Oculus Rift DK 2

Прежде чем очки попали мне в руки, меня беспокоил один вопрос: как это работает для людей с разным расстоянием между глазами, притом что линзы там не двигаются относительно друг друга. Как оказалось, в настройках драйвера есть опция, учитывающая расстояние между зрачками. Сами же линзы в некоторой области по центру показывают четкую картинку. Некоторые огрехи, правда, есть: линзы дают небольшой дефект по краям обзора, расслаивая цвета подобно призме, но во многих играх это учитывается программно, что хорошо заметно по скриншотам.
Говоря про «четкую картинку», я имею в виду то, что линзы ее не искажают, но то, что в итоге видит глаз, прямо скажем, нуждается в улучшении. Даже в DK2 с Full HD-разрешением и плотностью 386 PPI (DK2 использует дисплей Galaxy Note 3) отчетливо видны пиксели. Ощущения от экрана DK2 сравнимы c разглядыванием телевизора на лучевой трубке. В процессе игры почти перестаешь это замечать, особенно на близких объектах, но 4К в финальной версии просто необходимы.

Примерно так глаз видит «сеточку» экрана через линзу.
Подключив все и полюбовавшись через очки на обои рабочего стола, я приступил к тестированию игр. К слову, устройство работает в двух режимах: как продолжение экрана, подобно второму монитору, или в режиме трансляции игр напрямую в него. С первым режимом иногда выходят казусы, игра запускается на мониторе, в то время как в очках виден рабочий стол. Тут помогает либо установка очков как главного экрана в настройках Windows, либо перетаскивание окна игры, если она «сворачивается» без косяков.
Для начала я запустил калибровочную сцену самого Oculus — небольшой офисный стол со всякими стаканчиками и цветочками. Первое впечатление было неплохим. Трекинг головы работал отлично, очень странно было сидеть где-то и не видеть своего тела, а при попытке пощупать окружение натыкаться на объекты реального мира. Естественно, такого статичного развлечения надолго никому не хватит, поэтому вскоре я перешел к играм и демкам.

Калибровочная сцена - рабочий стол и таблица с настройками.
Познакомившись с рекомендациями из интернета, я решил попробовать Half-Life 2. Это оказалось нереально круто, я почти сразу забыл про недостаток разрешения, стал прыгать по главной площади, убегать по крышам, подрался с охранниками и, примерно через час игры, у меня начала кружиться голова и появилось легкое чувство дискомфорта в области желудка. На этом первый день тестирования гаджета был закончен. Общие впечатления от виртуальной реальности очень крутые, это нереально чувствовать себя там, рядом с Барни, Эликс и доктором Брином, пытаться увернуться от Ламар’а. Тем не менее, игровой опыт, должен сказать, в «Рифте» оказался не очень. Во-первых, сложно целиться. Во-вторых, мелкое разрешение не позволяло стрелять по врагам издалека, ну и ощутимое давление на мозжечок, особенно в динамических сценах, не лучшим образом способствовали хорошей игре. Забегая вперед скажу, что второй раз у меня так и не получилось запустить Half-Life 2, игра почему-то показывала HUD на фоне черного экрана, в то время как по звуку было понятно, что все запустилось. Возможно, я сменил какую-то настройку и сам того не заметил. Впрочем, больше двух раз я и не пытался — впереди у меня было еще много интересного.

Прицел в Half-Life 2 в некоторой области по центру перемещается с помощью мыши независимо от поворота камеры
…я почти сразу забыл про недостаток разрешения, стал прыгать по главной площади, убегать по крышам, подрался с охранниками…
На вики-сайте Oculus я обнаружил приличный список ААА-игр, среди которых оказался и Skyrim, и Mirror’s Edge, и Witcher 2, и даже «Биошоки» с «Бэтменами», да «Дизонорд» с первым «Деус Эксом» в придачу. Все эти игры требуют сторонних драйверов для запуска в режиме VR. Всего таких драйверов я обнаружил три: VorpX, Vireio Perception и TriDef. Первый, хоть и имеет самую большую базу поддерживаемых игр, является платным (порядка 1600 рублей), поэтому для начала я от него отказался. Последний вообще было трудно найти, а Vireio оказалось не трудно отыскать, он бесплатный и, в общем-то, в нем заявлена поддержка наиболее интересных мне игр, поэтому я решил начать с него. Скачав последнюю версию, я решил опробовать ее на Mirror’s Edge. Спешу разочаровать, мне так и не удалось ее запустить в играбельном виде. К сожалению, большинство видео и мануалов в интернете использовало DK1 «Рифта», а для второго я так и не нашел вариантов запуска, испробовав кучу различных версий драйвера.Что ж, следующей игрой стал второй «Ведьмак». В первый раз игра запустилась без особых проблем и даже сразу показала разделенный на два глаза VR-интерфейс. Тем не менее, присутствовало чувство неудобства, будто глаза приходилось немного скашивать. К сожалению, я обнаружил, что хедтрекинг в большинстве игр, поддерживающих «Рифт» через сторонние драйверы, заключается в перемещении курсора, то есть теперь головой мы работаем как мышью, а это автоматически означает все присущее мышке — ускорение при резких движениях, скорость перемещения самого курсора оказалась не привязана к углу поворота головы. Все это дело можно настроить через VR-драйвер, но, к сожалению, отложив настройку на следующий раз, я так и не смог снова запустить игру. Немного расстроившись, но не потеряв энтузиазма, я решил опробовать несколько демок, сделанных на UE4 специально для «Окулуса».
К сожалению, я обнаружил, что хедтрекинг в большинстве игр, поддерживающих Рифт через сторонние драйверы, заключается в перемещении курсора…
Unreal Engine 4 и Oculus Rift
И вот тут я в полной мере прочувствовал удовольствие от виртуальной реальности. Все без исключения демоверсии и сцены, сделанные на UE4, работали без каких-либо специальных плясок, сразу запускались в очках и отлично отслеживали любые движения головы. Я не стану описывать каждую конкретную демку подробно, вкратце скажу, что играл я в индии-хоррор Mental Torment, катался на миниатюрных американских горках, расположившихся внутри жилой комнаты в UE4 Rollercoaster, попробовал пострелять в индии-шутере Shooter Game, полетал на дельтаплане среди гор в Landscape Mountains, поиграл, сидя на диване, в игрушечного рыцаря в Coach Knight. Да-да, в игре главный персонаж сидит на диване, следит и управляет маленьким рыцарем, который бегает по комнате и расталкивает предметы интерьера. Игра, кстати, мультиплеерная, но мне, к сожалению, опробовать ее было не с кем. А также погонял на машинках в Vehicle Game.
Игры на UE в большинстве своем неплохо пошли на средне-высоких настройках на моем компьютере (Phenom II X6 1045, 580GTX, 16Гб ОЗУ), хотя порой чувствовалось ощутимое подлагивание. Больше всего мне понравились американские горки в гостиной и игрушечные рыцари. Многие из них, если не все, поддерживают геймпад. Еще пара слов об эргономике. Просидев половину дня в «Рифте», я почувствовал некоторую усталость в шее. Он хоть и не очень тяжелый, но утомляет. Поверх него отлично одеваются полноценные мониторные наушники. Провод, идущий от «Рифта», совершенно не мешает. В комплекте имеется набор из двух типов линз: низкопрофильных и высокопрофильных. Честно говоря, большой разницы я не почувствовал, но с высокопрофильными мне было более комфортно, показалось, что глаза меньше напряжены. Порадовало и то, что адаптер, идущий в комплекте, имеет целую кучу переходников для различных розеток питания, хоть китайских, хоть японских, европейских или американских.

Oculus VR уже ведет разработку третьего прототипа Рифта, разрешение пока еще не 4К, но они на верном пути.
В целом, Oculus Rift оставляет приятные впечатления, это действительно что-то новое в играх. И это притом, что девайс нужно сильно дорабатывать, как с конструкторской точки зрения (увеличение разрешения экрана, точности позиционирования, уменьшение количества проводов); так и с программной (удобство запуска игр и менюшек в VR). Ясно одно — пользовательская версия будет крайне требовательной к железу. Представьте себе 3D в 4К, да еще и с хорошей частотой кадров. Пока же «Рифт» — развлечение явно не для всех, да и поиграть с комфортом, а не просто потестировать, предварительно помучившись с настройкой, сейчас почти не во что. Существует ряд полноценных игр, поддерживающих VR-очки нативно, и у меня в планах протестировать наиболее крупные из них, но большинство — это ужастики среднего пошиба, например, Doorways и Daylight или находящийся в стадии бесконечного альфа-теста The Forest. К счастью, с поддержкой Unreal Engine 4 есть надежда на большое количество качественных игр с поддержкой «Рифта» в будущем.
