Обзор настольной игры «Остров духов»: колонизаторы против древней магии
У каждого поклонника настолок есть горячо любимые и яростно ненавистные игры, оно и понятно: при всём разнообразии настольных игр очень легко попасться на откровенно плохую игру, раздражающую своими механиками и вызывающую много споров. Для многих “Остров Духов!” 2017 года стала именно такой – сложной и раздражающей, но почему-то все как один не могут от неё оторваться. О качестве “Острова Духов!” свидетельствуют высокие рейтинги на Browse Board Games и 10 место в общем топе. Игра сводит с ума многослойностью, вариативностью и напрочь влюбляет в свой вайб. Рассказываем о ней подробнее!
Концепт и оформление
Колонизация – важная и неустаревающая тема. Завоевание мира, подавление малых народов или терраформирование планет – всё это обсуждалось не раз в художественной литературе и в кино. Создатель «Острова Духов», Эрик Ройс, тоже решил обратиться к проблематичной теме развитого капитализма и империализма и поставил в центр своей игры животрепещущий вопрос: почему никто не проявлял сочувствия к подавленным в ходе колонизации народам и этническим группам? Тема и её подача невероятно актуальны в современном мире, что, безусловно, подогрело интерес к игре.
Сюжет стал топливом для механики игры. Ройс сталкивает технологии “белых” колонизаторов с мистическими верованиями племён коренных народов.И это невероятно увлекательный концепт. Тем более что раньше в мире настольных игр никто не обращался к подобной теме, поэтому “Остров Духов” сорвал джек-пот!
Актуальная идея для сюжета рождает яркое оформление. Поле захватчиков, планшеты духов, поле острова, карты способностей – всё красочное и буйное, обладающее своей оригинальной спецификой. Планшеты духов – отдельный восторг. На карту формата А5 влезли особые для каждого духа правила, информация о слабых и сильных сторонах, уникальные иллюстрации – при этом не возникает ощущение перегруженности. Все используемые в игре карты плотные, прочные, с сочными цветами и доступным для прочтения и понимания текстом.
К чему можно придраться? К фишкам захватчиков. На фоне остальных компонентов города и поселения – блёклые, на фишки разведчиков страшно дышать – настолько они хрупкие, маленькие и отталкивающие. Да и фишки Скверны тоже сделаны с куда меньшим почтением к материалу, чем фишки духов и их помощников-даханов. Уже своим оформлением игра честно предупреждает: игрок не столкнётся с серой моралью! Представители коренных народов – хорошие ребята, колонизаторы – настоящие дьяволы во плоти.
Игровой процесс
Как бороться с колонизаторами? Магией, разумеется, стихийной и непредсказуемой, ведь проклятые империалисты каждый ход будут стараться на свой лад перекроить земли наших предков. Как вообще выглядят победа и поражение в «Острове духов»? Задача островитян: заставить убраться колонизаторов с острова, а значит хорошенько их напугать либо уничтожить, пока те не успели спалить поселения и постройки. Можно также исчерпать всю колоду страха захватчиков и моментально победить. Проиграть же можно тремя разными, но одинаково увлекательными способами:
- Остров так обезображен невежами-колониалистами, что в запасе не осталось фишек скверны;
- Какой-либо из духов уничтожен (на острове не осталось ни одной его фишки присутствия);
- Кончились карты в колоде захватчиков (то есть, в середине 13-го хода игры).
В общем виде каждый ход состоит из пяти фаз:
Фаза духов
Каждый игрок получает ресурсы и планирует стратегию использования способностей (заклинаний). Ресурсы в игре вполне стандартные – можно расширять своё присутствие на острове, копить энергию (ману) на использование способностей, получать доступ к новым картам талантов, наконец, возвращать на руку ранее разыгранные карты. По-настоящему здорово то, что у каждого игрока есть три разных варианта пополнения ресурсов. И у каждого духа есть своя исключительная черта, поэтому будет интересно отыграть каждую из них. В эту же фазу игроки договариваются о совместных действиях, и каждый выбирает, какие способности будет использовать в этот ход, и выплачивает их стоимость своей энергией.
