Обзор российской игровой прессы за сентябрь 2011
Первая проблема, с которой я столкнулся во время написания этого текста, для самих читателей новостью не станет: журналы днем с огнем не сыщешь. Лучше всего с распространением у “Игромании” - она продается чуть ли не везде. Чуть хуже дела обстоят у журнала “PC Игры”, но, во всяком случае, я видел его в продаже в разных городах России, а не только в Москве. А вот, например, “Страну Игр” и “Навигатор Игрового Мира” даже в столице найти большая проблема. Причем с последним все совсем плохо. В том смысле, что не знаешь какой именно номер искать. На сайте последний анонс – от 31 мая (слава богу, что этого года). Оказалось, что уже продается сдвоенный – шестой и седьмой – номер с Tomb Raider на обложке. Я не уверен, что он последний, но официальный сайт никакой информации по этому поводу не дает.
Вторая проблема – цена. Я не знаю, что такого должно быть в журнале, чтобы он стоил 250 рублей (то есть, например, в два раза больше, чем Esquire). Буквы должны быть отпечатаны золотом? В каждом номере должен быть спрятан рубин? Изумруд? Автограф Хидео Кодзимы? Между тем, почти все журналы про видеоигры стоят именно столько. Причем (теоретически) понятно, за что платишь две сотни в случае с “Игроманией” - там есть и журнал, и “Видеомания”, и диск со всяким барахлом для тех, кому лень скачивать программы и моды самому. Но две с половиной сотни за журнал, в котором 108 страниц (это все тот же “Навигатор”), кажется мне перебором. Впрочем, скорее всего, цену накрутили уже распространители, однако для покупателей это какое-то слабое и неубедительное оправдание.
Но пора заканчивать со вступлением. Перейдем непосредственно к журналам.
“Навигатор Игрового Мира” #6-7 (165) 2011
Заявленный тираж – 45 000
У “Навигатора” на этот раз красивая обложка – этого не отнять. Да, арт уже использовали, кажется, все западные журналы. Но с этим ничего не поделаешь – приходится иметь дело с тем, что дает издатель. Подписи, правда, внушают некоторые опасения. Вот, например, под большой белой надписью Far Cry 3 кто-то озорной шутит: «Не кричи – мы тебя не больно утопим». Hitman: Absolution – «Человек-хит». Duke Nukem Forever – «та еще дюковинка». Assassin’s Creed: Revelations – «Эцио уехал в Турцио». Наконец, Tomb Raider – «мыс рваной одежды». Некоторые из них, наверное, смешные. Вообще, понятно, что они должны рассмешить – и преданной аудитории они наверняка кажутся веселыми. Невеселым представляется все остальное: дизайн, который не менялся очень давно, разделение превью и ревью и на блоки по жанрам, авторы, которые редко подписываются своим именем, киноцитаты, рубрика про киберспорт и все остальное, что не менялось последние лет пять точно. В то же время, в этом номере много интересных интервью и репортажей, есть даже что-то отдаленно напоминающее спецматериал, а также реклама, какую не встретишь ни в одном другом журнале, а именно игр для мобильных телефонов, в духе “отправь смс на номер”. Ну, это помимо World of Tanks. И системного блока. Другой рекламы в журнале нет, только названные четыре полосы. На последних страницах, кстати, предлагают оформить подписку - так журнал с диском будет стоить 170 рублей (как Empire). Но я бы не стал с этим спешить.
Шутка номера: см. обложку.
**Что почитать:**репортажи и интервью с Е3, тема номера (Tomb Raider).
Список обзоров в номере и оценки:
(здесь и далее используются цитаты из самих обзоров)
Red Faction: Armageddon («сюжет впал в кому») – 6.7
Hunted: The Demon’s Forge(«чтобы герои не отстали в гонке вооружений…») –6.1
Duke Nukem Forever(«ретро в DNF вообще тянет свои склизкие щупальца изо всех щелей») –5.6
Alice: Madness Returns(«у жителей лондонского дня английский неправдоподобно правильный») –7.7
F.E.A.R 3(«симметрии в возможностях персонажей действительно мало») –7.0
LEGO Pirates of the Carribean(«такой титан рынка игрушек») –6.8
Magic: The Gathering – Duels of the Planeswalkers(«типичное зеленое существо») –8.0
The Next BIG Thing(«а ведь в этом холодильнике еще и продукты были») –9.0
Fable III(«факты, которые свидетельствуют не в пользу Fable III») –5.9
Dungeon Siege 3(«краеугольные камни успеха игр») –6.0
Dungeons & Dragons: Daggerdale(«рубают их сплеча») –3.8
Spiral Knights(«обширного мира тоже не завели») –7.1
“PC Игры” #9 (93) 2011
Заявленный тираж – 132 500
Если немного переделать популярную в узких кругах шутку, то получится, что журнал “PC Игры” создает 60% инфоповодов в игровой журналистике (российской). И речь идет даже не о том, с какой скоростью там меняются главные редакторы (это как раз хорошо, в соседнем издании, например, ничего не менялось уже очень давно), но вообще о так называемой “движухе”. Начнем, впрочем, именно с кресла главного редактора - теперь его занимает Кирилл Перевозчиков. Это хорошие новости. Кирилл - это человек, который добился того, чтобы оценки журнала “PC Игры” учитывались на Metacritic.com. Теперь он работает в другом направлении - собирает новую команду авторов и редакторов ("Кирилл Волошин и Илья Янович перешли в “Анжи”), параллельно занимается раскруткой журнала в соцсетях и вообще везде. Twitter, например, у журнала образцовый, хотя он почему-то все ссылки дает на записи в ВКонтакте.
Но вернемся к самому журналу. На обложке - Deus Ex: Human Revolution, под первую в России рецензию. Дисковых приложений два - во-первых, это теперь уже независимый журнал Level UP, во-вторых, это набор демок, модов и патчей. Содержание - это то, чем команда может гордиться. А ведь сентябрьский номер готовится в августе, когда все, про что можно было написать, написали по два или три раза. Правда, два из трех спецматериалов написал один и тот же человек, но это даже к лучшему. Отдельно стоит обратить внимание на спец Ивана Сапрова про блогосферу. В нем перечислены блоги и микроблоги известных разработчиков, которых стоит прямо сейчас пойти и зафрендить или зафоловить.
Кстати, с этого номера в журнале публикуются отрывки из книг по видеоиграм. Например, первые несколько страниц из книги по Deus Ex.
Шутка номера: рекламная полоса Dead Island. ЗОБ-МИ, ага.
Что почитать: впечатления Александра Трифонова от Might & Magic: Heroes 6, спец Анатолия Сонина “(Никакой не) реализм”.
Список обзоров в номере и оценки:
Super Street Fighter IV Arcade Edition («в лице Джури разработчики получили не только первого корейца») - 9.0
Virtua Tennis 4(«градус идиотизма поднимается до угрожающей отметки») -7.0
“Послезавтра”(«анимация тоже смазывает приятные в целом впечатления») -8.0
Air Conflicts: Secret Wars(«способна вызвать настоящую зевоту») -6.5
“Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2”(«последняя игра по фильму о Поттере - и слава богу») -3.5
Fallout: New Vegas - Old World Blues(«аргумент сомнительный, но внушает») -8.5
Dragon Age 2: Legacy(«короткий и бессмысленный») -6.0
“Страна Игр” #9 (325) 2011
Заявленный тираж - 195100
Сколько надо было наштамповать белых обложек, чтобы потом в одно мгновение от всего отказаться и сделать фон ярко красным? Много. На обложке сентябрьского номера “Страны Игр” - Resistance 3. Арт - кавер самой игры. То есть Resistance 3 выйдет с таким артом, и в рекламе на странице 73 читатели могут увидеть точно такую же картинку, и в «открывашке» самой статьи… тоже она. При этом тему номера обязательно стоит прочитать тем, кто сомневался в покупке игры, или кто играл в Resistance раньше и остался, кхм, недоволен.
Чем порадует читателей сентябрьский номер? Возможно, интервью с разработчиками Mass Effect 3, в котором вопросы в два раза больше, чем ответы? Или перевод записи из блога Дэвида Джаффе (впрочем, нигде не афишируется, что это взято из блога разработчика Twisted Metal)? Я бы обратил внимание в первую очередь на “Круглый стол” с Александром Щербаковым. И не потому, что там “Россия” написано с одной “с”, но потому что на этот раз выбрана интересная тема для обсуждения - PS Vita. Плюс, материалы из Famitsu продолжают… ослеплять дикой версткой! Ладно, продолжают радовать: тут вам и интервью с Хидео Кодзимой, и продолжение истории компании SEGA. Несколько смущает, правда, обилие рекламы MMO от Mail.ru, но она сейчас есть во всех журналах, и это лучше, чем еще одна рекламная полоса про World of Tanks. Как сказал главный редактор на форуме gameland.ru, «чем больше рекламы в журнале – тем больше в нем страниц». Спасибо, кэп!
**Шутка номера:**много страниц про чудовищную игру Mistmare, и даже есть интервью с ее разработчиками.
Что почитать: Retroactive про Comix Zone (+ интервью с разработчиком), “Круглый стол”, спец “Прощание с Nintendo DS”, тема номера – Resistance 3.
Список обзоров в номере и оценки:
Dynasty Warriors: Gundam 3 («несложно понять, чем руководствовались Tecmo Koei») - 7.0
Super Street Fighter IV Arcade Edition(«начинается восхождение на Олимп») -8.5
Final Fantasy IV Complete Collection(«играть в трезвом виде невозможно, разработчики должны убить себя») -4.5
Resident Evil: The Mercenaries 3D(«враги словно взяли уроки у собратьев») -6.5
From Dust(«что такое светлая сторона арт-игр») -8.5
Capsized(«Обозреваемая версия: ???») -9.0
“Игромания” #9 (168) 2011
Заявленный тираж - 157 200
“Игромания” сильно изменилась после ухода Александра Кузьменко. Многие уверены, что изменилась не в лучшую сторону. Главная причина недовольства - это появление в журнале “юморных” спецматериалов про вообще все, что не имеет отношение к видеоиграм. К сентябрьскому номеру это исправили: убрали дурацкие подзаголовки, разнообразили верстку обзоров. На обложке - Diablo 3, материал написал Георгий Курган (все нормально, неприятность с Георгием случилась уже после показа демонстрационной версии).
В журнале есть рубрика “Ретро” - в этом номере рассказывают про Leisure Suit Larry 7: Love for Sail. Рецензии по-прежнему сопровождаются материалами в духе “а в жизни бывает вот так”. Например, после обзора Call of Juarez: The Cartel можно прочитать заметку про то, что наркокартели - это реальность (УДИВИТЕЛЬНО!). В сентябрьском номере, кстати, есть спец про китайские и корейские (автор не стал разбираться, какие именно) ММО. А также: обзоры книг, комиксов, железа, забавных сайтов и всего, что находится “в жопе журнала” и читать вряд ли захочется. Есть даже рубрика “Игрострой” - там учат собирать моды, 3D-модели и так далее своими руками. Ну, своей мышью.
Конечно, никуда не делась рубрика “Почта”. Пожалуйста, напишите в комментариях, кхм, чем она вам нравится. Это важно, правда.
Шутка номера: реклама World of Tanks в журнале все-таки есть - на постере.
Что почитать: рецензию на The Legend of Zelda: Ocarina of Time, превью Diablo III.
Список обзоров в номере и оценки:
Call of Juarez: the Cartel («не верь, не бойся, не проси») - 6.0
From Dust(«плачут, богу молятся») -7.0
Insanely Twisted Shadow Planet(«до неприличия легко влюбиться») -8.5
Bastion(«не лишена философского пафоса») -8.0
The Legend of Zelda: Ocarina of Time(«потенциально слабые стороны») -9.0
Earth Defense Force: Insect Armageddon(«пулемет от тараканов “Машенька”») -5.5
Dead Block(«регулярно обновлять оборону») -6.0
Dungeons of Dredmor(«задавшись целью повернуть жанр лицом к игроку») -8.0
Pirates of the Black Cove(«некоторую глубину могла бы внести нелинейность») -6.5
Cars 2 The Videogame(«тачку расхреначь-ка!») -6.5
Storm Frontline Nation(«русские стравили американцев с арабами») -5.0
Puzzle Agent(«история однозначно не разочарует») -7.0
Harry Potter and the Deathly Hallows Part 2(«восемь месяцев - срок приличный») -5.0
Resident Evil: The Mercenaries 3D(«по-хорошему говоря…») -**6.5
**
На этом все. Оставляйте в комментариях свои мысли по поводу печатной игровой прессы: как она меняется, меняется ли вообще, какой журнал читаете и какие материалы нравятся. Возможно, это поможет сделать их лучше.