Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
В ноябре 2018 года в издательстве Fanzon вышел первый роман из саги «Нефритовый город» канадско-американской писательницы Фонды Ли. Это ее первая книга, написанная для взрослой, а не подростковой аудитории. В США роман вышел еще в 2017 году и уже получил ряд наград и в целом был достаточно тепло принят критиками. О чем же рассказывает этот роман?
В ноябре 2018 года в издательстве Fanzon вышел первый роман из саги «Нефритовый город» канадско-американской писательницы Фонды Ли. Это ее первая книга, написанная для взрослой, а не подростковой аудитории. В США роман вышел еще в 2017 году и уже получил ряд наград и в целом был достаточно тепло принят критиками. О чем же рассказывает этот роман?

Фонда Ли родилась в Канаде, а в настоящее время живет в США. В прошлом она была консультантом по вопросам управления и бизнес-стратегом, работала с рядом крупнейших мировых компаний (например, с Nike). Вместе с тем Фонда с детства увлекалась литературой в жанре фантастики и в какой-то момент страсть к писательству вытеснила основную работу. Кстати, Ли — мастер боевых искусств и обладает черным поясом по каратэ и кунг-фу.

Сама писательница описывает «Нефритовый город» как безумную смесь гангстерского эпоса, семейной саги и боевых искусств, наполненных магией. Этот роман повествует о семье Коулов, правящей Равнинным кланом: об их жизни и войне за нефрит — камень, усиливающий боевые навыки и чувства.

Фонда называет роман «гангстерской сагой о уся» (популярный в Китае жанр фэнтези), которая разворачивается в современном мире со знакомым читателю оружием и машинами, но в этом мире власть находится у тех, кто владеет загадочным нефритом.

Поначалу мир, созданный писательницей, кажется сложным и совершенно непонятным. В книге описывается выдуманный остров Кекон и его крупнейший город Жанлун. В нем живут по принципам феодальной клановой системы с четкой иерархией власти, где в центре любого клана находится правитель — Колосс. Островом управляют два крупнейших клана — Горные и Равнинные, а вражда между ними кажется бесконечной и противоречивой.

О чем рассказывает «Нефритовый город» Фонды Ли? Яркая смесь гангстерской саги и восточной культуры - фото 1

Фонда Ли

Равнинный клан и его члены — главные герои книги: Колосс, он же старший брат — Лан, Штырь — Хило, сестра Шаэ, а также приемный брат Анден и их дедушка — великий Факел, предыдущий Колосс по имени Сен, много лет назад освободивший остров от захватчиков-шотарцев. Поколениями эта и другие семьи Зеленых костей защищали свой народ от иностранных захватчиков, но после кровопролитной войны город и технологии стали стремительно развиваться, что привело к появлению химической жидкости под названием «сияние», которая позволяет всем иностранцам приручить нефрит без вреда здоровью. Не все Зеленые кости острова рады появлению этого вещества, нарушающего древние традиции владения и управления нефритом. Это и становится одной из причин для противостояния двух крупнейших кланов — Равнинных и Горных.

Главное разделение людей на острове Кекон проходит через восприимчивость к нефриту — магическому камню. Он дает невероятную силу и чутье Зеленым Костям (тем кеконцам-воинам, которые прошли обучение в специализированной академии и умеют обращаться с камнем), а у остальных народов он вызывает зуд, ломку и может быть смертельно опасным.

Но есть также и кеконцы, невосприимчивые к нефриту — их называют «каменноглазыми».

Кроме воинов, на острове живут Фонарщики — владельцы фабрик, ресторанов и других видов бизнеса. Они платят дань Колоссу, а он и его армия защищают бизнес верных Фонарщиков. Кроме власти Зеленых костей клана городом управляют правительство во главе с простыми людьми. Это и символическая власть монарха, и Кеконский Нефритовый Альянс (управление добычей минерала), и Королевский совет. Автор в интервью признавалась, что использует вымышленные слова и названия для укрепления миростроительства. Так она создает новые народы в своем мире — эспенцы, абукейцы, кеконцы и другие.

Нефрит здесь — основа кеконского общества. Он не только усиливает силы Зеленых костей, но и создает социальную иерархию, питая их экономику. Автор отмечает, что «в Азии, особенно в Китае, нефрит считается более ценным, чем золото, серебро и бриллианты. В течение тысячелетий китайцы называли нефрит „камнем небес“. Он считался связующим звеном между земным и божественным царством и использовался в церемониях и обрядах. Это было связано с добродетелью и ценилось как символ статуса и богатства». Он считается священным камнем в Китае, обладающим целебными свойствами и защищающим от злых духов.

К концу «Нефритового города» начинаешь с легкостью разбираться в непростой иерархии и структуре жителей Кекона. У них есть все технологии нашего мира — метро, самолеты, телефоны, но вместе с тем это древнее общество, подчиняющиеся законам клана и своего рода — кодексу айшо.

Кекон в романе описан, как быстро развивающийся регион, который совсем недавно пережил разрушительную войну за независимость. В интервью для Light Speed Magazine Фонда Ли сравнивает ее с Второй мировой войной в нашем мире, поэтому уровень технологий в «Нефритовом городе„близко соответствует уровню 1960–70-х годов.

