Обзор Nintendo Switch
О том, что такое Switch, мы в общих чертах рассказывали в нашем оперативном FAQ пару недель назад, который был написан по первым впечатлениям от нескольких часов с консолью.
Конструктивно Nintendo Switch объединяет в себе портативную и стационарную домашнюю консоли: вы можете играть в полноценные игры на большом телевизоре в гостиной, а потом просто вытащить ее из док-станции и продолжить с того же места на ходу, используя встроенный экран Switch. В теории, это система мечты — играть можно где и когда угодно, причем дома нет нужды ограничиваться маленьким экраном портативки или «привязывать» себя к дивану перед телевизором в гостиной.
Самое поразительное, что это действительно работает так, как заявлено: моментальный бесшовный переход между режимами, «консольный» опыт на портативной платформе, отличная оптимизация. После Switch хочется, чтобы все остальные игровые платформы могли делать то же самое.
Впрочем, консоль также не лишена дизайнерских недоработок, софтовых проблем и ярких проявлений «синдрома Nintendo» — но об этом мы поговорим позже. Для начала же давайте разберемся, что вообще лежит в коробке и в какие сценарии использования доступны.
В наборе:
- Консоль Nintendo Switch
- 2 контроллера Joy-Con
- Док-станция для подключения к телевизору
- Держатель для Joy-Con
- 2 «заглушки» для использования Joy-Con отдельно от консоли
- Сетевой адаптер
- Кабель HDMI
Доступная периферия:
- Геймпад Pro Controller
- Держатель-зарядка для Joy-Con с аккумулятором
- Дополнительные Joy-Con комплектами и отдельно
- Дополнительная док-станция
- Держатель-руль для Joy-Con
Технические характеристики:
- Размеры: 102 мм x 239 мм x 13,9 мм (с Joy-Con по бокам) или 102 мм x 172 мм x 13,9 мм (без Joy-Con)
- Вес: 297г. (с контроллерами)
- Процессор: модифицированный Nvidia Tegra X1
- Экран: 1280×720 пикселей, 6,2 дюйма, IPS, сенсорный, емкостный
- Память: 32 ГБ, расширяемая картами microSD
- Связь: Wi-Fi 2,4/5 ГГц, Bluetooth 4.1, LAN-подключение через стандартный USB-адаптер
- Разъем: USB-C
- Формат игровых носителей: картриджи Nintendo Switch
- Обратная совместимость: только с цифровыми версиями через «виртуальную консоль» Nintendo
- Батарея: 4310 мАч, несъемная
Что такое Joy-Con
Несмотря на то, что моментальное переключение между домашним и портативным режимами бросается в глаза первым, настоящие инновации Nintendo Switch скрываются в контроллерах Joy-Con.
Два небольших геймпада-половинки крепятся к «телу» консоли при помощи специальных рельс, и содержат примерно одинаковый набор кнопок:
- Четыре кнопки (на левом со стрелочками, на правом — с буквами)
- Один бампер
- Один курок (не аналоговый)
- Один аналоговый стик
- Кнопка + или — (аналоги Start и Select)
- Сервисная кнопка (на левом клавиша для скриншотов, а на правом «Дом»)
- Две торцевые кнопки со стороны крепления (используются в играх вроде 1-2-Switch, к ним крепятся специальные «заглушки» с веревочками)
- ИК-камера на правом Joy-Con
- Кнопка крепления на тыльной стороне каждого контроллера
При этом Joy-Con можно использовать и в отделенном состоянии — они подключаются к Switch по Bluetooth, как и вся остальная периферия. В каждом контроллере есть гироскоп, акселерометр и «умный» вибромоторчик, который не просто заставляет его дрожать, но способен симулировать движения предметов (кубиков льда или шариков) внутри устройства.
Благодаря Joy-Con новая консоль Nintendo получает великое множество сценариев использования и аналог целой груды дополнительных аксессуаров, но «из коробки».
Именно Joy-Con обеспечивают «трансформируемость» Nintendo Switch: подсоединенные к консоли они превращают ее в портативку, в специальном держателе становятся неплохим геймпадом, а по-отдельности работают как контроллеры движений или даже геймпады наподобие тех, что были у SNES.
Именно это может стать главным козырем и спасением Switch — там, где Move и Kinekt тихо умерли от недостатка поддержки разработчиками, здесь игры с альтернативными схемами управления могут выжить и процветать.
Три режима
Nintendo Switch способна равноценно выполнять роль как домашней, так и портативной консоли. И несмотря на то, что в обоих режимах игры остаются одни и те же, опыт использования ощутимо различается.
В портативном режиме процессор консоли работает на урезанных частотах — изображение рендерится в 720р (при 60 fps) вместо 1080р в «домашнем».
Это необходимо для контроля над энергопотреблением и нагревом консоли. Процессоры Tegra X1 известны тем, что превосходят большинство существующих мобильных чипов, но при этом требуют много энергии — именно поэтому их почти не встраивают в смартфоны и планшеты.
И даже так в портативном режиме Switch все равно «живет» от зарядки до зарядки. В The Legend of Zelda: Breath of the Wild она выдерживает около трех часов (наш рекорд — 3 часа 22 минуты на средней яркости) — после этого консоль автоматически уходит в режим сна и просит подключить питание. Приятно, что в Nintendo предусмотрели такую ситуацию и вы точно не потеряете прогресс, если не рассчитаете время в дороге.
Впрочем, я не могу сказать, что трех часов работы мало — мне этого вполне хватает, чтобы поиграть по дороге в офис, и потом на обратном пути, а потом спокойно установить Switch в док и продолжить играть на телевизоре. Да, я правда настолько одержим новой «Зельдой».
К тому же, никто не мешает подключить Switch к сети, пока работаете или слушаете лекцию — сейчас стандарт USB-C постепенно становится все меньшей редкостью (да, вы можете попросить зарядку у друзей с новым MacBook Pro или Android-смартфоном вроде LG G5, LeECO или HTC 10). Или используйте powerbank, но его объем должен быть больше 4 500 мАч, а напряжение, не менее 5 В.
Но вот дома все же лучше играть, подключившись к телевизору, оставив портативный режим на крайний случай — и на это есть целый ряд причин.
Как минимум потому, что так консоль выдает ощутимо лучшую картинку. Док-станция и дополнительный приток энергии разблокирует полную мощность процессора Switch, позволяя ему выдавать весьма приятную картинку в 1080р — до PlayStation 4 графика «Зельде» не дотягивает, но текстуры не очень высокого разрешения разработчики умело маскируют «мультяшной» стилизацией, тогда как тени и отражения рассчитываются более чем прилично. Я даже специально включил Xbox 360 и проверил — в Breath of the Wild картинка субъективно технологичнее, чем в Star Wars: The Force Unleashed 2 и Red Dead Redemption.
Во-вторых, экран у Switch маловат для длительной игры в «настольном» режиме. на расстоянии вытянутой руки все хорошо, но дома вы скорее всего захотите поставить консоль перед собой и играть отделенными контроллерами. Но это не очень хорошая идея — из-за слишком мелких деталей глаза сильно напрягаются и быстро устают уже через час игры. Да и встроенная ножка поддерживает Switch слишком «вертикально» — если попытаетесь сесть поближе, то будете смотреть на экран под не очень комфортным углом.
Да и долго вы так играть все равно не сможете. Повторюсь — не дольше трех-трех с половиной часов. Потому что подключить провод питания в «настольном» режиме невозможно, порт USB-C расположен на нижнем торце.
Впрочем, применив немного смекалки, я решил этот вопрос при помощи нелепой, но эффективной конструкции из двух стопок книг. Так и смотреть в экран стало удобнее, так как он поднялся ближе к уровню глаз.
В остальном претензий к использованию консоли без док-станции у меня нет. Экран яркий и прекрасно откалиброван, кнопки и стики Joy-Con удобно расположены и чутко воспринимают команды. Переход в спящий режим и обратно происходит не хуже, чем на Nintendo 2DS или 3DS. Громкость в наушниках, кстати, тоже вполне достаточная.
Что с не так с Nintendo Switch
И раз уж мы начали о недостатках, давайте немного поговорим о множестве значительных и не очень технических проблем.
Судя по отзывам коллег и собственному опыту, у Nintendo Switch оказался большой процент брака. Я допускаю, что прессе, возможно, выдали консоли из первой, «тренировочной» партии, или релизная версия ОС пока несовершенна, но игнорировать сообщения о теряющих подключение контроллерах и постоянных системных ошибках невозможно.
