01 апреля 2013Игры
Обновлено 28.12.2015

Пять самых известных «движков» для игр

Ни одна игра не способна работать без специального физического "движка". Мы решили собрать все самые известные "движки" в одном месте для того, чтобы сравнить их по всем известным параметрам.
Ни одна игра не способна работать без специального физического "движка". Мы решили собрать все самые известные "движки" в одном месте для того, чтобы сравнить их по всем известным параметрам.

Cry Engine 3

Был создан Crytek, впервые озвучен в пресс релизе от 11 марта 2009 года. И был представлен на GDC 2009.

Пять самых известных «движков» для игр - фото 1

В больших играх сторонних студий не был замечен, на GDC 2013 показывали подборку проектов созданных на движке. Визуально игры не впечатлили, но технологии у движка конечно продвинуты. Для широкой публики движок известен по собственным играм Crytek, Crysis 2, 3. Игры приятно воспринимались как в визуальном смысле, так и в плане эффектов и физики.

Существует несколько способов использования движка третьими студиями. Первый это для использования дома, или для издания бесплатных игр, без профита. Вам нужно только скачать SDK и зарегистрироваться на сайте Crytek для разработчиков, все остальные действия не требуют согласования с владельцам движка.

Второй вариант для независимых студий. В этом случае используется лицензия royalty-only 20%. То есть вы обязаны отдать 20 процентов дохода. Наверное не плохой вариант.

Третий для инди и загружаемых игр. То есть игры которые будут доступны не только для ПК. Как пишет Crytek если вам необходим будет доступ к исходному коду, то для вас действует вариант с фиксированной стоимостью, но цена ее умалчивается на официальном сайте, при этом заманчиво указывается о её привлекательности.

Четвертый и последний вариант лицензии для серьезных игр. Существует несколько вариантов в зависимости насколько вы планируете использовать движок, можете их посмотреть на сайте, вопрос только стоит в цене. Для уточнения прейскуранта нужно связаться с Crytek, но стоимость является коммерческой тайной. Зато есть слух озвученный на сайте digitalbattle.com от 16 марта 2012: стоимость лицензии 1,2 млн. американских долларов.

Не популярность движка обусловлена видимо ценой лицензии, поздний выход на рынок относительно другого крупного игрока, не агрессивная политика продвижения. Движок использует язык С++ и Lua. Довольно широко используемые в нынешней игровой индустрии, поэтому освоение движка не должно быть затруднительно для большинства людей индустрии.

Unreal Engine 3

Самый популярный движок в текущем поколении консолей. Использовался многими командами как известных проектов, так и не очень. Для хорошей физики как правило прикручивают PhysX от nVidia. Игры выигрывают как в визуальном плане, работа с частицами, так и в ощущении игры, реакции объектов согласно законам физики.

Средство разработки использует Unreal Script. Схема распространения упрощенна до нельзя. При лицензировании Unreal Engine 3 вам необходимо связаться с эпиками. Вариант такой же только без исходного кода называется Unreal Development Kit. Если вы используете UDK в личных целях, внутри компании, то платите 2500 американских долларов в год за место. Коли для разработки и продажи то 99 долларов единоразовый взнос, после достижения чистой прибыли в 50000 долларов, вы должны выплачивать роялти в 25%.

Причины популярности движка обусловлены сотрудничеством с Microsoft, относительной простотой разработки, ранний выход на рынок, хорошая поддержка, мультиплатформенность, хорошие условия приобретения для использования, это те качества которые делают движок самым популярным для использования в больших проектах.

Развитие движка идет постоянно, на GDC 2013 года, показали четвертую версию. Техническая демо создает хорошую картинку, работа с частицами, светом, жидкости, все обрабатывается на знатном уровне. Правда она шла только на ПК, но эпики обещали такую же приятную визуальную составляющую для консолей, что обнадеживает.

Unity 3D

Компания Unity Technologies была основана в 2005 году, движок изначально создавался для Мак платформы. Где то с 2009 года компания начала активно развиваться, появилась поддержка множества платформ. А с этим и штат сотрудников возрос, причем люди набирались со всего мира, что повлекло появлению офисов по всему миру. Первую популярность получил при издании игры на iOS и Android - Shadowgun. Игра критиками была принята не однозначно, но что было понятно для многих это не плохая картинка и Unity3D. С тех пор движок начал набирать популярность, и на данный момент является самым популярным решением для проектов на мобильные платформы претендующие на 3х мерность.

Вы можете попробовать 30 дней бесплатно, есть только одна версия лицензии - Unity Pro стоит 1500 долларов. Плюс вы должны заплатить от 400 до 1500 за разработку на каждую платформу, и плюс 500 долларов за корпоративное использование. Так же существует игровой магазин, где разные люди выкладывают на продажу необходимые и не очень дополнения к движку, 3х мерные модели, эффекты разные и тд.

Языки разработки: C#, Javascript, Boo. Возможно не самый оптимальный набор, но молодые тянутся, да и старички тоже выбирают. Последняя версия движка 4.0, вышла 13 ноября 2012 года, и улучшается каждый день командой разработчиков.

Движок с каждым годом все набирает обороты, улучшается. И на данный момент уже начал покушаться на серьезные платформы, то есть территории Sony и Microsoft. Для инди и мало обеспеченных проектов самое сбалансированное решение на данный момент. Преимущества движка: дешевая лицензия, множество материала, легкость публикации проекта на всех популярных платформах, большое сообщество людей, что говорить, если есть довольно активный русский форум, где люди с реальными проектами. Будущее движка видится пока что без облачным, и пик развития определенно впереди.

Cocos2D

Cocos2D начал свою жизнь как framework для Python. В 2008 был переписан на Objective-C, что сделала его самым популярным движком для мобильной платформы - iOS на несколько лет вперед. Возможность практически за бесплатно создавать игры, причем сомнительного качества и получать за них денежку стало не оспоримым плюсом гармоничного существования iOS и Cocos2D. В следствии появление довольно внушительного сообщества людей, которое создает игры на этом движке. Официальный форум живенький, и развитие платформы идет постоянно силами энтузиастов, следовательно скорость развития далека от слова стремительный. Ранний старт, бесплатность, доступность iOS платформы и поддержка общества сделала его самым популярным из существующих двух мерных движков для мобильных платформ.

Есть разные версии движка на разных языках от C++ до Python. Библиотеки физических framework, а их тут два, используют С++(Box2D) и С (Chipmunk). Существуют много уроков как в сети, так и на книжных просторах. В книгах есть куски кода для разного сценария использования, что упрощает создание игр. Движок бесплатен, что является самым большим плюсом в его использовании, поэтому его можно просто попробовать и особо не париться. Выходит множество дополнений для него или движков на его основе, некоторые бесплатны, а особо продвинувшиеся просят уже деньги. Существует даже дополнение для 3х мерных объектов, так и называется cocos3D. Но пока что оно не стабильное, и его использование должно быть довольно аккуратным.

Что будет в будущем сложно сказать, так как нету финансовой подоплеки для его развития и следовательно заинтересованности. Пока есть энтузиасты и платформа, где можно издаваться, существование Cocos2D не вызывает сомнения. Но кто может утверждать, что завтра парадигма не поменяется.

Corona SDK

Движок созданный выходцами из Adobe, первое появление в бете было в июне 2009. Последовало довольно активное развитие, добралось до версии 2.0 и активно до сих пор силами создателей. Движок в первую очередь создан для мобильных платформ, и не претендует на что то большее. Его плюс, что он ориентирован не только на создание игр, а и для интерактивных книг, комиксов и подобного, бизнес приложений или любых других.

Самый популярный платный движок для мобильных платформ, который использует исключительно 2D. Вы можете скачать бесплатно среду разработки, правда для этого надо зарегистрироваться в их системе, минутное дело. Чтобы опубликовать свое приложение, вам необходимо оформить подписку.  Существуют следующие подписки - iOS - 199/year $, Android - 199/year $, Pro (iOS, Android, Nook, Kindle Fire) - 349/year $. Для работы с движком вам необходим постоянный интернет, так как при запуске приложения вы должны залогиниться, но еще более интересно, что компиляция кода происходит на сервере. Для написания кода используется Lua Scripting language.

Существует множество программ-помощников для разработчиков, они актуальны, как для кокоса так и для короны. В первую очередь это оптимизаторы текстур, а второе это физика. Хорошая связка, существует созданная румынским разработчиком, эдаким молодым цыганом - SpriteHelper и LevelHelper. Существуют версии только для мака, в связке они значительно упрощают создание игры.

GameMaker

Отдельно хочется рассказать за эту чудо-программу. Она создана для тех людей, которые в силу обстоятельств не понимают программирование. Но у них есть творческая жилка и они хотят творить игры. Конечно вы будете ограничены во многом, но зато вам не надо думать о коде. Думаю визуальное представление игр даст вам понимание, что можно сотворить с помощью программы.

