30 января 2023Сериалы
Обновлено 13.03.2023

Обзор третьей серии «Одни из нас»: «Я буду скучать долго-долго»

Скриншот «Канобу»/ кадр из сериала «Одни из нас»
Скриншот «Канобу»/ кадр из сериала «Одни из нас»

Третья серия «Одни из нас» (The Last of Us) под названием «Долго долго» (Long Long Time) посвящена второстепенному персонажу игры – Биллу, единственному выжившему в городке Линкольн. Нил Дракманн вновь освежает историю своих персонажей и раскрывает детали существования своего выдуманного мира. Рассказываем, что показали в третьем эпизоде сериала и как в нём раскрываются эмоции и характеры персонажей.

Предупреждение: обзор со спойлерами!

Запертый под завалами

Обзор третьей серии «Одни из нас»: «Я буду скучать долго-долго» - фото 1

Мы встречам Элли и Джоэла в лесу. Они так и не обсудили смерть Тэсс, молчаливому Джоэлу не до разговоров – нужно двигаться дальше. За время пути они остались без запасов еды и патронов, поэтому Джоэл ведёт Элли к месту, где он когда-то оставил неплохую заначку – в покрывшуюся пылью, полуразрушенную заправку.

Эпизод, открывающий серию, важен в понимании масштаба искажения эмоциональной жизни героев. Реальность вынуждает их подавлять свои эмоции, Джоэл не готов обсуждать утрату любимой, траур для него невозможен, потому что траур покрыл всю территорию планеты, предопределив душевное состояние оставшихся в живых на поколения вперёд. Несмотря на индивидуализм героя, его личная потеря ему не так важна, чтобы осмелиться придать ей словесные очертания — одного горького взгляда Педро Паскаля достаточно, чтобы привнести в переживание этого потерянного мира очередную болезненную рану.

Обзор третьей серии «Одни из нас»: «Я буду скучать долго-долго» - фото 2

Более экспрессивной получилась сцена на заправке, она молча и бесшумно раскрывает нам характер Элли – отчасти глубину её сложного эмоционального состояния, отчасти её этические ориентиры, сломленные жестокой реальностью. Пока Джоэл занят поисками припасов, девочка решает спуститься в подвал, где остаётся наедине с поражённым кордицепсом зомби, лежащим под завалами. Кожа его лица покрыта грибами, но в его жёлтых глазах всё еще узнаётся человеческий облик. Элли достаёт нож из кармана и делает надрез на его коже, разглядывая разросшуюся сеть из грибных корней.

Зрительский взгляд легко считает в зомби испуг. К тому же в прошлой серии, зомби-бегуны проявили себя как не лишённые чувств создания: во время самоподжёга Тэсс один из кордицепсных подошёл к женщине, чтобы поцеловать новообращённую – этакое романтическое приветствие в царство грибов. Но взгляд Элли на монстра ставит перед зрителем дилемму морального выбора. На мгновение казалось, что девочка уйдёт, оставив его дальше жить под завалами, но, возможно, из милосердия, а скорее из ярости, она вонзает нож ему в череп, заставляя его веки закрыться навсегда.

Элли вершит возмездие грибам за нападение на человеческую расу, а может исследует, насколько далеко расположены её границы дозволенного. Недавно она спрашивала Джоэла, как он справляется с убийством кордицепсных монстров, зная, что в прошлом они были людьми? Но смерть Тэсс всё изменила – нечеловеческого в этих созданиях больше человеческого, а убийство в новых реалиях – одобряемая практика.

Эко-фашизм и банальное зло

Обзор третьей серии «Одни из нас»: «Я буду скучать долго-долго» - фото 3

Покончив с поиском припасов, Джоэл и Элли двигаются дальше в сторону Линкольна – заброшенного города. Джоэл рассказывает Элли, как началась эпидемия, что помогает углубиться в лор и раскрыть детали, не высказанные в игре. Вирус распространился через пищу – муку, хлеб, которые жители планеты в одночасье приобрели в местных магазинчиках – к вечеру кордицепс стал их (не)законным правителем.

Джоэл просит Элли закрыть глаза перед сценой подлинного ужаса, что ей предстоит увидеть. Вдоль дороги, в высохших под солнцем оврагах оставлены горы черепов и костей убитых людей. После распространения инфекции в Штатах началась массовая эвакуация. Здоровых увозили в КЗ, а остальных – расстреливали. Но на самом деле убивали всех граждан без разбора. Зачистка населения показана в зловещем духе документального фильма Алена Рене «Ночь и туман». Жителей выгоняют из домов, сажают в грузовые машины, рисуют кресты на дверях и увозят в никуда. Но сама расправа остаётся за кадром: одного рассказа Джоэла достаточно, чтобы вообразить случившееся.

Обзор третьей серии «Одни из нас»: «Я буду скучать долго-долго» - фото 4

Зловещие невидимые сцены рациональной жестокости людей наделяют повествование глубиной, узнаваемыми элементами из реальной истории человечества, когда под действием приказа, безвольные люди с оружием вели на расстрел тех, кто ни в чём не повинен. К середине серии начинаешь понимать, что «Одни из нас» – история про геноцид, который вершится людьми над людьми, геноцид, который вершится самой экосистемой планеты.

Бункер на поверхности

Обзор третьей серии «Одни из нас»: «Я буду скучать долго-долго» - фото 5

Житель одного дома в Линкольне сумел скрыться от вторжения военных. Пока всех людей выводили на улицы, он наблюдал за происходящим из бункера, а после – довольный, вышел на свет. Биллу – известному по игре герою, в сериале предлагают совершенно иной образ и предысторию. В игре Билл жил в пустом городе с Фрэнком, но остался один после того, как его партнёр внезапно сбежал. Обложившись баррикадами и защитив себя от вторжений монстров и военных, он с осторожностью обменивался с Джоэлом и Тэсс контрабандой. По сюжету игры мы встречаем персонажа вместе с Джоэлом и Элли, которые случайно попали в его ловушки и приманили к его дому стаю зомби. Сумасшедшего Билла сложно было назвать хорошим союзником, однако представленный в сериале образ героя словно создавался с нуля.

Параноидальный Билл (Ник Офферман), обвиняющий правительства всех стран в фашизме, был заранее готов на «чёрный день». Построил бункер, обзавёлся оружием, накупил не портящейся еды. Он отлично справлялся с ролью выжившего, предусмотрел все детали и обеспечил себе безопасность и комфортное существование на десятилетия вперёд. Он свободно перемещается по городу, превратив его поверхность в оборонительную крепость — за забором установлены датчики движения, огнемёты, мины и прочие предметы защиты. По натуре одиночка, он был не прочь остаться единственным жителем города, но однажды в его ловушку попадает Фрэнк (Мюррей Баттлерт) – мужчина, сбежавший из КЗ. Фрэнк просит кров и приют хотя бы на один день.

Обзор третьей серии «Одни из нас»: «Я буду скучать долго-долго» - фото 6

Угостившись изысканным ужином в уютном доме своего нового знакомого, Фрэнк решает исследовать стоящий в гостиной рояль и сыграть песню Линды Рондштад Long Long Time 70-х годов. Сквозь музыку герои признаются в своих трагедиях – каждый многое потерял в прошлом и остался совершенно один, но об этом можно только петь грустные строки: «никого не осталось со мной» («no one at my side») и лить горькие слёзы.

Билл разрешает Фрэнку остаться с ним в его доме. Вместе они обживают город, устраивают светские приёмы с Тэсс и Джоэлом, которые приносят им контрабандой медикаменты и семена растений. Билл из индивидуалиста превращается в человека, готового пожертвовать всем ради близкого. Ник Офферман предаёт своему герою невиданную ранее глубину чувств, он выражает его слабость игрой глаз, нахмуренным видом или сентиментальной, неловкой улыбкой. Счастливо прожитые годы приводят героев к трагическому августу 2023 года. Из-за неизлечимой болезни Фрэнк не может передвигаться и просит Билла устроить ему прощальный день и отравить его вино.

Обзор третьей серии «Одни из нас»: «Я буду скучать долго-долго» - фото 7

Финал серии получился очень эмоциональным. Билл решает умереть вместе с другом в один день — великодушный и романтичный жест, но никак не трусость перед перспективой жить в одиночестве. Герои закрываются в одной комнате, оставляя на столе письмо для «кого угодно, но скорее всего Джоэла». Наконец, спустя некоторое время, Элли и Джоэл добираются до дома Билла – в отличие от игры, контрабандист осведомлён о системе защит, лежащей вокруг города. Он спокойно входит в пустой особняк Билла, оглядывается по сторонам, а после Элли читает напарнику оставленное хозяином дома письмо. Билл наставляет Джоэла защищать и заботиться о том, кого он любит – о Тэсс, он разрешает ему забрать всё необходимые боеприпасы для безопасности любимой. Наступает молчание.

Недолго думая, Джоэл и Элли снаряжаются в путь. Элли переодевается в каноничную красную футболку, Джоэл выгоняет из гаража синий пикап и герои уезжают из города.

Вердикт: с каждым разом всё грустнее

Обзор третьей серии «Одни из нас»: «Я буду скучать долго-долго» - фото 8

Режиссёром третьего эпизода выступил Питер Хор, известный по работе над сериалами «Видоизменённый углерод» и «Академия Амбрелла» (The Umbrella Academy). А над сценарием вновь работали Нил Дракманн и Крэйг Мэйзин. В новом эпизоде авторам удалось вскрыть болезненные темы нашей цивилизации и перенести их на поверхность вымышленной реальности. Такой сценарный трюк позволяет шоураннерам манипулировать зрителем. Сперва они выстраивают дистанцию между мирами зрителя и «Одних из нас» с помощью сцены необязательного убийства, совершённого Элли, затем — они зловеще уменьшают разрыв следующим эпизодом зачисток в Линкольне, отсылающим к реальным событиям XX века.

Благодаря тому, что Дракманн позволяет себе переосмыслять канон, один из ключевых персонажей игры, Билл, обзавёлся романтической историей, раскрыл себя не как своевольный городской сумасшедший, а как заботливый друг, человек, способный пойти на жертвы. Романтизация линии Билла нужна сюжету и потому, что она замещает собой тоскливое молчание Джоэла, который пока не готов пойти за своей «Эвредикой» в царство мёртвых или хотя бы посмотреть в глаза своей личной трагедии.

Комментарии 4
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
gavrussha
gavrussha
Тут, кстати, есть нестыковка. Фрэнк договаривается с Тэсс на тему оповещений с помощью музыки (на это обращает Элли в первой серии), титры начинаются с играющей по радио (которое герои слышать не могут уже) песни NLMDA 1987г, значит беда приключилась. Ну сколько они добирались до Линкольна? Дня 4 максимум, а количество пыли на столе в доме, как будто прошло пару месяцев минимум (не помню уже кто, проводит пальцами по столу, обращая на это внимание), но если пара месяцев, то кто включал музыку? Вдобавок, если бы прошло пару месяцев, то у Джоэла не было бы сомнений, что там с этой парочкой, ибо пахнуть там должно так, что к дому не подойти ("я открыл форточку, чтобы не пахло" ага ага). В общем, этот момент странный, сценаристы где-то просчитались