Oculus Rift против HTC Vive

Хотел бы сразу отметить, что эта статья не появилась бы на свет без помощи ребят из Nival VR, за что им огромное спасибо! Силами небольшой команды в рамках Nival они создают первые российские игры в виртуальной реальности, которые я смог опробовать на каждом из шлемов. Но об этом чуть позже.

Краткая предыстория
В далеком 2012 году Oculus сбросил «бомбу», заявив, что они смогут создать рабочий VR-шлем. По началу никто особо не верил в их успех, ходили разговоры о необходимости VR как такового и об опасности подобного эскапизма. Но прошло время, к команде присоединился Джон Кармак, а затем Facebook выкупила Oculus за два миллиарда долларов, дав понять, что все серьезно. К тому моменту к гонке подключились десятки компаний, а в недрах Valve и HTC шла подготовка к анонсу Vive.
Если проследить за общественным мнением, то можно заметить, как каждый анонс от крупных игроков встречался все большей и большей волной хайпа и уже в 2015-м было ощущение, что вот-вот начнется то самое, о чем мы мечтали еще в детстве. Потихоньку начинали расползаться слухи о высоких ценах и требованиях, но люди верили, что будущее уже вот-вот, совсем рядом.
В 2016-м это будущее столкнулось с жестокой реальностью — ценами. Единственное устройство, которое осталось в рамках ожиданий — это PlayStation VR (бывший Project Morpheus), что заставило игроков и прессу внимательней следить за происходящим в стенах Sony, так как компания, обладающая платформой и разработчиками для создания игр на эту платформу, имеет все шансы выстрелить на рынке. Впрочем, пока этого не случилось. Зато случилось другое: Oculus и Vive добрались до релиза и оказались в руках у покупателей.
И тут мы переходим к главному вопросу: какой же он, VR?

6 часов в виртуальной реальности
В тот день у меня было примерно шесть часов на все, всего шесть часов и три шлема, два из которых и станут главными соперниками в этой статье. Но начинать надо с простого, потому первым шлемом стал GearVR, который мне так и не довелось попробовать до этого. Стоит, наверное, упомянуть мой опыт VR в целом, с момента анонса первого Oculus, я успел попробовать 3 разных версии Rift, Google Cardboard и PSVR, то есть я понимал, что меня ждет. По крайней мере так мне казалось.

GearVR оказался куда более серьезным устройством, чем я думал: крупный и увесистый шлем, с сенсорной панелью на боку, различными настройками и телефоном в качестве экрана. Работало все довольно быстро и без тормозов, однако, и это важно, мобильный формат накладывает множество ограничений, и идеальным применением такого устройства скорее всего станет просмотр кино или общение в виртуальных комнатах. Игры не впечатляют даже в сравнении с первыми версиями Oculus. Кроме того, нагрузка на телефон настолько сильная, что он может перегреться, о чем он сообщит и попросит подождать, прежде чем пользоваться им дальше — не самый приятный опыт.


Побаловавшись с Gear VR, а по-другому я это назвать не могу, пришла пора пробовать Oculus. Ради чистоты эксперимента мы сбросили все настройки и установили шлем с нуля, чтобы пройти все этапы, с которыми столкнется игрок при покупке. В целом, тут все довольно просто: следуете указаниям установщика и кликаете «далее», в один момент вас попросят надеть шлем, подтянуть затяжки, что можно сделать даже одной рукой (палец вверх за эргономику), и произвести первоначальную калибровку, иными словами — встать перед сенсором и немного подождать. После калибровки Oculus обозначит у вас под ногами небольшую зону, в которой вы можете перемещаться, она размером примерно метр на метр, чего вполне достаточно для игры сидя.
Закончив установку, Oculus сразу же запустит Dreamdeck — небольшой набор демок, нацеленный на то, чтобы впечатлить вас, показав виртуальную реальность с разных сторон. Тут будет и успокаивающие пейзажи, и далекий космос, и крыша небоскреба, а на закуску в миллиметре от вас пройдет тираннозавр.