За две недели использования лично я встретил всего две проблемы. Один раз консоль отказалась выходить из спящего режима и не реагировала ни на что до тех пор, пока я не отсоединил Joy-Con-ы и не воткнул провод питания напрямую. Во второй раз консоль просто зависла, и ее пришлось перезагружать, задержав кнопку питания где-то на полминуты.
Другие пользователи жаловались на то, что левый Joy-Con постоянно теряет соединение на пару мгновений или даже секунд, а у нашего редактора Дениса Майорова купленная в магазине Switch при переходе в спящий режим выдает ошибку и требует ее перезагрузить. Еще он жалуется на «джой коны», которые будучи подсоединенными к самому планшету сидят недостаточно плотно и заметно шатаются — судя по отзывам в Сети это распространенная проблема.
Мы получили вот такой комментарий от самой Nintendo:
Все жалобы на технические проблемы Nintendo Switch обрабатываются техподдержкой Nintendo Russia, при этом в случае брака мы готовы обменять консоль на новую. Однако в настоящий момент количество поступивших жалоб на брак в сравнении с количеством проданных в России консолей стремится к нулю.
И добавил:
Какие-то проблемы, естественно есть, и мы не притворяемся, что их нет.
Кроме того пластиковый корпус док-станции может царапать экран, а некоторые пользователи сообщают о том, что краска на Joy-Con облезает из-за виниловых наклеек и в месте контакта с рельсовым замком, но у нас ничего подобного не было, так что я не могу ручаться за правдивость и объективность этой информации.
Но куда большей угрозой для будущего консоли я вижу неоправданную аскетичность ее функционала.
Поразительно, как Nintendo вообще предположила, что выпускаемое в 2017 году «умное» устройство может обойтись без медиаплеера, выхода в соцсети, голосового чата и банального браузера — о да, в Switch нет ничего из вышеперечисленного.
Я уже не говорю о камере — возможно, так цену устройства пытались стабилизировать в «социально приемлемых» рамках. Удивительно, но даже в примитивной по сегодняшним стандартам 3DS все это было.
Да и возможности кнопки для снятия скриншотов разочаровывают — «фотографирует» она мгновенно не в пример PlayStation 4, но видео снимать не умеет, не говоря уже о ведении прямых трансляций на YouTube или Twitch.
Остается лишь надеяться, что все это появится в будущих версиях прошивки. Аппаратной мощности консоли вполне достаточно для того, чтобы поддерживать приложения соцсетей, браузер, YouTube и даже онлайн-кинотеатры — у нее есть и неплохой сенсорный экран, и поддержка быстрого Wi-Fi стандарта 5 ГГц, и слот для карт памяти. Нет только нормального софта, но это, как мне хочется верить, поправимо.
В итоге Switch крайне противоречивой консолью. С одной стороны, перед нами отличная реализация смелой идеи — «гибридный» сценарий использования дома и в дороге действительно работает, как заявлено.
Кроме того, на ней совершенно потрясающие игры. Свобода и атмосфера приключения в The Legend of Zelda: Breath of the Wild вызывает если не восхищение, то уважение даже у людей, которые никогда в жизни не прикасались ни к одной «Зельде», а 1-2-Switch подарил нам несколько потрясающе неловких, но веселых часов.
Но при этом на проблемы в дизайне и техническом исполнении закрывать глаза нельзя. Положение USB-разъема саботирует «настольный» режим, вместо огромных рамок в тот же корпус можно было бы поместить экран на целый дюйм больше, а постоянные сообщения о поломках в сочетании с относительно высокой ценой развеивают последние сомнения в целесообразности ее покупки.
Сейчас Nintendo Switch покупать не только не имеет смысла, но и вредно для ее развития в будущем.
У консоли есть все данные, чтобы стать по-настоящему великой, но для этого Nintendo необходимо оперативно взяться за ум и провести экстренную работу над ошибками. Хватит доработки софта: вычистить критические баги, добавить медиаплеер и базовые социальные функции — и Switch сразу же станет производить на порядок лучшее впечатление.
А уж если за год-полтора для нее накопится стоящая библиотека игр, то вообще цены не будет. Но пока советую повременить с покупкой, в «Зельду» можно поиграть и на Wii U, благо, выглядит она там не намного хуже.