25 сентября 2021Игры
Обновлено 11.10.2021

Обзор книги «Нажми Reset»: что стало с «убийцей WoW» и как чуть не погибла BioShock Infinite

28 сентября в России поступит в продажу книга «Нажми Reset. Как игровая индустрия рушит карьеры и дает второй шанс», написанная известным игровым журналистом Джейсоном Шрайером. Прежде автор работал редактором новостей в Kotaku, сейчас пишет для Bloomberg, а в 2017 году он выпустил книгу «Кровь, пот и пиксели», посвящённую сложностям разработки популярных игр вроде Uncharted 4: A Thiefʼs End, The Witcher 3: Wild Hunt и Stardew Valley. В «Нажми Reset» он тоже рассказывает о разработке игр, но Шрайер уделяет больше внимания «тёмной стороне» этого процесса — выгоранию, закрытию игровых студий и увольнениям сотрудников. Автор «Канобу» Алексей Егоров уже прочитал новую книгу и теперь делится впечатлениями.
28 сентября в России поступит в продажу книга «Нажми Reset. Как игровая индустрия рушит карьеры и дает второй шанс», написанная известным игровым журналистом Джейсоном Шрайером. Прежде автор работал редактором новостей в Kotaku, сейчас пишет для Bloomberg, а в 2017 году он выпустил книгу «Кровь, пот и пиксели», посвящённую сложностям разработки популярных игр вроде Uncharted 4: A Thiefʼs End, The Witcher 3: Wild Hunt и Stardew Valley. В «Нажми Reset» он тоже рассказывает о разработке игр, но Шрайер уделяет больше внимания «тёмной стороне» этого процесса — выгоранию, закрытию игровых студий и увольнениям сотрудников. Автор «Канобу» Алексей Егоров уже прочитал новую книгу и теперь делится впечатлениями.

В своей второй книге Джейсон Шрайер разобрал несколько известных и громких случаев, которые так или иначе повлияли на индустрию. Закрытие студии Visceral Games, создавшей Dead Space, крушение 38 Games, авторов Kingdoms of Amalur: Reckoning, проблемная разработка BioShock Infinite и попытки Electronic Arts закрепиться на рынке мобильных игр. Все главы тем или иным образом связаны друг с другом — не всегда прямо, иногда за счёт одного или двух персонажей. Это в первую очередь книга не о событиях, а о личностях, которые оказались в центре этих событий. Press Reset рассказывает, что пережили люди, которые наблюдали за крахом своих студий: как они это восприняли, куда решили двигаться дальше и к чему это их привело.

Эта книга о том, что происходит, когда игровые студии закрываются. Если конкретнее — о том, что при этом происходит с людьми. Не ждите от меня финансовой статистики или дотошных деталей переговоров. Меня гораздо больше интересуют жизни, пострадавшие от перекладывания бумаг.

Джейсон Шрайер, из книги «Нажми Reset. Как игровая индустрия рушит карьеры и дает второй шанс»

Уоррен Спектор, геймдизайнер, которому посвящена первая глава книги

Уоррен Спектор, геймдизайнер, которому посвящена первая глава книги

Краткое содержание глав в книге «Нажми Reset»:

  1. Краткая история жанра immersive sim и карьера Уоррена Спектора (Deus Ex, Ultima). Глава посвящена тому, как Спектор начал работать на компанию Disney и как та в итоге похоронила всё свое игровое направление из-за ряда недальновидных решений.
  2. Кен Левин, Irrational Games и непростая разработка BioShock Infinite. Глава рассказывает о всех играх в серии, но фокусируется именно на последней, показывая, как один именитый разработчик практически уничтожить собственное детище. В этой же главе Шрайер отмечает талант продюсера Рода Фергюссона (Gears of War 4, Gears 5, Diablo 4) — человека, который «умеет доводить разработку игр до конца».
  3. Закрытие студии Irrational и уход её сотрудников в инди-сегмент. В этой главе автор показывает, насколько тяжёлым может оказаться путь инди-разработчика. Также он рассказывает о том, что даже мелочи, которых не видно с высоты AAA-студий, могут спасти небольшой проект от гибели.
  4. История студии 2K Marin и провала The Bureau: XCOM Declassified. Занимательная история об игре, которой никто не хотел заниматься, потому что не понимал её необходимости (игроки и пресса, как выяснилось, этого тоже не понимали).
  5. Исчерпывающая история студии Visceral Games. Завышенные ожидания со стороны самих разработчиков, неудачный менеджмент со стороны Electronic Arts и навязывание движка Frostbite — история закрытия студии многим знакома, но в пересказе Шрайера она обрастает деталями.
  6. Смерть 38 Studios, которую основал Курт Шиллинг, бывший профессиональный бейсболист. Он пытался на собственные деньги создать «убийцу World of Warcraft», но прогорел — и Шрайер дополняет общеизвестные факты впечатлениями самих разработчиков, которые в один день потеряли всё, над чем долго работали. История, которая тянется уже девять лет, недавно получила продолжение — некоторым из разработчиков выплатили часть долгов по зарплате.
  7. Вместе с 38 Studios погибла и студия Big Huge Games, создатели Kingdoms of Amalur: Reckoning. Ее сотрудников к себе взяла Epic Games, но меньше чем через год разработчики вновь оказались на улице.
  8. История разработки мобильной Dungeon Keeper и создание Enter the Gungeon. Грустное повествование о жадности, погоне за трендами и больших боссах, которые так и не поняли, почему попытка возродить любимую многими серию в виде мобильной игры не обрадовала фанатов. Жертвами амбиций Electronic Arts стали и сама игра, и студия-разработчик Mythic. И единственный положительный момент во всей истории — создание «рогалика» Enter the Gungeon.
  9. В финале Джейсон рассказывает несколько небольших историй — о том, как бывшие сотрудники Irrational основали студию Disbelief для аутсорсинга, и о том, как сотрудники Telltale Games пережили два закрытия студии подряд.
Обзор книги «Нажми Reset»: что стало с «убийцей WoW» и как чуть не погибла BioShock Infinite - фото 2

