20 мая 2019Киберспорт
Обновлено 21.05.2019

«Один день в роли тренера Dota 2». История о том, как мы опробовали новую функцию Боевого пропуска

В новом Боевое пропуске для Dota 2 Valve добавила функцию тренерства. С первого взгляда кажется, что это отличная возможность сделать обычный ММ еще более командным и тактически грамотным. Но на деле все не так просто. Я провел в роли тренера с десяток игр и теперь готов поделиться своими впечатлениями.
В новом Боевое пропуске для Dota 2 Valve добавила функцию тренерства. С первого взгляда кажется, что это отличная возможность сделать обычный ММ еще более командным и тактически грамотным. Но на деле все не так просто. Я провел в роли тренера с десяток игр и теперь готов поделиться своими впечатлениями.
«Один день в роли тренера Dota 2». История о том, как мы опробовали новую функцию Боевого пропуска - фото 1

Я не знал наверняка, что ждать от первой игры в качестве тренера, но в голове уже рисовал картину, как мы вместе с командой прорабатываем план ганга в смоках, забираем Рошана, потом сторону, грамотно отходим и вновь нападаем из смоков. А дальше падающий трон, слова благодарности и лайки. Реальность оказалось иной. На первый мой бодрый клич: «Привет, команда, поехали?», я услышал: «Бл*, как замьютить этого идиота?!». Мой пыл сразу угас, а вот шутки команды продолжались.

Первые 3 минуты моя команда обсуждала целесообразность тренера и вообще, зачем «Габен придумал эту *». А потом начался троллинг по типу: «Эй, тренер, а как ты думаешь, мне стоит покупать сапог? Тренер, мне добивать крипов или не надо?». В этот момент ситуация по абсурдности и количеству постиронии напоминала интервью Гнойного Дудю.

Пытаться «панчить» в ответ я не стал, вместого этого продолжил прокликивать вражеских героев. После парочки удачных «колов» на поставленные вражеские варды и ганги команда меня повысила из ранга «** идиота» в «почти не бесполезного куска». Но взлетом моей карьеры стал момент, когда я подсказал команде проверить Рошана, ведь на карте давно не видно Ursa. В итоге наша команда добила Ursa и забрала Аегис. После этого я наконец дослужился до ранга «тренера».

Как только команда начинала сталкиваться с трудностями в массовых драках, она уже без тени сарказма спрашивала, что пошло не так и как лучше сыграть. Даже самый ярый мой хейтер в начале игры без вопросов послушался, когда я предложил ему купить «Блинк» на Lifestealer, чтобы легче было добираться до Sniper и Skywrath Mage. Правда, втолковать ему, что Abyssal Blade нужно использовать, а не просто с ним бегать у меня так и не вышло.

Эту игру в итоге мы проиграли. У меня зазвонил телефон и я отвлекся, а моя бравая команда на 56-й минуте напряженной игры, потеряв своего «большого брата», тут же решила побежать за саппортом в лес, где не было вижена. Итог предсказуем — тимвайп и проигранная карта. Несмотря на поражение и фонтан искрометного юмора по отношению ко мне в начале, я получил 4 похвалы из 5.

Следующие несколько игр пошли проще и сейчас у меня победная серия из 7 матчей.

«Один день в роли тренера Dota 2». История о том, как мы опробовали новую функцию Боевого пропуска - фото 2

Зачем мне нужен тренер?

Этим вопросом задаются не только обычные игроки в пабах. Тренеры даже на профессиональной сцене очень долго не могли прижиться. Проблема в том, что большинство игроков, особенно в СНГ, не признавали авторитет «старичков», стремящихся в тренеры. Титулованных игроков с опытом у нас можно было пересчитать по пальцам, а остальных просто не воспринимали всерьез: «В смысле мне будет что-то советовать парень, который сам ничего не выиграл, да и на кнопки хуже меня нажимает».

В традиционном спорте тренер в 95% случаях куда старше своих подопечных. К нему относятся как к боссу, методы и решения которого не должны оспариваться. При этом не так важно, сколько именно трофеев он выиграл в качестве игрока.

В киберспорте же все измерялось цифрами ММР и личным отношением, а оно скорее было панибратским и неформальным.

Изменить ситуацию помогли лишь наглядные примеры более успешных команд, которые прибавили в результатах после подписания тренера.

И теперь уже никого не удивляет, что тренеры топовых команд — вовсе не легендарные чемпионы с кучей трофеев, а просто умные игроки, способные анализировать игру и помочь с атмосферой в коллективе.

Все проблемы, которые мы видим на профессиональной сцене в «пабе», проявляются в десяток раз ярче. Поэтому логично, что большинство игроков не хотят, чтобы кто-то им советовал как играть. Игру с тренером нельзя специально выбрать, как и заранее отказаться от такой возможности. И это, как мне кажется, ошибка от Valve, которая может провоцировать лишние конфликтные ситуации и так в крайне токсичном сообществе.

Почти с первого дня выхода Боевого пропуска на Reddit появляются темы с требованием добавить функцию отказаться от возможной игры с тренером. Но вряд ли Valve пойдет на такое, ведь количество отказов просто убьет тренерство как таковое.

Другая проблема тренерства — сами тренеры. Ваши подопечные почти всегда будут гораздо ниже вас по званию, а значит многие тренеры априори будут ставить себя выше команды. Это будет выражаться и в навязывании своих сборок, выбора талантов и прочего. Стоит понять, что между аргументированными советами и насильным вдалбливанием по типу: «2к мусор, ты ничего не понимаешь, купи Блинк» есть огромная разница. К сожалению, большая часть игроков не умеет в аргументированные советы.

Но стоит признать, что тренер, пусть в его роли и выступает обычный 4к игрок, может дать преимущество команде. Главное тут — информация о вражеских героях, возможных вардах, таймингах. Тренеру следить за этим куда проще, чем игрокам.

Кроме того, тренер — это мостик между игроками. Он способен вовремя запросить телепорты от саппортов на выручку своему мидеру или заранее предупредить своих игроков, что керри нужно срочно дофармить БКБ, а поэтому в драках он пока участвовать не будет.

«Один день в роли тренера Dota 2». История о том, как мы опробовали новую функцию Боевого пропуска - фото 3

Советы для начинающих тренеров

  1. Стоит поставить голосовой чат на кнопку на мышке, чтобы начать выстраивать коммуникацию с командой еще во время выбора героев. Большое количество игр проигрываются именно на этой стадии. Если подключиться уже после пиков, то велика вероятность оказаться в ситуации, когда в команде уже даблмид, а все игроки «отдали должное» мамам друг друга.

  2. Запуская Dota 2, надо четко для себя понимать, что вас никто не просил помогать,соответственно, и прислушиваться к вашим советам никто не обязан. Для игроков вы просто «незнакомый челик», на которого «никто не подписывался». Поэтому не стройте из себя всезнающего пророка, которому нужно внимать и поклоняться.

  3. Сохраняйте спокойствие — банально, но чертовски необходимо. Ни в одной из игр у меня не дошло до открытого конфликта с игроками, несколько раз агрессивно настроенным ребятам я даже сам объяснял, как замьютить тренера, но в итоге они не стали. Так что если вас кто-то отказывается слушать, то не вступайте в открытую конфронтацию, просто предложите дать вам шанс или сразу замьютить.

  4. На момент написания этого материала тренер не мог видеть КД расходных предметов (вардов, книг, смоков) в магазине. Так что всегда уточняйте у своих подопечных такие моменты.

  5. На стадии лайнинга главная ваша задача — контролировать начальные перемещения врагов, установку вардов, прокликивать наличие телепортов у соперников и напоминать о появлении рун.

  6. Записывайте для себя тайминги важных для врага ультимейтов. Например, «Блекхол» Enigma или «Купол» Faceless Void. У ваших игроков будут лишь примерные представления о том, сколько еще идет перезарядка способности, но если знать это наверняка, можно организовать удачную драку. Естественно, стоит следить и за таймером Рошана, но это, зачастую, игроки делают и сами.

  7. Не стоит захламлять войс чат пустыми разговорами, особенно во время драк, это может лишь отвлечь и дезориентировать команду. К тому же в команде может быть свой лидер. Если одновременно с ним руководить игрой, то получится все как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку.

  8. Мало просто указать на ошибку, стоит сразу предложить вариант решения проблемы (не надо умирать на топ лайне, где нет вижена, иди лучше в нижний лес — там все в наших вардах). Критика без конструктива немедленно приведет к ответным оскорблениям и предложениям заткнуться.

«Один день в роли тренера Dota 2». История о том, как мы опробовали новую функцию Боевого пропуска - фото 4

Что мы получим за тренерство?

Всего на тренерство выделено 9 достижений, которые в общей сложности могут дать нам 14 уровней Боевого пропуска. У тренера существует еще собственный рейтинг. За победу тренер получит 100 очков рейтинга и по 75 за каждый лайк, соответственно, дизлайк наоборот отнимет 75 очков. Чтобы получить все достижения придется как минимум сыграть 45 игр, 15 из которых должны быть победами с 5 лайками.

Сделать это будет не так просто, ведь даже самые интересные ваши тактические находки или своевременные подсказки могут ничего не стоить, если керри в вашей команде не умеет нажимать кнопки. Но несмотря на всю нервотрепку и возможные конфликты, тренерство — это интересный опыт, который, возможно, поможет вам самим по-другому взглянуть на собственные игры.

Комментарии 6
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28

Если одна команда играет с тренером, то и вторая тоже ?

lyutik_xyutik
lyutik_xyutik

"Но взлетом моей карьеры стал момент, когда я подсказал команде проверить Рошана, ведь на карте давно не видно Ursa. В итоге наша команда добила Ursa и забрала Аегис" - потрясающая история, как показатель уровня игры автора и его подопечных, 2к ммр?