Обзор Victoria 3: сложное и красивое продолжение «симулятора контурных карт» с рядом изменений
Двенадцать лет фанаты серии Victoria от Paradox Interactive ждали новой части серии. Ждали настолько долго, что третья игра превратилась в один большой мем — поклонники шутили, что никогда ее не увидят, а Paradox просто забыла про «Викторию». Но теперь шутки кончились: Victoria 3 выходит в релиз 25 октября 2022 года. После сотни часов в игре можно с уверенностью сказать одно: у шведов снова получился чертовски увлекательный симулятор контурных карт. На этот раз — со ставкой на экономику и политические дрязги.
О чём эта игра
Максимально короткое описание звучит так: Victoria III — это симулятор политической, экономической и военной жизни отдельно взятого государства в промежутке между 1836 и 1936 годами. Игрок волен взять под свой контроль практически любую реально существовавшую страну того времени и попытаться сделать всё возможное для ее процветания. Причём, как водится в исторических стратегиях Paradox, вы можете выбирать — пытаться повторить реальную историю или махнуть на всё рукой, и создать единые и неделимые Южно-Американские Штаты под предводительством, например, Чили или Перу. Благо, что для этого в игре есть практически всё необходимое.
Третья часть серии очень похожа на своих предшественниц, однако есть и серьезные изменения. Например, сражения стали совсем схематичными, изменилась торговля (и не во всем к лучшему). Роль дипломатии, напротив, расширили. Причём это изначально было одной из ключевых позиций разработчиков, которые хотели сделать дипломатию более значимой, чем раньше.
В начале партии вы загружаетесь на карту и получаете под своё руководство то или иное государство. Вашей власти подконтрольны экономика, внешняя и внутренняя политика государства; остальное симулируется исходя из окружающей обстановки, ваших действий и множества различных показателей. Вам придётся следить за уровнем жизни в стране, показателем культуры и грамотности, за ценами на рынке, предпочтениями лидеров фракций и партий…
Следить, как это принято в играх от Paradox, придётся за очень многими вещами — благо, здесь это сделано максимально удобно. Первые благодарности за игру отправляются тем разработчикам, которые были ответственны за интерфейс и отображение нужной информации. Её, безусловно, много, но сгруппирована она адекватно, подаётся дозированно, а в случае чего к вашим услугам бесчисленные подменю и пояснения, где игра всё «разжуёт».
Первые шаги и первые проблемы
Оказавшись на карте и справившись с самыми первыми шагами (вроде освоения интерфейса) и самыми базовыми вещами (например, постройка зданий в провинциях), вы встретитесь с реальными проблемами. Victoria 3 — игра всё-таки историческая, и местами следует букве истории максимально дотошно. Взять, например, Японию: чтобы привести страну к процветанию, вам неизбежно придётся столкнуться с сопротивлением со стороны сторонников сёгуната. Эти люди отрицают любые перемены и готовы на всё, лишь бы страна жила также, как и многие годы до этого. Так что попытки провести местный аналог реставрации Мэйдзи наверняка вызовут у вас сильнейшую головную боль.
Разбираться придётся со множеством факторов. Соседние страны будут косо смотреть на ваши попытки что-либо колонизировать и время от времени будут плести против вас интриги. Фракции, заседающие в вашем правительстве, будут с огромной радостью саботировать предлагаемые вам законы.
Как вам всего 5% шанса на то, что законопроект удастся протащить? А если эти 5% срабатывают раз в полгода? А ещё реже, если власть недостаточно легитимна?
Любая глобальная цель в игре — они отмечены в вашем дневнике — требует множества сил и долгосрочного планирования. Тот же выход в «реставрацию» в Японии, например, требует того, чтобы сторонники сёгуната не были влиятельной партией на протяжении десяти лет. А как это делать — догадывайтесь сами.
Всё вышесказанное может показаться вам каким-то нагромождением непонятных словосочетаний и в целом отпугнуть, но не бойтесь: на самом деле это только звучит страшно. Давайте подробно разберём, что к чему.
Экономика должна быть экономной
Экономическая часть вашей державы в Victoria 3 работает по приближённым к реалиям принципам. Бюджет страны пополняется за счёт разнообразных налогов, а также за счёт чеканки денег. Налогообложение можно реформировать под свои нужды, выбирая, что вам приоритетнее. Закон влияет на получение денег либо со всего населения в целом, либо с доходов части населения, либо вообще от потребления товаров. К примеру, в индустриальном государстве выгоднее всего будет обложить налогом именно тех, кто работает на фабриках и заводах.
Рабочие в данном контексте выступают ещё одним ресурсом. Они нужны вам и как граждане страны, и как основной компонент для работы предприятий. Не будет рабочих рук — производства встанут, экономика полетит в бездну. А чтобы были рабочие, нужно платить зарплату. Помимо этого, нужны материалы, из которых те самые заводы и фабрики будут что-то делать — иными словами, вам нужно наладить производственную цепочку.
Нанимая людей на работу, каждое предприятие выплачивает им зарплату, зависящую от среднего и минимально необходимого уровня жизни в области. Но просто поставить что-то на рельсы недостаточно: на производство будут влиять потребительский спрос, цены на материалы, ситуация на рынке, масштабы закупок у соседних государств и прочее.
Развивать свою экономику можно несколькими путями. Стратегия расширения, например, подразумевает постоянную колонизацию новых земель с целью выкачки ресурсов откуда только можно. Ещё вы можете попробовать вложить всё, что у вас есть, в самые дорогие и технически сложные товары, которые будете продавать уже другим государствам. Только не забывайте, что и о внутреннем потреблении вам так или иначе тоже придётся подумать: голодные и злые жители вашей страны очень быстро променяют станки на вилы и факелы и пойдут устраивать революцию.
Партия сказала «надо»
Политическая система на первый взгляд может показаться жутким нагромождением — в первые часы игры вы будете тщетно пытаться понять, что вообще Victoria 3 от вас хочет. Вся проблема в ее комплексности: стоит только разобраться с основами, и жить станет значительно легче.
Работает это так. Жители любого государства разбиты на три категории. Низшая, куда входят рабочие, крестьяне и рабы; средняя, где состоят чиновники, рабочие сложных производств и инженеры; и высшая, где бал правят аристократы и капиталисты. К этому добавляются различные культуры и религии — в Японии в правительстве может оказаться фракция буддистов. Все перечисленные группы, в свою очередь, поддерживают те или иные политические силы. Промышленников, скажем, мелкую буржуазию, крестьянские объединения, профсоюзы — вот с ними вам и предстоит работать.
Правительство формируется из нескольких фракций, которые выбираете вы. От вашего выбора зависит легитимность вашего правительства и то, с какой скоростью принимаются те или иные законы. Промышленники, например, будут рады помочь «протолкнуть» закон об открытой торговле, а аристократия будет противиться вашим попыткам сделать чиновников не наследственным титулом, а выбираемой категорией граждан.
Влиять на те или иные фракции можно, но в основном опосредственно. Продвижение тех или иных групп среди населения, давление на неугодных — это мелочи (пусть и действенные). Хотите разобраться с аристократами? Постройте больше фабрик и наберите больше рабочих. А если вы напротив, желаете поддержки аристократии, то можете попробовать озаботиться законностью рабовладения — тогда они точно будут доминирующей группой в вашем государстве. Это, впрочем, палка о двух концах: вам будет гораздо легче продвигать проекты, интересные дворянам, но любые попытки хоть сколько-то пошатнуть их власть вызовут брожения и саботажи. Поэтому формирование правительства — это весьма важный процесс.
Дипломатия и военные проблемы
Военное дело в третьей Victoria — довольно простая штука. Все ваши войска разделены на две части: армию и флот, и зависят они от ваших технологий и уровня оснащения. У каждой части войска свои задачи: наземная армия разбирается с захватом вражеских земель и обороной собственных, флот же в основном нужен для охраны берегов и морских торговых путей.
Боевые действия не требуют от игроков практически никаких телодвижений. Всё, что потребуется — нанять генерала, организовать сбор войск и послать получившуюся армию на фронт. Ещё можно выбрать, должна ли армия обороняться или атаковать, но в остальном здесь решают ваше развитие, умения генерала и ее величество Случай. Впрочем, иногда можно и предсказывать, как пройдёт тот или иной конфликт. Слабая, но многочисленная армия Китая скорее всего проиграет небольшому, но хорошо экипированному британскому экспедиционному корпусу — получится эдакий косплей опиумных войн.
Войны в Victoria 3 — скорее, дополнительный инструмент для решения внешнеполитических проблем. Он идёт в ход в том случае, если дипломатия оказалась бессильна.