История создания продукта очень долгая довольно таки, первый вариант был выпущен аж в 1999 году. В это время были созданы разные конкуренты, но только эта программа дошла до сегодняшнего дня.

Существует несколько версий покупки - Master Collection - 499.99 $, Professional - 99.99 $ плюс надо докупать модули на каждую платформу с возможностью их издания, Standart - 49.99 $, есть бесплатная версия. Можно отметить, что у программы существует хорошое сообщество, много разного(музыка, арт) можно скачать как от пользователей, так и от самих создателей.

Большинство игр представленных на официальном сайте программы было создано силой самой компанией владельцем - YOYO games, что не отменяет достоинств этой программы. Если в вас есть желание творить игры, но вы не знаете откуда начать, то эта программа может быть для вас первым шагом.

Atomontage engine voxel based engine.

Как взгляд на перспективу хочется сказать за воксели. Смысл примерно такой же как в Minecraft, только это сферы и они имеют некие свойства. В чем преимущества от стандартной модели? Конечно же это физика. Если в нынешней парадигме игростроя мир представляет некое папье маше, то здесь это объекты состоящие из частиц, молекул, атомов, причем эти атомы могут менять свойства на ходу, например частица пара при попадании в холодную атмосферу станет водой. То есть отображение реальности значительно превосходит нынешние образцы. Всеми известный баг проваливание моделей внутрь друг друга, здесь просто не может иметь места. Как один из вариантов развития использования гибридного решения с вокселями и нынешними треугольниками.

Сейчас вокслели представлены движком Atomontage engine, создается он силами энтузиаста со Словакии, но перспективы на мой взгляд хорошие. Первое видео от создателя движка на youtube датируется 27м февраля 2010 года. Как видите развитие идет, но довольно таки медленно. Обещалось первое демо на 2012 год, но пока что говорится аккуратно за этот год, время покажет.

Подводя черту.

Есть еще множество других движков, но они не востребованы, как показывает практика, или были использованы буквально в парочке проектов. Есть сайт со списком движков на мобильные платформы, их количество слегка зашкаливает. Есть варианты и 3Д движков, но развитие многих закончилось, так и не вступив в фазу полноценного релиза. Но это всё проигравшие.

На данный момент есть несколько уровней игр, и для каждого уровня есть свое решение движков. Для ААА игр это UE3, но как правило серьезные конторы делают свои движки, которые используются исключительно внутри компании или только в играх от определенной студии. Как пример, это RAGE engine от Rockstar, он используется в таких играх GTA IV, Red Dead Redemption, Max Payne 3. Или DUNIA 2.0 engine для Far Cry 3. Опять же собственные движки у игр от Sony будь то Uncharted, inFamous, God of war. Возможно они не самые лучшие, но это решение студий, у которых есть время и деньги для создания своего.

В более низком сегменте на стыке малых бюджетов и более менее на что-то претендующих появился Unity. Это решение для компаний, которым дешевле купить его, чем создавать что-то свое. Но Unity все больше обзаводится разными фишками, которые делают этот движок претендующим на игры около ААА класса. Время покажет, что из этого выйдет, но меня терзают смутные сомнения, что он потеснит UE4.

Для самых маленьких, то есть хардкорное инди, или просто индивидуальности, существует совсем бесплатное решение или с небольшими вложениями. Это движки доступные каждому, которые ставят своей целью упростить создание миров для начинающих творцов виртуальной реальности.

Как видите, все расставлено по полочкам, что выбивается из общего ряда - это воксели, разработка, которая может совершить революцию или будет похоронена, так и не поразив мир. Лично я надеюсь, что создание игр пойдет путем вокселей, это тот шаг, который приблизит виртуальную реальность с нашей окружающей.

P.S. Небольшое видео о возможностях проработки физики с помощью частиц.

Комментарии 44
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
darklifeness
darklifeness
Unreal Engine 3 самый раздражающий движок, dmc он испортил
lauva
lauva
Надо было упомянуть какие платформы поддерживаются у каждого движка. Лично я поклонник Unity. Кто еще тебе даст движок в котором можно создать проект для любой консоли, ПК, Андроида и iOS, а также Flash и в скором времени и Windows Phone.
Marakew
Marakew
Надо будет добавим, не проблема