бы собой, если во время пути не вляпывался в различные неприятности, из которых он предпочитал уходить с миром, не давая себе выпустить наружу того самого зверя, которым он когда-то был.
До самого финала комикса Логан ни разу не выпускает свои когти. Это было одним из ключевых моментов истории.
Если после такой сюжетной завязки у вас перед глазами так и начал мельтешить «Непрощенный» с Клинтом Иствудом, то тут вы не ошиблись. Но к этой не самой оригинальной истории также гармонично были добавлены мрачный сеттинг и история о том, что искупление грехов прошлого иногда можно начать с прощения самого себя.
Хоть у комикса и была открытая концовка, издательство тогда благоразумно не решило как-то его продолжать. Но все изменилось в 2015 году — началось глобальное событие Secret Wars, в ходе которого судьба всей комикс-вселенной Marvel оказалась в руках Доктора Дума. Играя в бога, злодей создал так называемый Мир битв (Battleworld), который стал сосредоточением всевозможных параллельных измерений, в которых может быть произойти все что угодно: начиная от полиции, состоящей только из Торов, и заканчивая знаменитым стариком с когтями, попавшим за пределы своего региона.
Не смотря на то, что все это на первый взгляд может показаться бредом, подобный ход позволил более-менее грамотно «вписать» низкорослого канадца в контекст происходящего, благо и сама оригинальная история не была настолько детально прописана, чтобы можно было заметить какие-нибудь явные несостыковки. Условно можно было считать, что Логан все это время жил в одном из множества миров и получил возможность его покинуть.
В последующей мини-серии из пяти номеров (Old Man Logan vol.1) за персонажа взялись некогда хороший, а сейчас давно ушедший в тираж сценарист Брайан Майкл Бендис (ушедший в 2018 году работать в DC) и художник Андреа Соррентино.
Не сказать, чтобы сценарист оставил свой заметный след: развития герой не получил, он просто попадал в неприятности одну за другой, пока не очутился в основной комикс-вселенной. Большего на тот момент и не требовалось.
После окончания Secret Wars издательством было решено запустить новую серию под «оригинальным» названием Old Man Logan vol. 2. За сценарий отвечал Джефф Лемир, а за рисунок все тот же Соррентино.
На мой взгляд, Лемир не самый лучший сценарист: иногда с ним может случиться чудо, а иногда и нет. На хорошие Sweet Tooth, Animal Man или Black Hammer найдется его работа над «Темной Лигой справедливости» и «Джоном Константином». Да что уж там — даже по “Людям Икс”, которые писались параллельно с Old Man Logan, было видно, что он просто не знает, чего бы еще сделать со всеми этими персонажами.
Логан, кстати, часто появлялся и в других комиксах, но по большей части исключительно для поднятия продаж. Более-менее обоснованным это было в таких сериях, как X-Men Gold и All-New Wolverine, главной героиней которого была клон росомахи Лаура Кинни. Но Старик Логан в этих сериях выступает скорее тем же обычным Росомахой, просто седым. Его личная драма почти никак не раскрывается.
Представьте себе: вы одинокий старик-супергерой, который каким-то чудом сумел вернуться в прошлое, в котором еще не случилось организованное восстание злодеев. Что вы будете делать? Естественно, попытаетесь предотвратить ужасное будущее, из которого прибыли. Ради этого придется прирезать парочку плохишей, к которым у вас личные претензии. Например, к Халку.
И все бы хорошо, не впервой в одиночку мир спасать… Если бы не тот факт, что с этим миром что-то не так: зеленый громила теперь какой-то малолетний гений-азиат, а Капитан Америка прибавил седых волос.
Логан быстро осознает, что мир, в который он попал, — не его родной мир. Он похож, есть множество общих элементов, но есть и радикальные отличия.
В таком ключе и написаны первые номера серии Old Man Logan. После них сценарист заставляет персонажа пройти через испытания, которые легко повредят не только тело, но и душу героя. Логан чувствует, что ему здесь не место, он постоянно ожидает, что тот самый кошмар, который он пережил пятьдесят лет назад, может повториться заново. Ему страшно быть рядом со своими друзьями, ведь однажды он их уже потерял. У него развился полноценный посттравматический синдром.
Погружению в трагедию персонажа способствуют и постоянные флешбеки, призванные детальнее показать, что же происходило в жизни Росомахи после того, как он решил никогда не вынимать своих когтей. Читатель подробнее узнает, как Логан познакомился со своей женой, пытался быть хорошим отцом своим детям и тому подобное.
И нельзя забывать обо всей той работе, которую проделал Андреа Соррентино. Начиная с мини-серии с Бендисом, художник выдавал нам отличный рисунок, мрачное и обреченное настроение которого подчеркивалось покраской от колориста Марсело Майоло. Я не силен в эпитетах, когда дело касается описания работ художника, за меня это намного ярче и убедительнее сделают кадры из самого комикса. Не менее хорошо постарались и другие художники — Филипе Андраде и Эрик Нгуен.
На протяжении целых двадцати пяти номеров Лемир плавно подвел Логана к тому, чтобы тот наконец-то смог отпустить груз всего пережитого и сосредоточиться на настоящем, начать наслаждаться жизнью. Согласитесь, это довольно хорошо освежило привычный образ Росомахи и придало ему некоторую новизну.
Совет: после финала лемировских выпусков можно смело бросать серию — лучше уже не будет.
Дальнейшее направление комикса в сюжетном плане вполне понятно и логично — снова и снова бросать старика из огня да в полымя. В итоге все должно неминуемо прийти к тому, что он либо сыграет в ящик, либо просто тихо уйдет на заслуженную пенсию.