Дипломатия в игре также выступает дополнением к остальным механикам. Викторианская эпоха активной индустриализации и колонизации сама по себе была не самой стабильной, и игра в общем-то верна реальности: вы либо дружите и торгуете, либо воюете и навязываете свои условия силой. В отличие от других игр Paradox, вам не нужно искать поводы для войны. Достаточно лишь иметь нужный регион в сфере влияния и позаботиться о том, чтобы ваша страна вообще смогла прийти к победе.
Впрочем, и здесь есть нововведения — так называемые дипломатические игры. Решив напасть на соседа, вы начнёте одну из таких игр, в которой участвуете не только вы с противником — а ещё все те, у кого есть влияние в данном стратегическом регионе. Ваша задача здесь исходит из названия: «переиграть» оппонента на дипломатическом поле, склонив на свою сторону силы других стран. Если всё сложится удачно, то вы сможете добиться своих целей бескровно; если же нет — придётся доходчиво объяснять оппонентам, что к чему.
Ролевой элемент и прочие мелочи
Так как речь в игре идёт о XIX–XX веках, то логично, что игра предлагает ещё и целый ворох технологических проблем. Все исследования, которые может проводить ваша держава, разбиты на три категории, и чем хуже образование в стране — тем медленнее вы эти технологии изучаете. Впрочем, даже в таком случае ваша страна будет постепенно осваивать новинки прогресса: в Victoria 3 есть система, благодаря которой блага цивилизации постепенно распространяются по миру сами по себе. Если вам хочется это ускорить, придётся озаботиться грамотностью населения.
На технологиях завязано многое, поэтому пренебрегать ими не стоит. Сооружение железных дорог, лекарство от малярии (которая препятствует нормальной колонизации), продвинутые материалы — это всё требует долгого и кропотливого изучения.
Если сравнивать новинку с другими играми Paradox, ближе всего она будет к Europa Universalis 4, и, как ни странно, к Stellaris. От Европы здесь внутреннее устройство государства, а от космической стратегии — общая структура. Замените только планеты и сектора на регионы, флоты — на фронты, и в общих чертах получите нечто похожее. За исключением того, что Victoria 3 гораздо более комплексная и сложная, если речь идёт об экономике и политике.
И, как в любой другой игре от Paradox, здесь найдётся огромный потенциал для ролевого отыгрыша. Третья Victoria, по большому счёту, — одна большая стратегическая песочница, где вам предлагают несколько вариантов развития событий. Вы можете по старинке красить карту мира в нужные вам цвета, а можете выполнять особые квесты, разнящиеся от государства к государству.
Например, при игре за США вам предложат решить проблему рабства и закончить колонизацию западного побережья, а в Британии нужно будет разобраться с некомпетентными колониями.
Фактически, вас никто не ограничивает в ваших желаниях. Вы можете запросто построить в условной Франции коммунистический рай или же превратить Британию в рассадник национализма.
А ещё вам могут помешать — или помочь, тут как повезет! — различные случайные события. Где-нибудь на Яве проснётся вулкан и всю юго-восточную Азию накроет цунами, или у вас в горах найдут золото, что привлечет миграцию какого-то народа. Впрочем, эта система гарантированно будет знакома всем фанатам игр студии.
Итог
Сравнивать в лоб вторую и третью части серии всё-таки довольно сложно. Между играми прошло много лет, и вам в глаза гарантированно бросится изменённый (и, субъективно — более приятный) визуальный стиль, общая проработанность городов и территорий вокруг. Приблизив камеру по максимуму, вы сможете насладиться видом городов, застроенных чадящими фабриками и снующими туда-сюда поездами. Или же, наоборот, насладиться красотой нетронутой природы.
Второе же, чем сильно отличается третья часть от второй — это гораздо больший уклон в экономический и политический геймплей. Военная составляющая стала проще: больше никакой возни с отдельными полками и никакой тактики, обычные бои «стенка на стенку». Кому-то это может не понравится, однако помните — ваш главный враг ждёт вас не на поле боя, а в кабинетах чиновников и на заседаниях правительства.
Спустя сотню часов в игре можно определённо сказать одно: Victoria 3 получилась чертовски затягивающей игрой. Красивой, с огромным простором для полёта фантазии и реиграбельности, со множеством сложных задач в духе «как бы мне наладить производство в стране, имея на руках полтора пшеничных поля и кучу ковыряющих в носу дуболомов». Вы и сами не заметите, как после одной партии начнёте другую, а затем третью — и чем больше отыграете, тем чаще будете придумывать испытания для самого себя, которые вряд ли будут вписываться в словосочетание «нужно покорить мир». Но за то же игры от Paradox и любят, верно?