Посмотрев превью, первое очевидное желание — это поиграть в полные версии и посмотреть VR во всей красе. Недолго думая я запустил Lucky’s Tale — один из стартовых эксклюзивов Rift про милого лисенка. По сути своей это классический 3D-платформер: прыгаем, собираем монетки и кристаллы, давим различных гусениц. Все по-доброму и c графикой а-ля The Legend of Zelda: The Wind Waker HD. По механикам, если вы помните Spyro с первой PlayStation, Lucky’s Tale покажется вам очень знакомой, да и в конце концов — это платформер, я думаю, все представляют, как они работают.
Куда важнее другое: как же VR уживается в такой игре? Ведь, казалось бы, зачем он нужен в классическом платформере? Тут все просто, игрок превращается в камеру, которая двигается по локации за нашим лисенком, позволяя разглядывать уровень практически под любым углом. В случае с очень симпатичной игрой, которой и является Lucky’s Tale, вы больше смотрите по сторонам, чем играете в платформер. С этим тут, к слову, связан поиск секретов, но даже и без них я бы все равно заглядывал в каждый угол.
Сам факт того, что можно рассмотреть интересный объект с любой стороны, превращает на первый взгляд обычный платформер в увлекательное путешествие по красивому миру.
Полноту свободы больше всего ощущаешь в подземных частях уровней, где мир приобретает форму, близкую к 2D-играм. Oculus позволяет полностью погрузиться в такую сцену и посмотреть на локацию с точки зрения вашего персонажа. Или, к примеру, увидеть, что происходит под водой. Это может звучать странно и не впечатляюще, но именно такая возможность и работает на погружение. VR, в целом, именно про это, про возможность дать игроку действовать так, как ему хочется и взаимодействовать с миром по-своему.
Наигравшись в Lucky’s Tale, я решил попробовать несколько других игр их стартового набора Rift. Некоторые оказались просто мультиками, без какого-либо интерактива. Не могу сказать, что это плохо, но, если честно, вся суть VR теряется, когда камера не меняет положения вообще. Вы можете вертеть головой, но это быстро надоедает, и в итоге вы просто смотрите фильм, так же, как смотрели бы его на обычном мониторе.
Затем я опробовал своего рода аналог тамагочи: в распоряжении игрока отдается новая планета и пока что неисследованная местная фауна. Задачи не изменились со времен игр 90-х: вам надо кормить, играть и по-всякому присматривать за вашими милыми инопланетянами, коих тут много. Ну хоть убирать за ними не надо – приятно жить в 2016-м! Хотя на вид игра кажется просто демкой возможностей шлема, она оказалась глубже, чем я ожидал, прокачка и внушительный набор различных предметов, уровней и задач делают свое дело.

Прямого контроля над перемещением персонажа у вас нет, зато вы можете телепортироваться в направлении взгляда, то есть геймплей на высоких уровнях будет выглядеть примерно так: спустились с корабля, нашли еду для всех ваших питомцев, сделали десяток прыжков по локации, поймали пару рыб и снова на корабль — рапортовать о проделанной работе вечно недовольному начальству. В остальном — еще одна полноценная игра из стартового комплекта.
В идеале я должен был бы продолжить рассказ про Oculus, но к этому моменту я столкнулся с глобальной проблемой устройства — неудобством. Где-то спустя 40 минут игры я начал чувствовать неприятное давление шлема на лоб, но списал это на непривычку и неидеальное расположение, однако спустя 20 минут и возню с затяжками, я понял, что не могу устроить так, чтобы мне было удобно. Шлем давит на голову, и все бы ничего, но прокладка, в которую и упирается ваше лицо, сделана из чрезмерно жесткого материала, что только ухудшает ситуацию. Поиграв еще 20 минут, я понял, что больше не могу и снял шлем, обнаружив, что шлем греется, причем достаточно сильно, чтобы у вас начало потеть лицо. Если это и не провал, то очень близко к нему.
На сегодняшний день далеко не каждый может нормально находиться в VR продолжительное время. Добавьте к этому давление на лицо, жесткую прокладку и ощутимый нагрев экрана, и вы получите адское комбо для выведения из строя и так не самой обширной аудитории. И это плохие новости.
Но делать выводы пока рано. Как известно, все познается в сравнении, а значит, пора перейти к самому продвинутому и дорогому шлему на сегодняшний день — HTC Vive.

Добро пожаловать в виртуальную реальность
Раз уж я описывал процесс настройки Rift, то, наверное, стоит сделать то же самое и для Vive, тем более тут есть о чем рассказать. Valve решила развернуться на полную и сделала инструкцию по настройке в стиле рекламных роликов Portal 2 с комичными человечками и большой долей юмора.
Там, где Rift играл на пафосе, Vive общается шутя. Тут уж кому что, но лично мне подход Valve пришелся по вкусу.
Развесив датчики и убедившись, что места достаточно (для этого надо провести воображаемую окружность в рамках действия датчиков Vive), Steam предложит запустить собственный набор демок — The Lab. Забегая вперед, он впечатляет куда больше, чем набор Dreamdeck у Oculus.
Как бы прозаично это ни звучало, возможность напрямую взаимодействовать с миром своими руками меняет все. Тут, наверное, стоит объяснить, в чем разница между Wii Remote, Move и контроллерами Vive.
Во-первых, точность и скорость позиционирования тут настолько другая, что ты ощущаешь контроллеры как продолжение собственных конечностей, а не как нечто, что примерно определяет ваши движения. Руки в Vive — это настоящие руки. Это, правда, не понимаешь сразу и пытаешься в нужный момент нажать какую-то кнопку или еще как взаимодействовать «обычным» способом. Но с шлемом Valve нужно максимально удалиться от привычных действий и делать все интуитивно.
Возьмем ситуацию. Вы стоите на горе, вокруг красиво, птицы летают, а рядом гуляет робо-собака. Вы подходите к ней, чтобы сделать простую вещь — поиграть или погладить. По началу я пытался нажимать какие-то кнопки, наводил взгляд и так далее. Но на самом деле все это не нужно, вы можете продолжать наслаждаться видом, при этом где-то сбоку почесывая пса, который уже и не знает каким боком к вам повернуться. И тут все так.

Во-вторых, шлем меняет все. Раньше вы пытались изобразить движение боксера, стоя в нескольких метрах от телевизора, двигаясь примерно так, как двигается персонаж на экране. У вас есть набор движений и есть контроллеры, которые отслеживают, как вы эти движения выполняете. То есть контакт с миром игры идет от игры к вам, инструкция объясняет что делать, а затем проверяет, как вы справляетесь. Это не перенос в мир игры — это просто проверка на умение совершать определенные движения, которые вроде как напоминают такие же в игре. В то же время когда вы надеваете шлем, вы остаетесь один на один с игрой. Вот вы, ваши руки, вот мир — дерзайте! Именно так это и ощущается, основная проблема — это осознать.
Как игрок вы привыкли, что надо заучивать механизмы управления, десятки клавиш, которые позволяют вам заставить игрового персонажа сделать какое-то действие. В Vive же вы сами становитесь исполнителем.
Хотите взять что-то? Идите и берите, и если разработчик это позволил, вы сможете покрутить объект в руках и кинуть его в дальний конец комнаты. Ключевым тут становится то, что вы не просто «нажимаете F, чтобы отдать почести», а сами выполняете все, что вам придет в голову. Это настолько меняет подход к виртуальным мирам в целом, что слегка ломается мозг.
Опробовав полный набор демок The Lab, я пошел изучать список установленных приложений в поисках интересных игр, вот тут Steam развернулся во всей красе. Вместо собственного, ни с чем не связанного домашнего экрана, тут «старый добрый» Steam, со всеми вашими друзьями, достижениями и прочими привычными элементами. Представьте себе режим Big Picture на экране размером со стену, вот именно так это и выглядит. О том, насколько это удобней, чем отдельная система (кроме того еще и без серверов в Европе), думаю, объяснять не нужно. Вы и сами знаете, как неудобно бывает со сторонними клиентами и магазинами.
Полистав список, я запустил Job Simulator, еще один стартовый проект, о котором много писали. Далекое будущее, всю работу давно выполняют роботы, а людям, в качестве развлечения, предлагают испытать, какой давным-давно была работа в офисе. В игре есть все привычные стереотипы: разговоры у кулера, разбор почты кнопкой «удалить все», кофе с утра, в обед и на ужин, увольнение сотрудников в первый день, а также работа по субботам. Только вместо реальных людей везде роботы, при этом донельзя стереотипные: козел-босс, деревенский дурачок, непонятно как получивший работу, сисадмин, крутой парень и так далее.
В общем, сама игра оказалась вполне себе неплохой сатирой на офисную жизнь, но интересной ее делает возможность полного контроля. С ней для получения фана от игры разработчикам нужно лишь придумать мир и поместить туда игрока, дав ему возможность распоряжаться объектами так, как ему вздумается. И это здорово!
Проведя около четырех часов в Vive, я вылез из него только потому, что время уже подходило к концу, и у меня начали заканчиваться установленные демки. Если говорить про удобство, то, несмотря на вес шлема при прямом сравнении с Oculus, Vive просто удобнее. У него очень толстая и мягкая прокладка, которая не трет и не давит на лицо, экран не греется так сильно, а угол обзора у него больше. Кроме того, с Vive вы можете использовать любые наушники, тогда как Oculus заставляет вас пользоваться только встроенным звуком. Лично я, к примеру, не люблю накладные и предпочитаю либо полностью закрытие, либо затычки. Но с Rift у меня их использовать не получится.
Vive максимально прост — воткнули в компьютер, установили два датчика, остальное сделает за вас Steam. И именно так оно и должно работать, не зря это называется Plug & Play!
К тому же, так как это просто Steam, скорость загрузки высокая и все локализовано, тогда как закачка из Oculus Store это возврат к временам если не Dial-Up, то ADSL, не говоря уже об отсутствии возврата средств и рекомендаций. Конечно же, и Steam тоже долго к этому шел, но хотя бы поставить сервера в Европе, чтобы у людей была более-менее вменяемая скорость загрузки, могли.

Перед тем как я вошел в офис Nival, я готов был ставить на победу Oculus, от Vive я ожидал разочарования, хоть и очень хотел, чтобы у Valve все получилось. Но спустя примерно 6 часов в виртуальной реальности я с удивлением прихожу к полностью противоположному выводу: Vive вышел лучше, и, возможно, это не должно быть настолько удивительным.
При создании Vive компания, производящая хорошие «железки», встретилась с компанией, занимающейся играми и ПО, и в итоге у них вышло удобное устройство с хорошей программной базой. Жаль, что интереса к устройству меньше, чем к Oculus. Тут повлияли и поздний анонс, и отсутствие каких-либо крупных инфоповодов вокруг этого шлема, весь хайп ушел Oculus, что и создало впечатление, что Vive тут в роли аутсайдера. На деле же вышло совсем наоборот.
В итоге мы имеем греющийся и давящий, но в то же время более дешевый и менее требовательный к компьютеру и помещению Oculus, и громоздкий, но куда более впечатляющий Vive, который действительно производит ощущение того, что будущее наступило. И пусть шлем Valve вышел дороже, он дает своему обладателю совсем другой опыт. Кроме того, не стоит забывать, что хотя у Oculus и будут собственные контроллеры движения, они будут докупаться отдельно, а значит, разработчики под него будут ориентироваться прежде всего на геймпад и пульт, так как они будут у всех владельцев этого устройства. Vive же дает свободу в этом плане.
Все это не означает, что Oculus безнадежно плох и его не стоит рассматривать вообще, но на этом этапе даже старый комплект разработчика Rift выглядит более привлекательным вложением, чем релизная версия Oculus, и это плохой знак. Если вы не готовы тратить много денег на конечный вариант, поищите на eBay Oculus Rift DK2, цены на него сейчас вполне приемлемые.
Главное, что я понял из этого теста: VR уже тут, и он действительно похож на будущее, которое мы ждали. Брать или не брать — вопрос, ответ на который придется искать самому, но спустя 6 часов «там», мне день за днем все больше хочется обратно, снова погладить собаку, подстрелить пару пиратов в бескрайнем космосе и пожонглировать планетами — это просто было как-то «правильно», естественно и свежо. За этим прогресс и развитие видеоигр как формата.
VR пришел, чтобы остаться, хотите вы того или нет!