Главная проблема кроется в человеке, пришедшем на замену Джеффу Лемиру, — сценаристе Эде Бриссоне. Когда плохие авторы комиксов не знают, что можно придумать для серии, то они начинают «лениво» использовать заезженные сюжетные ходы. Например, воскрешение персонажей или параллельные реальности. И у Бриссона получилась просто энциклопедия избитых клише.
Старому Росомахе нужен новый архивраг? Пускай им будет еще один Халк. На этот раз Маэстро — злая версия радиоактивного бугая, прибывшая сюда из альтернативного измерения, где он уничтожил всех других людей со способностями. Надо как-то сыграть на фанатских чувствах? Воскресим Марико Ясиду, одну из самых важных женщин в жизни Логана. А если добавить к этому совершенно филлерные сюжеты, где когтистый супергерой сталкивается с Крейвеном-Охотником или Меченым, то получается, что у истории нет вообще какого-либо развития.
Лемиру удавалось хорошо писать отдельные истории, по крайней мере, их было вполне интересно читать, хоть и ничего важного они в себе и не несли.
Меня не покидает ощущение, что редакторы Marvel, зная, что Old Man Logan будет становиться только хуже, специально стали подбирать в пару к спорному сценарию не самую лучшую визуальную часть. Иначе нельзя объяснить, зачем понадобилось звать Майка Деодато-младшего в качестве художника, хотя вот именно к нему можно точно применить слово «бумагомаратель». Это, конечно, дело вкуса, но вы только посмотрите на это безобразие: тела отрисованы без соблюдения пропорций, на лицах персонажей часто мелькают дурацкие гримасы.
Непонятным становится и то, что Майк зачем-то заполнял страницы в совершенно сумбурной раскадровке панелей комикса. Хуже всего обошлось с разворотами — зачем нужно было разбивать их на такое обилие квадратов и прямоугольников? Весь этот ужас нельзя было спокойно воспринимать глазами.
Отрисовкой также занимались такие люди, как Франческо Манна, Хуан Феррера и другие, но про них, к сожалению, совсем нечего сказать. Рисуют они хотя бы лучше, чем Деодато, спасибо и на этом.
Но стоит вернуться к самому финалу Old Man Logan. Впечатления от него можно описать одной замечательной фразой — «you had one job!».
В последних выпусках Росомаха вынужден повторно столкнуться с обнаглевшим Маэстро, захватившим власть в небольшом провинциальном городке. Настает черед последнего боя, в котором Логан побеждает безумца так, что одним ударом своих когтей сносит ему голову… Даже будучи гораздо моложе, сильнее и быстрее, Росомаха всегда с трудом мог поранить Халка, не говоря уже о том, чтобы нанести ему какие-то серьезные травмы. Остается удивляться тому, как ответственный редактор допустил подобную глупость.
Можно предположить, что все дело в Regenix — веществе, которое Логан был вынужден колоть себе на протяжении всей серии, потому что его естественный исцеляющий фактор стал заметно слабеть. Например, Росомаха больше не способен лечить многие внешние раны. Из-за этого он слеп на один глаз. Regenix дает временное усиление способностей Логана, но затем оставляет его еще более ослабленным, чем прежде.
Последние страницы комикса: израненный и сильно ослабевший Логан отказывается умирать в лесной глуши, потому что в родном для него мире у него осталось одно незавершенное дело…
Этот драматизм кажется чрезмерным и попросту никак не работает из-за того, что за пару месяцев до этого издательство сделало анонс мини-серии Dead Man Logan, в которой старик (честно-честно!) уйдет на покой. Почему нельзя было сделать финал с лучшей подводкой к этому новому финалу истории?
Ответ, скорее всего, будет таким: Marvel уже просто плевать на постаревшего Росомаху, ведь больше года назад воскрес оригинальный, сольный комикс которого под названием The Return of Wolverine уже отлично продается. И все силы издательства будут сфокусированы на том, чтобы сделать это возвращение как можно более ярким и денежным.
А что же будет со стариком? В ноябре выйдет первый номер Dead Man Logan, который будет писать тот же Эд Бриссон. Так что веры в то, что получится что-то достойное, лично у меня уже нет.
старик логан идеально иллюстрирует, почему я люблю и одновременно терпеть не могу комиксы от dc и марвел. с одной стороны есть куча интересных персонажей и сюжетов. с другой стороны издательства постоянно меняют коня на переправе или продолжают законченную серию, а ты как бы не в курсе. сидишь, читаешь и не понимаешь, что за говно вообще происходит? читал 25 выпуск, все было кул, открыл 26, а там ужасная рисовка и сюжет про бух, фух, бам, я отрублю тебе башку.
вот представьте, если бы историю йорика закончил условный бендис, "игру престолов" отдали дописать стивену кингу, а любимый сериал посреди сезона взялась делать другая команда режиссеров и продюсеров. это же ни в какие ворота. но в комиксах show must go, поэтому имеем что имеем.
Как трэш начался, как трэш и закончился. Имхо
Бесит этот комикс. В том числе из-за «так, убью злодеев, все исправлю... стоп... мир другой? Все равно буду пытаться перемещаться в его прошлое(!) и будущее(!) чтобы что-то там поменять». Дебил просто не мог принять, что это не его мир и отчаянно пытался вернуться во время, которого быть там попросту не может, от чего его метания вечные, особенно после осознания того факта, что мир другой - выглядят крайне глупо.