Фаза быстрых способностей
В произвольном порядке игроки разыгрывают только те карты, которые успеют сработать в этот ход до того, как коварные колонизаторы расползутся по острову.
Фаза захватчиков
Распространение европеоидов и осквернение девственных территорий острова. Механика этой фазы решена просто, но изящно: игроки из колоды захватчиков открывают карту конкретной территории (пустыни, горы, болота, джунгли), и каждый ход эта карта ползёт по инстанциям: сначала на этих территориях появляются разведчики, в следующий ход – поселения или даже города, на третий – территории будут атакованы. Действия абсолютно простые и механические, но резко добавляют игре напряжения и необходимости стратегически мыслить, поскольку перед Вашими глазами находятся все планы врагов, на которые Вы можете реагировать.
Фаза медленных способностей
Разыгрываются те карты, которые фактически влияют на следующий ход, а также нивелируют последствия действий захватчиков, которые уже случились в этом ходу.
Течение времени
Обычная «перезарядка». Сыгранные карты уходят в сброс, «недобитки» оживают, временные эффекты прекращают свою работу.
Глубина и многообразие
Чем же так цепляет «Остров духов»? Уже в первой, ознакомительной, упрощенной, быстрой партии, на игроков накатывает даже не волна, а цунами возможностей. «Остров духов» переполнен различными нюансами, которые сделают каждую попытку избавиться от захватчиков незабываемой. Во-первых, асимметричность каждого духа реальна и вызывает неподдельный интерес и желание сыграть «и за того уродца тоже».
Стратегия и функционал каждого духа уникальны: кто-то хорош в истреблении чужаков, кто-то в защите территории, кто-то в запугивании. Всё это богатство надо сплести в единую стратегию. Кстати, асимметричность духов предотвращает ситуацию, когда один игрок за столом подавляет других и играет за всех – важный момент. Во-вторых, это максимально хардкорный кооператив.
Для победы придётся вовсю скрипеть мозгами, чтобы скручивать комбо от способностей разных духов, рассчитывать силы и планы на несколько ходов вперёд, а также успевать носиться по карте и не допускать расползания агрессоров.
Как в любой хорошей стратегии, придётся много считать и всё время будет не хватать буквально одной способности или одной энергии. В-третьих, в игре происходит полный рандом. Карты способностей приходится набирать вслепую по несколько штук, но в итоге выбрать нужно лишь одну. Плюс эффекты страха колонизаторов появляются в случайном порядке, что разнообразит, но не искажает ход партии. Порядок выхода карт захватчиков условно случаен, но неплохо просчитывается и обладает долгоиграющим эффектом.
Как итог – ощутимое, но контролируемое влияние на стратегию игры и ощущение полной свободы по её оптимизации. Отдельные условия распространения скверны, разные сочетания и сложности игры за разных духов (их всего 8, так что возможности комбинирования присутствуют), другая (конечно, более сложная!) сторона игрового поля, сценарии, изменяющие правила и возможности духов, конкретные страны-противники со своими особенностями и шестью уровнями сложности, режим одиночной игры… И это только базовая коробка. Если игра понравится и вы решитесь прикупить хотя бы одно из двух русифицированных дополнений, то голова пойдёт кругом.
Вердикт
Главное достоинство «Острова духов» не в концепте и самобытном оформлении, а в почти безупречном математическом движке, который сделает каждую партию максимально напряжённой. По мере набора опыта игроки смогут почти бесконечно возвращаться к игре вновь – её запас прочности невероятный.
Но у «Острова духов» достаточно высокий порог «входа», чтобы составить подробное представление о нюансах игры придётся сначала сыграть с десяток партий. Нужно постараться поймать вайб тропического острова, провернуть пару изысканных комбо со способностями сразу трёх-четырёх духов, разок-другой выгнать непрошенных гостей со своей земли и «Остров духов» надолго пропишется в вашей игровой коллекции.