Обзор первых серий «Уиллоу»: фэнтези-сериал производства Lucasfilm и Disney+
30 ноября на Disney+ вышли две первые серии сериала «Уиллоу» о сказочном мире, находящемся под угрозой зла. Сериал вывел из забвения культовый одноимённый фильм 1988 года от Рона Ховарда и Джорджа Лукаса, в котором почти-волшебник и вор-отшельник спасают маленькую Элору Данэм, призванную свергнуть злую ведьму-королеву. Редактор «Канобу» Карина Назарова разбирает экспозицию нового проекта и пытается определить стоит ли погружаться в его сказочные просторы или нет.
Уиллоу(Willow) (сериал, 2022-…)
1 сезон
Жанр: фэнтези, приключения, драма, комедия
Автор сериала: Джонатан Касдан
В ролях: Уорвик Дэвис, Руби Крус, Элли Бамбер, Эрин Келлиман, Тони Револори, Амер Чадха-Патель, Ралф Айнесон
Предыстория
В 1988 году «Lucasfilm» представили харизматичную фэнтези-картину «Уиллоу», снятую Роном Ховардом по задумке Джорджа Лукаса и сценарию Боба Дормана. По сюжету злая королева-ведьма Бавморда узнаёт о пророчестве, которое гласит, что скоро родится девочка со странным родимым пятном и станет императрицей Тираслина. В паранойяльном бреду, Бавморда решает заключить под стражу всех беременных женщин королевства. Но ей не удаётся избежать судьбы. Чудом спасённое дитя попадает в земли низкорослых нелвинов к начинающему волшебнику Уиллоу (Уорвик Дэвис). На общем собрании принимается решение вернуть ребёнка людям-дайкинам, и наш герой отправляется в путь полный опасностей, приключений и открытий, знакомится с ушлым воришкой Мадмартиганом (Вэл Килмер) и спасает мир!
Авторы пророчили фильму разгон на трилогию, но, отгремев в кинотеатрах, «Уиллоу» не сумел заполучить статус блокбастера, а впоследствии превратился в домашний VHS-хит. Несмотря на неудачи со сборами, фильм был дважды номинирован на премию «Оскар» за лучшие визуальные и звуковые спецэффекты. А фэнтези-вселенная получила продолжение в трёх книгах Криса Клэрмонта «Теневая Луна», написанных по заказу Джорджа Лукаса.
«Уиллоу» 1988 года, изображая живописный мир нелвинов, дайкинов, гоблинов и драконов, погружая зрителей в фэнтезийный средневековый мир, остался в сердцах многих зрителей и стал межпоколенческой классикой.
Браться за ребут фильмов 80-х, к которым привязана большая аудитория фанатов — всегда рисковано. Но в случае сериала «Уиллоу» (Willow) провала удалось избежать благодаря внушительной съёмочной группе. Создатель сериала — Джонатан Касдан (сценарист «Хан Соло: Звездные войны. Истории», «Бухта Доусона», «Хулиганы и ботаны»), в соседних продюсерских креслах — Рон Ховард, Томми Харпер («Уэнсдэй», «Топ Ган: Мэверик»). Режиссёрами и операторами выступили мастера современных стриминговых проектов, работавшие над «Песочный человек» (The Sandman), «Halo» (Halo), «Тёмные начала» (His Dark Materials), «Доктор Кто» (Doctor Who), «Корона» (The Crown) и даже «Гарри Поттером». В отличие от многих современных ностальгических поделок, сериалу «Уиллоу» удаётся продвинуть историю вперёд и воплотить нереализованную в прошлом задумку на эпичное продолжение.
Сюжет
После событий, описанных в фильме, Уиллоу увидел сон, в котором злые силы вновь одерживают победу. Экспозиция сериала застаёт мир вселенной на полпути свершения проклятия. Последние 20 лет это фэнтези-измерение пребывает в перманентном страхе, его земли разделены на две части, одна из которых находится под защитой энергетической сферы, отгораживающей добропорядочный мир от вторжений монстров и гоблинов. А другая — принадлежит злу. Дочь ведьмы Бавморды и временная королева страны – Сорша спрятала Элору Данэм от глаз посторонних, пустив слух об её исчезновении. Долгое время в королевстве Тираслин сохранялось спокойствие, пока в одну туманную ночь зло не появилось у стен замка и не похитило сына королевы – Айрека.
Правительница решает, что настал час звать на помощь волшебника Уиллоу и снаряжает в путь поисковый отряд. Воинственная дочь королевы Кит и её подруга-рыцарша Джейда, принц соседнего государства Грейден, стражник, преступник Траусон, знающий края за пределами сферы, отправляются в дорогу. Их догоняет молодая служанка – тайная возлюбленная принца Айрека, и просит взять в команду. Пережив набег гоблинов, не заплутав в опасном ландшафте, герои, наконец, достигают земель нелвинов, где встречают Уиллоу. Он сразу узнаёт в юной служанке исчезнувшую Элору Данэм и без промедлений решает обучить девушку магии и волшебству, чтобы та могла бороться с силами зла и исполнить пророчество.
Плюсы
Хорошая повествовательная стратегия
Сериал, хоть и продолжает историю фильма 1988-го года, не требует от зрителя каких-либо знаний оригинала. За это он уже получил много хороших отзывов. Начинаясь с краткой, но ёмкой ревизии предшествующих событий, «Уиллоу» сразу вводит зрителей в курс дела и контекст истории, стараясь сосредотачиваться на настоящем: на жизни своего наследия и наследников. Яркие персонажи с хорошо прописанными характерами отлично раскачивают повествование.
Когда Джордж Лукас создавал мир «Уиллоу» в 70-х, он вдохновлялся «Волшебником из страны ОЗ» Виктора Флеминга, 1939 года. Сериал оживляет эту фантазию и решает собрать команду героев по аналогии с персонажами сказки о стране ОЗ. В пути героям нужно найти то, что им самим в себе не хватает. Например, Кит — доброты и терпения, Джейде — умения любить, Грейдану — храбрости, Траусону — помилования. А Уиллоу не помешало бы найти успокоительное, иначе он вот-вот сойдет с ума от навязчивых мыслей и видений о грядущем апокалипсисе.
Удачная формула и повествовательная стратегия легко и быстро затягивают. Знакомые сюжетные тропы, живые и правдивые конфликты делают эпизоды насыщенными на события, а обилие загадок и тайн оставляют пространство для интриги и саспенса.
Главный импульс сюжета, конечно, в метафоре сепарации и взросления. Неспроста сериал начинается с тремора героев перед конвенциональным обрядом перехода из детства во взрослую жизнь – свадьбы. Кит вот-вот выдадут замуж за Грейдана, хотя ей совсем не хочется прерывать дружбу с Джейдой, разменивать мечи и сражения на платья и светские вечера. Пропажа Айрека прерывает запланированный церемониал взросления и выводит героев за пределы их изначальных функций, навязанных социумом. Сюжет предлагает им иной вариант сепарации от законов взрослых, более опасный, но верный: команде тинейджеров придётся пересечь границы защитной сферы, оказаться в пугающем мире хаоса, из которого нет дороги назад.
Красочность вселенной
Помимо характеров, «Уиллоу» цепляет продуманным красочным визуалом. Старинные замки, разрушающиеся мосты, соединяющие обрывы, арки посреди полей, мистическая энергетическая завеса, накрывающая мир изобилием доброты и дыханием жизни. В проекте есть все визуальные атрибуты жанра!
Сериал снимался в излюбленной режиссёрами фэнтези локации — Уэльсе, земле мифов и легенд. Многогранные пейзажи из густистых лесов, цветущих равнин и склонов позволяют погрузиться в атмосферу мира волшебной страны и потеряться в её чудаковатых просторах. Визуал держит на себе весь ностальгический эффект этого шоу, в нем узнаётся старое-доброе, детское и непосредственное, что делает сериал поистине уютным и очаровательным.
Минус
Ничего революционного
О неоднозначности сериала свидетельствует его рейтинг на IMDb и первые отзывы о сериале. При всём обаянии, качественности и ловких манёврах с сюжетом, «Уиллоу» пока не хватает глубины. Даже будучи в статусе фэнтези с возрастным ограничением 14+, в центре которого подростки и слегка пассивно-агрессивный волшебник из 80-х, сериал не пытается предложить ценной идеи, кроме избитого противостояния добра и зла. В нём не обнаруживается тайного подтекста, нетривиальной завязки к интригующей трансформации. В этом проекте вряд ли удастся найти новизну, как в визуальном плане, так и на уровне содержания. «Уиллоу» — это синтетический эпос, составленный из кусков «Звёздных войн», «Разочарования» (Мэтт Гроунинг), «Колец Власти», «Волшебника страны ОЗ». При всей эстетичности, его трудно назвать впечатляющим и свежим произведением, он в точности следует жанровому канону, не рискуя его интерпретировать.
Плюс ко всему, в «Уиллоу» всё предельно детерминировано. Этот мир, несмотря на кажимый динамизм событийности, сохраняется в состоянии пассивного следования судьбе. Сериалу было предначертано стать продолжением фильма 80-х, поэтому он остаётся в ловушке статуса ностальгически-ретроспективного проекта, зависимого от конкретных зрительских ожиданий, но, судя по отзывам, эти абстрактные ожидания пока ещё не оправдались.
А между тем современная телесериальная культура уже успела привыкнуть к сложным героям, к провокационным смещениям морали, к неожиданным прочтениям избитых сюжетов. Конечно, странно требовать от детской сказки кровавости и откровенности сериала «Игра престолов» (Game of Thrones) или сюрреалистичности фильма «Легенда о Зелёном рыцаре» (Дэвид Лоури), но его наивность, комичность и красочность местами не стыкуются с главной темой сюжета. Возникает парадокс: сериал пытается осваивать горизонт тревожных предчувствий, но при этом избегает погружений в тьму, драматизации пространства, избирая чрезмерно красочную и яркую визуальную тональность. Создатели сделали ставку на создание комфортного шоу и пока неясно хорошо это или плохо. Возможно, что к середине сезона всё изменится, и нас ждёт тёмное, мрачное фэнтези.
Вывод
Неудачи, которые терпели фэнтези в прокате в 80-х, доказали, что жанр полномасштабного фэнтези не особо подходит большому экрану, а более близок формату VHS и телетрансляции. 00-е подсказали, что с этим делать: обратиться к многосерийному повествованию. Перенести мир «Уиллоу» в сериальное пространство – было отличной затеей. За восемь эпизодов сезона можно показать каждые уголки этой вселенной и утолить во взрослых зрителях манию к ностальгии, а в зрителях помладше – тягу к волшебству.