«Нефритовый город» — это наследие разрушительной войны, нависшей над обществом, где социальные шрамы и их последствия долгое время усугублялись и в настоящее время провоцируют начало новых конфликтов.

По словам Фонды, образ развивающегося Кекона был вдохновлен ростом четырех «азиатских тигров» — Тайваня, Гонконга, Сингапура и Южной Кореи во второй половине двадцатого века. По замыслу автора, во время экономического процветания и социальных перемен столь сильных и стремительных активно развивается организованная преступность. Хотя кланы Зеленых костей — не открытые преступные группы, автор все же хотела показать конфликт интересов за сферы влияния и прибыль, которые неизменно появляются в подобном обществе.

В книге описан крайне своеобразный мир, где власть устроена, как в мафиозном клане. Но герои из клана Равнинных все же представлены как благородные люди, следующие четким правилам чести и кодекса. В упомянутом ранее интервью Фонда призналась, что давно испытывает любовь к гангстерским сюжетам:

Я давно увлекаюсь мафиозными историями: персонаж, который живет не в соответствии с законами обычного общества, но согласно жесткому кодексу чести и братства. Почти каждое крупное организованное преступное общество имеет строго соблюдаемую культуру послушания, лояльности и приемного родства. Это делает гангстеров в историях гораздо более убедительными и связанными, чем преступники, мотивированные простой жадностью, и предлагает всевозможные возможности для человеческой драмы — для историй, которые могут включать в себя жестокое насилие, а также преданность и связь.

Те читатели, которые ждут динамичных сцен сражений, детально описанных мастерских приемов из боевых искусств, разнообразного оружия, эффектных рукопашных схваток, а также применения магических сил во время боя, будут очень довольны. Ведь таких сцен в «Нефритовом городе» много и описаны они подробно, совсем не перегружая сюжет, а скорее добавляя динамики повествованию.

При чтении книги осознаешь, что автор описывает альтернативную версию азиатского мегаполиса, который мог бы существовать в современном Китае. Фонда в своих интервью признается, что постаралась изобразить мир, в котором объединена восточная и западная культура, так как они равной степени вдохновили ее. С детства Фонда впитывала голливудский кинематограф и западные книги, а в более взрослом возрасте познакомилась с культурой азиатских стран. Отсюда у нее появилась любовь к гибриду западных и восточных сюжетных элементов и идей, что отразилось в мире, представленном в романе «Нефритовый город». Из-за этого он выглядит столь настоящим и правдоподобным. Иногда кажется, что сюжет похож то ли на аниме с динамическими и детально прописанными сценами сражений, то ли на «Крестного отца», которым, помимо прочего, вдохновлялась писательница.

Из того же интервью:

В детстве я была фанатом научной фантастики, американцем из Азии, любителем кино и мастером боевых искусств. Для меня быть американцем азиатского происхождения во втором поколении означает находить вдохновение в западных и восточных историях. В этом смысле я думаю, что «Нефритовый город» — очень азиатско-американская работа …

Так у большинства героев имена китайского происхождения, они постоянно едят традиционную азиатскую еду, пьют ходзи, а любимое оружие воинов Зеленой Кости — ножи и сабля-полумесяц. Герои придерживаются выдуманной религии дейтизма, в основе которой буддизм и некоторые черты христианства и ислама. В этом чувствуется трепетное отношение ко всем культурам и религиям, лучшие черты которых были привнесены в дейтизм и мир кеконцев.

Несмотря на все плюсы книги, мне показалось, что характеры героев оказались слабо прорисованы. Особенно это касается образа Лана Коула. Он представлен как своего рода рыцарь, добрый старший брат и справедливый правитель, но о нем, как о человеке читатель знает мало. Это можно попробовать объяснить тем, что в мире Фонды Ли важнее роль, которую исполняет человек в клане, а не его личность.

Я не фанат фантастики, но меня книга затянула и показалась очень захватывающей. Мир прорисован очень подробно и правдоподобно, что позволяет с головой погрузиться в эту вселенную. Но не стоит ждать, что в финале все сюжетные линии придут к логическому завершению.

«Нефритовый город» — это лишь первая книга из трилогии о Зеленых костях. В ней только зарождаются конфликты к будущей войне кланов, которая будет неизбежной. В 2019 году автор обещает выпустить вторую часть — «Нефритовая война».

Обложка бумажной версии книги украшена зеленым драконом, в двух лапах которого огромные сабли. Так читателя сразу предупреждают, о чем будет книга — о суровых и беспощадных воинах, восточной культуре и нефрите, который чаще всего встречается именно зеленого цвета. Издание на русском языке получилось хорошим, хотя редкие опечатки все же можно встретить в тексте.

Не могу сказать, что книга станет новым словом в жанре фэнтези, местами сюжет кажется несколько затянутым, а на некоторых моментах акценты на деталях кажутся несколько неоправданными. И, тем не менее, похвально, что книга Фонды Ли получилась удачной. Если две следующие части трилогии будут такими же или лучше, то у этого фэнтези-мира есть шанс стать важным произведением нашего времени. Но всегда есть опасения, что автор погрязнет в описании сложного мира, который сама создает, и роман потеряет то напряжение и динамику, которая так увлекла меня при чтении «Нефритового города».

Читай нас