Для чего стоит прочитать новую книгу Джейсона Шрайера

В книге рассказывается о решениях топ-менеджмента, которые могут похоронить целое подразделение компании. Одно из таких решений, к примеру, приняла Disney: её руководство в начале 2010-х годов было уверено в скором крахе компьютерных и консольных игр и потому предпочло сделать ставку на мобильные и социальные проекты.

Также Шрайер рассказывает о неудачных решениях 2K и Electronic Arts. Первая уничтожили сразу две внутренние студии (одну из них, 2K Marin, издательство до сих пор официально не объявило закрытой), а вторая, ослепленная жадностью, начала паразитировать на известных брендах, выпуская их мобильные продолжения.

Или, скажем, взять историю Visceral Games. До создания первой Dead Space студия, прежде носившая имя EA Redwood Shores, не сделала ни одной действительно выдающейся игры. Но все изменилось с выходом приключений Айзека Кларка. Благодаря успеху Dead Space студия получила не только возможность заниматься оригинальными проектами (до этого Visceral работала с играми по лицензиям), но и собственное имя. Правда, продажи Dead Space 2 оказались ниже ожидаемых, а Dead Space 3 и вовсе провалилась в продажах. Затем последовала разработка Battlefield Hardline, а позже студия попыталась создать игру по «Звёздным войнам», но от проекта отказались, а студию закрыли.

Зак Мамбах [продюсер Visceral — ред.] провёл много времени, размышляя над политикой компании и махинациями управляющих. Он видел, как EA закрыла не только Visceral, но и десяток других студий: например, такие легендарные компании, как Bullfrog, Origin и Westwood. Кажется, для руководства EA важнее всего инвесторы и фискальные кварталы — людей они воспринимают всего лишь как цифры в таблицах.

Джейсон Шрайер, из книги «Нажми Reset. Как игровая индустрия рушит карьеры и дает второй шанс»

Обзор книги «Нажми Reset»: что стало с «убийцей WoW» и как чуть не погибла BioShock Infinite - фото 3

«Нажми Reset» вышла гораздо более мрачной, чем «Кровь, пот и пиксели» — их стоит читать вместе, чтобы хотя бы примерно понимать, что творится в игровой индустрии. По первой книге может сложиться впечатление, что все проблемы разработчики решают с улыбкой, но в реальности все куда страшнее.

В новой книге Шрайер не только описывает проблемы индустрии, но и предлагает ряд их решений. В качестве примера он приводит студию Disbelief. Её основали выходцы из Irrational Games, сейчас они работают по заказу от крупных издателей и разработчиков. Шрайер полагает, что в дальнейшем разработка игр будет ещё более сложной, поэтому на аутсорс будут отдавать не только второстепенные, но и основные аспекты игры, что, в свою очередь, станет благом для таких компаний, как Disbelief. Чем больше заказов от разных разработчиков они смогут принять, тем стабильнее будет их работа — и тем сильнее будет уверенность сотрудников в том, что студию не закроют.

Второй пример, который приводит автор, — это опыт Moon Studios, создателей дилогии Ori. Эта небольшая студия работает на удалёнке уже не первый год, что привлекает разработчиков. Ведь если у студии нет офиса, значит, и переезжать лишний раз не надо.

Наконец, Шрайер уверен, что многие проблемы индустрии смогли бы решить профсоюзы, но многие студии активно борются с их созданием. Из недавних примеров можно вспомнить Activision Blizzard, которая на фоне грандиозного скандала прибегла к услугам юридической фирмы, печально известной как «убийца профсоюзов».

Обзор книги «Нажми Reset»: что стало с «убийцей WoW» и как чуть не погибла BioShock Infinite - фото 4

Каким получился перевод книги на русский язык

Переводом на русский язык занималось издательство «Бомбора», и на этот раз всё получилось куда лучше, чем с первым изданием «Крови, пота и пикселей». Перевод аккуратный, в нужных местах даны необходимые пояснения от научного редактора книги, да и в целом читать приятно.

Впрочем, в нескольких местах Джейсон не смог удержаться от уколов в сторону Дональда Трампа и его сторонников. В тексте эти уколы ни на что не влияют, и их смысл при прочтении, откровенно говоря, ускользает. К тому же книга посвящена преимущественно разработчикам из США, европейским студиями автор уделяет мало внимания — и это тоже немного искажает общую картину происходящего, ведь разработка игр в США и Европе сильно различается, о чем Шраер и сам говорит.

«Нажми Reset» — серьёзная книга о геймдеве, цель которой — показать читателям, что игровая индустрия нестабильна, а разработчики даже в случае успеха не застрахованы от увольнений и необходимости срочно искать новую работу. Что ценно, в книге много цитат от очевидцев событий — и это придаёт ей дополнительную глубину и позволяет взглянуть на проблему не только глазами репортера.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь