Обзор шестой серии «Одни из нас»: сделай правильный выбор
Вышел шестой эпизод сериала «Одни из нас» (The Last of Us). По сюжету герои достигают главные пункты своего путешествия: встречают Томми и его новую семью и почти добираются до ордена «Светлячков». Серию срежессировала Ясмила Жбанич, сосредоточившись на иконографии вестерна, пока сценарий Крейга Мэйзина и Нила Дракманна продолжает исследовать драматургию отношений главных героев. Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, как устроена новая серия и почему она получилась такой трогательной.
Холодный рай за чертой апокалипсиса
После событий последнего эпизода прошло некоторое время. За кадром Джоэл и Элли успели приблизиться к заветной цели и погрузиться в заснеженный пейзаж. Герои пробираются вдоль долин и рек штата Вайоминг в сторону Джексона, города, в котором находится брат Джоэла – Томми (Габриэл Луна). В сериале Джекссон визуально полностью соответствует своему прототипу из The Last of Us: Part 2. Этот город явно сошёл с вестерн фильмов, но приобрёл иносказательные черты, стал зимним убежищем с уютными гирляндами-огоньками, домиками, в которых горит свет и трактирами. Границы Джексона канонично патрулируют рейнджеры на лошадях – у подножья города Элли и Джоэла встречают с оружием и холодным сердцем. Но все меняется, стоит им зайти за оборонительные стены – там героев ждёт Томми, а зрителей – сцена воссоединения братьев, момент облегчения и передышки после пронзительно трагичного финала прошлого эпизода. Джоэл обнимает брата и говорит ему с усмешкой: «А я пришёл тебя спасать», но спасать неоткуда и некого, вокруг – снежный уголок рая, а Томми вовсю готовится стать отцом.
В Джексоне устроилась маленькая коммунистическая цивилизация. Люди здесь живут как в прежние сытые времена, в комфортных условиях, с нормальной политической жизнью, выборами и справедливостью. Для Элли новый город представляет собой чудной, неизвестный мир. Выросшая под тоталитарными знамёнами ФЕДРА, она с опаской оглядывается по сторонам и не может найти себе место в этой почти иллюзорной реальности. Её рука тянется за оружием, в её словах чувствуется протест и дерзость по отношению к комфорту, а в сердце закрадывается страх, что это место разлучит её с Джоэлом, и она вновь останется одна.
Здесь Элли встречается с подростковой жизнью, о которой ей даже некогда было мечтать. Дракманн оставляет фанатам игры подробную экранизацию сцены из игры, в которой девочка сидит у окна и читает чужой дневник. В нём записаны романтические беззаботные мысли о мальчиках, платьях и посредственных подростковых буднях, в то время как на пороге жизни героини стоит очередное разочарование – Джоэл планирует бросить её на полпути и передать брату ответственность за её сопровождение к Светлячкам.
Что гложет Джоэла?
В шестой серии Джоэл становится более открытым. Словно солнечный зимний антициклон и снег под ногами, в противовес индустриальной урбанистике прошлых серий, создают больше света, чтобы разглядеть в герое всё, что оставалось за его настороженной поверхностью.
Авторы не стесняются показать тревогу и панические атаки, которые настигают персонажа в ответственные минуты – травмы недавнего прошлого сбивают его с ног. Герой слабеет. Ему сложнее принимать ответственные решения, его беспокоит возможность любой осечки. Нил Дракманн продолжает перестраивать оригинального героя The Last of Us, лишая его равновесия и заверщённости. Персонаж Педро Паскаля находится в становлении, каждое пережитое событие оставляет в герое след, куда больший, чем очередной осколок в памяти – страх, превратившийся в его реальность.
Сближаясь с Элли, он постепенно принимает свою новую отцовскую роль. Герои больше шутят и разговаривают, больше доверяют и полагаются друг на друга. Но подобная близость оборачивается опасной возможностью всё это в миг потерять. На плечах Джоэла отныне лежит нечто большее, чем предсмертная просьба Тэсс провести девочку через мир, усыпанный монстрами. Нечто большее и сильнее ответственности перед судьбой всего человечества. Весь его мир теперь представляет один человек – Элли. Герой обнаруживает в себе эту слабость и пытается ей воспротивится, произносит драматичное «Я не твой отец». Он позволяет себе расплакаться, попросить брата о помощи. Джоэл стал более раскрепощённым на экране, человечным и искренним. Несмотря на сдержанный событийный характер серии, она с каждой минутой наращивает драматизм.
После насыщенного пятого эпизода, шоураннеры вновь сбавляют темп ради драматургии и совершенствования своих героев. В новой серии всё важное происходит в диалогах и визуальном контексте. Например, в кинотеатрах Джексона показывают ромком Герберта Росса «До свидания, девочка» (1977), в котором маленькая героиня Люси переживает, что новый возлюбленный её матери бросит их, как происходило много раз с другими мужчинами. А на протяжении всей серии выстраивается эстетика вестерна в пейзажах, полях и тропах, по которым скачут Элли и Джоэл на лошади и в знаковом для вестерна противоречивом единстве необузданной природы и человеческой культуры.
Речь героев становится более честной, истина неприкрытой, Элли узнаёт о дочери Джоэла Саре и, кажется, начинает лучше понимать героя и даже сильнее привязывается. В общении персонажей происходят бури и вьюги. Белле Рамзи и Педро Паскалю удалось из кинематографического вымысла создать нечто подлинное – правдивый разговор, прерываемый тяжёлыми паузами и слезами и честную доверительную дружбу.
В «Одних из нас» прослеживается одна неплохая тенденция: за штормом следует штиль, но за чертой водной глади продолжается водоворот жизни. Элли и Джоэл за одну серию стали ближе, теперь их объединяет не нужда быть вместе ради общего дела, а ответственный выбор друг друга: Джоэл предлагает Элли продолжить путь с Томми, но она выбирает его. Да и сам Джоэл выбирает опасность, тревогу и панические атаки в противовес умиротворению в городке Джексон.
В финале серии герои добираются до Колорадо, где встречают колоритную сцену из игры: из местного зоопарка сбежали звери, обезьяны снуют по округе. А база Светлячков оказалась заброшенной. Всё было зря. Колбы в пыли и грязи, к оборудованию не прикасались несколько месяцев, а на карте отмечена новая точка — Солт-Лейк-Сити.
Место отхода из бывшей лаборатории перекрывают бандиты, Джоэл и Элли в спешке пытаются сбежать.
Неясно, что ждёт их дальше, как им удастся выбраться из этой пропасти, но надежда есть, впереди ещё половина сезона.
Вердикт
Шестая глава поражает уместным и приятным замедлением сюжета и застыванием хаоса событий ради внимания к психологическим нюансам, ради интереса к жизни за поверхностью апокалипсиса. Возможно, это немного старомодный телесериальный ход, но он был нужен, чтобы сделать финал эпизода таким пронзительным и колким. За фантастическим миром благоденствия, Джексоном, следует очередная перспектива утраты, белоснежное поле окропляет кровь, но хочется верить, что героям ещё предстоит сделать не один совместный выбор.