23 декабря 2022Настольные игры
Обновлено 24.12.2022

Обзор на настольную игру «Властелин колец: странствия в Средиземье»

Обзор на настольную игру «Властелин колец: странствия в Средиземье» - изображение обложка

Игры, основанные на популярных вымышленных мирах, всегда рискуют попасть в ловушку: с одной стороны им необходимо следовать лору, чтобы не обидеть поклонников оригинала, а с другой – не испугать новичков. Настольная игра «Властелин колец: странствия в Средиземье» не смогла обойти стороной это качественное затруднение, однако ловко его преодолела. Погружающая в атмосферу мира Толкина игра удивляет нестандартным прочтением его обитателей, а сюжеты кампаний и устройство игрового процесса взламывает устоявшийся жанр настольных игр. Денис Сачук рассказывает о достоинствах игры «Странствия в Средиземье» и доказывает, что небольшие погрешности с лором ей только на руку.

Прогресс на службе у настолок

Прежде чем подступиться к анализу лора и темы игры, нужно разобраться с тем, что же лежит в коробке? Внутри скрывается вполне модная в последнее десятилетие кооперативная игра на прохождение сценариев, выполненная в игровом жанре америтреша, специфика которого строится на высокой роли удачи в прохождении кампании и множественности возможностей для развития персонажей и создания конфликтов. Этот жанр претерпел немалые изменения за последние 15 лет. Раньше он рассматривался как элитарный досуг стереотипных гиков и нердов и отличался очень высоким порогом погружения. В наши дни америтреш попал в мейнстрим и стал доступен для всех желающих, у кого есть время, терпение и немного свободных денег. На пути популяризации стояло две сложности: непонятная для новичков механика и суровая роль Мастера – координатора игры. Однако с обоими преградами «Властелин колец: странствия в Средиземье» вполне справляется.

Итак, правила: участник берёт под своё крыло конкретного персонажа, о котором обещает заботиться все 14 сценариев базовой кампании. Все персонажи уникальны. У каждого есть планшет, где прописаны его характеристики, информация о его устойчивости как к телесным, так и к духовным повреждениям. В игре представлено три колоды карт: одна – универсальная, другая – колода умений и навыков, заточенная под конкретного персонажа, а третья – отражает роль игрока в команде. Перетасовка карт и возможность выбора позволяет прокачать хоббита как душе угодно — можно сделать из него даже машину для убийств, пускай это и оскорбит особо нежного поклонника лора, но зато изрядно повеселит в процессе игры.

Обзор на настольную игру «Властелин колец: странствия в Средиземье» - фото 1

Справедливости ради стоит сказать, что в оформлении ключевой колоды навыков персонажей есть большой минус. Они до невозможности маленькие, текст на них, соответственно, тоже. Я не могу пожаловаться на зрение, однако при первых заходах в игру придётся очень постараться, чтобы прочесть как фактическую информацию, так и художественный текст карты. Но в промахе со шрифтом нет вины локализатора, такой странный формат был предложен компанией-производителем. В остальном оформление прекрасное: яркие цвета, проработанные миниатюры, плотный картон высокого качества, который с возрастом чуть обтреплется по бокам и станет благородным носителем игровой истории.

Первостепенная задача проста: собираем банду соучастников и кидаем их в конкретный сценарий. Но как заставить сценарий работать? Режиссёром игры выступит приложение-ассистент. Само по себе мобильное приложение – не новость в мире настолок, но именно в этой игре оно действительно полезно. Отныне все игроки находятся в одинаковом положении: им больше не нужен Мастер! Нет больше кропотливой подготовки к игре. Нет конфликтов Мастера с остальными участниками, а, значит, нет грустных и пустых глаз очень уставшего человека-координатора, который хотел сделать приключение интересным, а ему предъявляют за повышенную сложность и неадекватность сценария. Безусловно, отдельные люди прекрасно справляются с этим почётным и сложным функционалом, но нужны ли вам такие жертвы, когда все хотят просто поиграть и развлечься? К тому же, приложение делает каждое новое прохождение отдельного сценария неповторимым, что существенно повышает реиграбельность даже базовой кампании. Вдобавок снижается нагрузка на всех остальных участников процесса. Вся важная информация о прохождении будет храниться в приложении: долой вечно теряющиеся листочки и ранний склероз! Наконец, благодаря приложению ход игры становится любопытнее: начиная разыгрывать сценарий на клочке карты, в процессе прохождения техника подскажет как её достроить и в каких направлениях стоит искать приключений.

Обзор на настольную игру «Властелин колец: странствия в Средиземье» - фото 2

Прохождение

В каждом раунде три фазы. В первую фазу у игрока есть возможность совершить два действия на свой выбор: можно двигаться, драться, изучать объекты на карте, обозначенные жетонами Исследования и Угрозы. Во второй фазе приложение с помощью игроков двигает и активизирует врагов по карте. Зазевавшихся героев могут и прибить. Третья фаза – перезагрузка колоды игроков, подготовка карт. И тут раскрывается вторая прелесть игры. Если честно, порой сложно смириться с неконтролируемым хаосом в играх. Но здесь хаос структурирован: стандартные для этого жанра проверки навыков игроков обходятся без кубиков – их заменяют карты и приложение. Карты навыков и характеристик обладают как определенным свойством героя, так и могут нести на себе знаки «успеха» и «возможности успеха». В третьей фазе раунда игроки тасуют свою колоду вместе со сбросом, берут две карты с верха колоды и выкладывают одну карту перед собой, чтобы в дальнейшем использовать это свойство. Есть другой вариант – посмотреть на знаки на картах, положить их на или под колоду и использовать эти знания при проверках в следующем раунде. Сама же проверка проходит очень изящно: в зависимости от значения проверяемого навыка игрок берёт сверху своей колоды карты и, игнорируя текст на них, ищет знаки успеха и «возможного успеха» ( их можно конвертировать в успех, потратив жетоны воодушевления – каждый зарабатывает их картами, поисками и удачными действиями). Сумма успехов и конвертированных успехов – и есть результат игрока. Теперь просто вбиваем эту цифру в приложение — оно скажет нам, пройдена ли проверка. При такой динамике игра сохраняет элемент случайности, и радует игрока возможностью знания и предугадывания исхода, можно рассчитывать вероятности и идти на осознанный риск.

Толковое приложение и новая механика проверок и подготовки карт отличают эту игру от её соседей по жанру. Но не напоминает ли она нам другие игры? Точно ли она уникальна? Хватит игнорировать слона в комнате: это точно Властелин Колец?

Обзор на настольную игру «Властелин колец: странствия в Средиземье» - фото 3

Как игра работает с лором Властелина Колец?

Многих может смутить вольное использование атрибутики «Властелина Колец», например, совмещение Арагорна и Бильбо в одном игровом повествовании. Складывается ощущение, что создатели решили адаптировать настольную игру «Особняки безумия» под мир Толкина. Но разработка игры, вдохновлённой произведением массовой культуры – изначальный риск. Если трепетно подойти к делу, стараясь не отходить от первоисточника ни на шаг, это сузит аудиторию и усложнит погружение в игру для тех, кто мало посвящен в лор. С другой стороны, если сделать более дружелюбную к «просто настольщикам» фэнтези игру «по мотивам» – её раскритикуют фанаты первоисточника. Исключений из этих крайностей, увы, не так много. Есть немало игр, трепетно относящихся к наследию Толкина, но едва ли их удастся найти в сотне лучших игр Board Game Geek.

«Властелин колец: странствия в Средиземье» не сможет поразить вас чем-то принципиально новым, почти всё из этого уже где-то было. Послужной список авторов игры на это прозрачно намекает — они не только приложили руку к созданию «Особняков безумия», так ещё имели отношение ко второй редакции Descent. Игра переосмысляет основных персонажей Толкина — в игре они могут отчаянно бояться темноты, храбрый Арагорн первые несколько сценариев никак не может проявить свои боевые навыки и сразиться в схватке с орковскими отродьями. Главное – принять, что это не игра, созданная внутри лора «Властелина Колец», это лор «Властелина Колец» натянули на проверенные игровые механики, добавив к нему кое-что очень интересное.

Авторы вполне серьёзно постарались нанести флёр Средиземья на игру. Вас встретит в меру пафосная тяжеловесная кампания, незаметно игра затянет вас в свою атмосферу. Герои будут прокачиваться неторопливо, но ближе к концу – весьма эффективно. Были бы это просто приключения Арагорна в Пригорье в компании новых героев – большая часть вопросов отпала бы сама собой.

Обзор на настольную игру «Властелин колец: странствия в Средиземье» - фото 4

Так что, Толкин ли это? Нет, конечно. Есть ли здесь атмосфера Средиземья? Знаете, вполне.

Да, «Властелин колец: странствия в Средиземье» пробует усидеть сразу на двух стульях, что может вызвать некоторые вопросы. Но если вы попробуете дать ей шанс и пройдёте пару первых сценариев, то обнаружите, что играете в одну из наиболее современных и продуманных настолок очень непростого жанра. Качественное, работающее на игроков приложение, возможности прокачки и проверок, удачная механика взаимодействия участников кампании выдают очень интересную и затягивающую игру. Если вы ищете для себя крепкий кооператив, где все плечом к плечу решают интересные задачи в атмосфере Средиземья, то эта игра для вас. Так, может, то, что она происходит в весьма знакомой вселенной, не так уж и плохо?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь