25 ноября 2022Настольные игры
Обновлено 13.12.2022

Обзор карточного «Ужаса Аркхэма»: как два детектива целый мир спасли

Обзор карточного «Ужаса Аркхэма»: как два детектива целый мир спасли - изображение обложка

Карточный «Ужас Аркхэма» – это захватывающее приключение, совершенно отличающееся от других настольных игр по вселенной Говарда Лавкрафта. С экранизациями произведений маэстро дела неладятся, хороших компьютерных игр тоже вышло не так много. А вот «настолок», вдохновленных «непостижимым и неописуемым ужасом», прилично. Причём именно эта конкретная игра действительно вдохновленна работами Лавкрафта — это видно не только в атмосфере и антураже. Разбираемся, чем же карточный УА так уникален.

Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния.

(Г.Ф. Лавкрафт. «Зов Ктулху»)

Главное отличие игры, как бы неожиданно это не звучало, именно в слове «карточный». Издатели отказались от традиционного картонного поля, в коробке мы найдём только разномастные карты и несколько десятков жетонов. К последним, кстати, привязана довольно интересная игровая механика: с одной стороны, она заставляет игроков понервничать, а с другой – аккуратно настраивает сложность прохождения сценариев.

Вот и все компоненты, входящие в состав базовой коробки. Как оказалось, этого достаточно, чтобы сделать захватывающую приключенческую игру

Вот и все компоненты, входящие в состав базовой коробки. Как оказалось, этого достаточно, чтобы сделать захватывающую приключенческую игру

Распаковываем игру, сортируем карты, и вы уже почти готовы начинать своё первое приключение. В УА можно играть и в одиночку — но, поверьте, намного интереснее проходить кампанию вдвоём. Совместное планирование, обсуждение тактики – всё это сразу раскрывает игру немного по-другому.

Далее, предстоит выбрать персонажа. Предлагается целых 5 детективов, каждый со своей уникальной способностью, различиями в навыках и балансом жизнь-рассудок. Для того, чтобы игрокам было проще влиться в игру, герои отмечены разными классами. Естественно, у каждого класса свои плюсы, минусы и стиль игры.

Обзор карточного «Ужаса Аркхэма»: как два детектива целый мир спасли - фото 2

Хранитель достаёт оружие из самых укромных уголков и всегда за то, чтобы пострелять. Искатель всюду суёт свой нос и находит улики, которые необходимы для продвижения по сценарию. Ловкач достаёт ресурсы, бьёт монстров в спину и убегает. Выживший – стандартная сборная солянка, для тех, кто не хочет выбирать или рисковать. И, наконец, мистик, просто, потому что сходить с ума никогда еще не было так весело.

Так как игра все-таки карточная, для персонажа предстоит собрать собственную колоду, определив специальные действия и предметы, которые он будет использовать в течение игры. В правилах игры подробно описано, как это правильно сделать, однако, если тяга к приключениям оказывается сильнее, чем тяга к планированию, всегда можно воспользоваться базовым набором карт. Все подробно описано, каждая карточка пронумерована, так что подготовка занимает буквально несколько минут. Если вы опасаетесь, что упустили какую-то интересную механику, просто выбрав готовый набор, не волнуйтесь – в игре нам предстоит улучшать своего персонажа, модифицируя его колоду карт, так что «паралич выбора» точно обеспечен.

Затем мы соберём колоду на наш сценарий. Огромный плюс карточного Ужаса – это наличие связного повествования, объединяющего все главы компании. Теперь мы не просто сражаемся против эфемерного божества, а вполне реально продвигаемся по сюжету, делаем сознательный выбор и пожинаем последствия своих поступков. Как уже упоминалось, сложность сценариев и кампании в целом можно настроить под себя.

Как это работает: для того, чтобы совершить некоторые действия в игре, например закрыть портал в другой мир, участникам придется пройти определенную проверку. Необходимо сравнить значение сложности проверки со значением указанного навыка сыщика, а потом добавить к этому элемент случайности. При этом в УА полностью отсутствуют кубики — вместо них игрокам предлагается тянуть специальные жетоны, которые могу повысить значение навыка сыщика или понизить его. Если повезёт – можно достать жетон моментального успеха, а можно вытащить жетон провала. В голове сами собой всплывает знаменитое: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’лайх вгах’нагл фхтагн», в надежде притянуть немного удачи.

Те самые жетоны. Символический «старец», на одном из них как бы намекает на судьбу игрока, который его вытащит

Те самые жетоны. Символический «старец», на одном из них как бы намекает на судьбу игрока, который его вытащит

Таким образом, вы сами можете выбрать, будет ли предстоящий сценарий простой прогулкой по увлекательному сюжету, или же станет настоящим испытанием, в котором вы будете постоянно скрываться от вездесущих монстров, экономя каждый патрон. Масла в огонь подливает и возможность сбросить карту с руки, чтобы добавить недостающих очков для проверки. Это и подталкивает игроков к постоянному планированию и трудному выбору: стоит ли потратить драгоценный предмет? Или же рискнуть, в надежде вытащить наиболее ценный жетон? Замечу, что карты с руки мы сбрасываем до прохождения проверки, так что, иногда радость получения редкого жетона, омрачается тем, что же игроку пришлось впустую выкинуть.

Человек может играть силами природы лишь до определенных пределов; то, что вы создали, обернется против вас.

(«Случай Чарльза Декстера Варда»)

Сыщики выбраны, колоды собраны, и вы готовы отправляться в приключение. Как мы уже обсуждали, дизайнеры отказались от классического игрового поля, поэтому в каждом сценарии оно своё. Карты сценария, выкладываемые на стол, ставятся локациями, по которым сыщикам предстоит перемещаться. Самое интересное, что большинство из них будут лежать рубашкой вверх, а значит, узнать, что скрывается в определенном месте, можно только его посетив. Это добавляет определенного напряжения в игру, ведь ситуации, когда игрок вынужден убегать от монстра в абсолютную неизвестность, встречаются постоянно.

Исследовать локации нам предстоит не просто так — каждый сценарий состоит из цепочки заданий, выполняя которые игроки постепенно, приближаемся к победе. Это так называемые карты сцен – они не только служат художественными вставками, призванными добавить атмосферы, но и четко поясняют игрокам, какую цель им предстоит достичь. К счастью, цели больше не сводятся к сбору жетонов по локациям: например, в одном из приключений, вам предстоит разыскивать культистов. Чем больше уникальных контактов вы встретите, тем лучше.

Своеобразным «дамокловым мечом», призванным поторопить игроков, дабы они не задерживались на одном месте, служит колода замыслов. Это простой таймер: в конце каждого раунда мы будем выкладывать жетоны на верхнюю карту. Как только их наберется определённое количество – карта раскроется и принесёт с собой новые испытания.

Обзор карточного «Ужаса Аркхэма»: как два детектива целый мир спасли - фото 4

Вечно лежать без движения может не только мертвый, а в странные эпохи даже смерть может умереть.

(«Зов Ктулху»)

По мере развития сценария угроза для игроков исходит не только от игрового таймера и возможности провалить задание, открыв для себя ужасающий финал. Постоянные встречи с неизведанным сильно влияют на рассудок, а очередной монстр, несмотря на всё вооружение и подготовку, так и норовит нанести сыщику новую рану. К тому же, в отличие от других игр серии, в карточном УА игроки не могут восстанавливать здоровье и рассудок обычным отдыхом. Чтобы вылечить полученный урон, нужно использовать специальные карты (если вы не сбросили их, чтобы пройти очередное испытание). Получивший большой урон сыщик выбывает из сценария (но не из игры) и его коллеге приходится продолжать спасать мир в одиночку. Также побежденные персонажи получают травмы, что сказывается на дальнейшем прохождении кампании.

Отдельно стоит отметить развитие сыщиков на протяжении всей игры. Закрывая задания и побеждая монстров, мы накапливаем драгоценный опыт, что позволит игрокам модифицировать свои колоды. Проявляется это в добавлении новых карт, или замене старых на более сильные. Как обычно, наши желания не всегда совпадают с возможностями, поэтому игрокам предстоит трудный выбор. Зачастую, процесс выбора новой карты затягивается чуть ли не длиннее самой партии.

Карточный Ужас Аркхэма получился отличной игрой. Атмосферной, затягивающей, способной подарить новый опыт даже опытным настольщикам. Персонажи разнообразны, каждый отличается своим стилем игры и ролью в происходящем. Художественные вставки постепенно раскрывают сюжет, а постоянный выбор и его влияние на игру делают партии увлекательнее, избавляя от ощущения «охоты за картоном». Также, к игре часто выходят разнообразные дополнения. Некоторые из них, представляют собой отдельные приключения, позволяющие отправиться на расследование очередного запутанного дела. Другие – открывают целые кампании, с новыми персонажами и интересными механиками. К тому же, игра уже обрела свою базу фанатов, которые активно обсуждают победные тактики, делятся советами по созданию колод для персонажей. Удачных партий и хорошего настроения на просторах игровых полей!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь