Обзор пятой серии «Одни из нас»: недетские игры в Канзас-Сити
Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, что особенного показали в пятой серии «Одни из нас»?
Пятый эпизод сериала «Одни из нас» (The Last of Us) под названием «Выстоять и выжить» (Endure and Survive) продолжает раскрывать линию заточения Элли и Джоэла в недружелюбном Канзас-Сити. Если прошлая серия действовала на нервную систему почти как успокоительное, то после просмотра пятой главы саги сердце может быть растоптано, глаза опустошены, зато душа ликует – вот он настоящий survival horror c ордой зомби! История в эпизоде разгоняется до критической отметки психологизма, позволяя взаимоотношениям главных героев выйти на новый эмоциональный уровень.
Осторожно, обзор со спойлерами к 4 и 5 эпизоду!
Революция, ФЕДРА, поиски Генри: что раскрывает эпизод?
Четвёртый эпизод ввёл в повествование сериала новых второстепенных персонажей и оставил множество вопросов. Почему за Генри в сериале ведёт охоту революционерка Кэтлин со своими дружинниками? Что произошло с ФЕДРА (Федеральное агентство по урегулированию стихийных бедствий)? Почему освобождённый город чист и по его закоулкам не бродят щелкуны? Однако такое проседание в сюжете было необходимо для драматического толчка, о чём мы писали в предыдущем обзоре. И вот, наконец, этот slow-burner превратился в настоящий драматически цельный хоррор.
Поэкспериментировав с нарративом в прошлой серии, шоураннеры возвращаются к старой формуле, и погружают зрителя в историю с привычной экспозиции-флэшбэка. Первые десять минут мы наблюдаем за тем как вершилась революция. Канзас-Сити поражён ночью, которую звонко пронзают выстрелы и крики. Отряды сопротивления, обычные горожане, подвешивают военных ФЕДРА, демонстративно подвязывают тела, исколотые ножами, к автомобилям – жуткая моральная плата за свободу. В руках Кэтлин оказывается вся власть, мы узнаём, что её волей, её характером жителям Канзас-Сити удалось наконец сделать то, что не могли осуществить повстанцы на протяжении долгих лет: свергнуть жестокую власть, которая беспощадно уничтожала людей, насиловала женщин под почти сакральным предлогом сохранения мира и порядка. Но ничего бы этого не случилось, если бы прошлый добрый лидер сопротивления не был предан коллаборационистом по имени Генри.
Пока на заднем плане Кэтлин — выстроились стены, запачканные свежей кровью, её заклятый враг Генри в ту революционную ночь вместе с младшим глухонемым братом Сэмом скрывались в невидимых тенях города. Героям не жить, если они попадутся людям сопротивления. Братья бегут к хилому убежищу в одном из пустых домов. Там их встречает тот самый пожилой врач Эдельштейн из четвёртого эпизода. В комнатке затхло, запасы еды на исходе, остаётся верить, что они здесь ненадолго. Спустя десять дней заточения, стены их логова успели обзавестись красочными рисунками из комиксов, а последние консервные банки опустеть. Героям нужно пополнить запасы, либо вновь попытаться бежать из города. И вот Генри и Сэм стоят у дверей, едва собравшись с духом выйти за пределы безопасности, но в доме напротив случается перестрелка – мужчина с седой бородой подле пикапа отбивается от людей-повстанцев.
Подкравшись к Джоэлу и Элли ночью, братья надеются вымолить у них помощь – сопроводить их к выходу из города. Генри знает о тайных подземных проходах, а Джоэл отлично отбивается от врагов – идеальный тандем. Выход из города непрост, героям придётся спуститься в подземные тоннели, соединяющие части старых построек города. Раньше ФЕДРА сгоняла всех кордицепсных в городские подземелья, и до конца неясно уничтожены ли монстры или продолжают жить в темноте. Хороший реверанс в сторону игры, но только тоннели на этот раз оказались зачищены.
Джоэл, Элли, Генри и Сэм в поисках спасения в убежище призрака Иша
Сэм и Элли быстро подружились и позволили себе забыть о всех невзгодах, Элли показывает Сэму свою книжку с анекдотами, просит братьев остаться с ними на пути в Вайоминг, герои начинают заботиться друг о друге. В мире постапокалипсиса для построения верной дружбы может понадобиться всего пару часов.
Пробираясь вдоль мрачных подземных тоннелей, они находят заброшенный детский сад – пугающее напоминание о первых днях побега жителей от эпидемии и отсылка к общине Иша – зловещей истории из игры о выживании людей и детей.
В этой усыпальне детства Сэм и Элли находят выпуск комикса Savage Starlight и просят взрослых остаться там хотя бы на пару часов. Пока новые друзья ребячатся, Джоэл и Генри пессимистично рассуждают о былом и настоящем. Генри рассказывает, что предал своего близкого друга, великого человека [брата Кэтлин] ради лекарства для Сэми. Параллельно его истории Кэтлин разглядывает потресканные стены и отклеенные обои в своей старой детской комнате – когда-то это было её заветное место, уголок безопасности, где её старший брат пообещал быть ей пожизненной опорой.
Двумя пронзительными семейными историями сценарий усиливает антагонизм между Генри и Кэтлин, предлагая зрителю не спешить с выводами. Каждый из этих двоих действует из любви, боли и горечи. Хотя само повествование привязывается именно к изгоям Генри и Сэму, следит за их милыми отношениями, оттого финал серии становится таким сокрушительным.
Переосмысление персонажей Генри и Сэма идёт сюжету только на пользу. Встреча с братьями способствует рефлексии главных героев. Помогая Сэму справиться с тревогами, Элли примеряет роль опекуна, наконец она понимает каково быть на месте Джоэла и оберегать другого человека. Она искренне заботится о мальчике, узнавая в нём и свои страхи перед одиночеством, отражение своего утраченного детства. Как никогда прежде, Элли в этом эпизоде кажется бесстрашной, весёлой, игривой. Дракманн и Мэйзин открывают всё больше новых качеств героини, позволяя ей расти на экране, преодолевать новые трудности, но этот опыт с каждым разом становится для неё всё более мучительным.
Битва за побег
Последние два эпизода, кордицепсные монстры скрывались на обочине истории, и не просто так. После такого затишья их появление кажется наиболее устрашающим. В пятом эпизоде предстаёт развёрнутый скример на несколько минут.
Героям почти удалось выбраться из города, но на финальной стадии их пути они попали в засаду. Джоэл оставил остальных, чтобы обезоружить снайпера, стрелявшего из окна дома. Но уже в комнате стрелка услышал голос Кэтлин из рации. Женщина с полчищем своих людей устроила засаду. Под пронзительное «Беги» Джоэла, оставшиеся на улице герои пытаются скрыться от огромных военных машин. Джоэл стреляет в водителя одной из них и огромный грузовик угождает в дом и проваливается под рыхлую землю. В это время Кэтлин требует Генри сдать себя и выдать своего младшего брата, со зловеще хладнокровной фразой: «Дети умирают каждый день, и что с того?»
Спустя пару сцен из под земли на помощь героям выйдут сотни кордицепсных заражённых. Под земным покровом окраины города всё это время роились щелкуны, а среди них — огромный Блоутер (Топляк), готовый разорвать кого угодно в клочья. Всё внимание и пули людей Кэтлин идут на оборону против монстров.
С помощью параллельного монтажа сцена достигает искусного уровня психологизма, происходящее всерьёз перехватывает дыхание. Камера следит за Элли и лицом Джоэла, который находится вдали, но до последнего пытается сберечь жизнь девочки. Он умело стреляет в каждого движущегося в сторону подростка монстра, расчищая ей дорогу. А Элли бежит навстречу камере, к зрителю, в поисках спасения. Наконец забирается в машину, но за ней по пятам следует девочка-зомби. Героиня оказывается взаперти с ломаными движениями, нечеловеческим обликом и пугающими звуками монстра. Сбегает и спешит на помощь Генри и Сэму, вонзая нож в каждого кордицепсного, что решится схватить их за ногу.
Ближе к концу этой яростной битвы происходит одно удивительное символическое чудо. Генри, Сэм, Джоэл и Элли уже почти оставили поле боя позади, как вдруг Кэтлин направляет на них свой пистолет, полная решимости всадить четыре пули. Но из тени на нее набрасывается ребёнок-зомби и терзает на куски. Дитя спасает дитя.
Вердикт
Представив новых героев, «Одни из нас», очень в духе HBO, отнимают их у зрителя почти мгновенно. Генри и Сэм умирают. И их смерть становится самой жестокой сценой за весь сезон, эмоциональным ударом для главных героев, успевших привязаться к новым спутникам. За эту серию Элли сильно повзрослела, теперь она готова взять на себя ответственность за их дальнейшее путешествие. Она первой просит Джоэла собраться с мыслями и продолжить их путь, старательно подавляя своё горе.
Пятый эпизод получился эмоционально сильным, кинематографически выверенным. Камера в руках Эбена Болтера сочувствующе смотрит на усталые лица героев, останавливается на их слезах, испуге и страхе, по-человечески любя, она дает очерк и антагонистам, высматривая и в их глазах глубину чувств. Водители грузовиков в финальной части серии, словно сами в панике от своих действий.
Сюжетные отсылки к игре на этот раз совсем не навязчивы, почти невидимы, но безумно болезненны (в том подземном детском садике в игре могли быть убиты десятки детей). Нил Дракманн и Крейг Мэйзин в новой серии создали масштабный катастрофический экшен, в которой несколько схожих, но таких разных историй выживания в политическом режиме, в зомби-апокалипсисе, в болезни, в трауре переплетаются, образуя единство. Правда, у Джоэла и Элли преимущество — в отличие от остальных поселенцев пост-апокалиптичного мира, им удаётся выжить в любой передряге.