Неожиданный альбом новатора современного R&B. Обзор The Weeknd — My Dear Melancholy,
«Новый альбом Эйбела сумасшедший. Он похож на то, что я слушал, когда впервые узнал о нем», — вбросил второго марта Трэвис Скотт в своем твиттере и породил цунами слухов. Понимаю, что для многих на «Канобу» русский рэп — это Святой Грааль, но тех из вас, кто хоть что-то знает о современном американском хип-хопе, новость о возможном продолжении трилогии знаковых микстейпов House of Balloons тоже должна была взбудоражить. Для оценки масштаба, именно раннее творчество Эйбела сильно помогло Дрейку записать свой первый успешный и, по мнению многих фанатов, лучший альбом в дискографии — Take Care.
Переформулирую: если бы в 2010 году наша вселенная разделилась на две идентичные, как в сериале «По ту сторону» с Джонатаном Симмонсом, но в одной из них не вышел House of Balloons Викенда, то никаких мемов с Дрейком из Hotline Bling в ней бы не появилось. Зачем тогда жить?
В прошлую среду Викенд в своем инстаграме выложил скриншот сообщения креативному директору: «Может, нам выложить в пятницу? Мне все равно, если честно». My Dear Melancholy– не то альбом, не то EP из шести треков, вышел спустя два дня после этого поста и мгновенно заполнил собой медийное пространство. И даже не из-за музыки. Процитирую сначала заголовок материала из моего любимого «Сплетника»:
«The Weeknd в новом альбоме откровенно рассказал о разбитом сердце и отношениях с Селеной Гомес и Беллой Хадид»
И отрывок новости издания Popcake:
«Да, да, ДА, это мы о нем! The Weeknd все еще грустит по Селене, чтобы он ни говорил. Быть певцом — дело опасное… Песни выдают тебя с головой».
Надеюсь, вы поняли. Если вам, как и мне, безразличны почки Селены Гомес (псс, говорят, когда они встречались, Селена была сильно больна и Эйбел готов был отдать ей свою почку!), из этой ситуации можно сделать один вывод: маркетинговая компания релиза прошла успешно, первые позиции в чартах Billboard обеспечены. Но поверьте, My Dear Melancholy примечателен далеко не этим.
Первое, что бросается в глаза — малый формат релиза, явно идущий певцу на пользу. В его предыдущем альбоме Starboy было восемнадцать треков и поэтому он казался излишне громоздким. Если ты не фанат певца, целиком его прослушать Starboy тяжело. Другое дело проект из шести треков — его и записывать быстрее, и концепцию уместить легче, и внимание слушателя за 22 минуты не теряется.
My Dear Melancholy рассказывает историю разрыва отношений между героем и его возлюбленной, равномерно размазанную по всей пластинке. Потеря нежных чувств к женщине у Викенда состоит из шести этапов и поглощается на одном дыхании. В первой песне Call Out My Name девушка бросает героя ради другого:
«Почему ты не можешь подождать, пока я тебя разлюблю?».
Смысл следующей Try Me точнее передать знаменитой строчкой SZA из песни The Weekend, в которой девушка вынуждена играть вторую роль в чужих отношениях:
«Ты — с девяти до пяти, я — в выходные».
«Если его нет рядом, ответь на звонок, детка», — просит герой. В Wasted Times Эйбел проходит через отношения с другой дамой, но «она — даже не половина тебя». Пережив полное разочарование в своей жизни в I Was Never There, герой просит свою бывшую полностью прекратить общение с ним (Hurt You), а в последнем треке — Privilege — демонстрирует свое окончательное безразличие: «Я не хочу слышать, что ты страдаешь». Даже если этот сюжет вам кажется излишне слащавым и штампованным, нельзя не отметить внимательное развитие персонажа от песни к песне и общую завершенность проекта, что не так часто встретишь в альбомах исполнителей, ориентированных на покорение чартов.
Прямолинейность повествования контрастирует с яркостью и разнообразием музыкального сопровождения. Продакшен My Dear Melancholy — ради него в первую очередь и стоит обратить внимание на релиз. Кроме стандартных Торонто-ориентированных Frank Dukes, DaHeala и Cirtuk, Эйбел пригласил половину дуэта Daft Punk — Guy-Manuel de Homem-Christo, знакового трэп-продюсера Mike WiLL Made-It, Скриллекса, французского техно-музыканта Gesaffelstein и, что удивительнее всего, чилийско-американского прогрессивного электронщика Николаса Джаара (Nicolas Jaar). К сожалению, последний, по всей видимости, ограничился только вкладом в текст Call Out My Name и сэмплом своей композиции Killing Time.
Другие звездные музыканты намного четче обозначили собственное присутствие. Танцевальный бит Hurt You — это Дафт Панк. Модные уличные хай-хэты в Try Me — это никто иной, как Mike Will. Легкомысленный брейкбит — Скриллекс. Выпячивающиеся сирены в начале I Was Never There– влияние Gesaffelstein.
Сохранив неразрывную тоску Balloons Trilogy, Эйбел расширил жанровые границы, и в My Dear Melancholy мы слышим влияние каждого выпущенного альбома Викенда.
Стоит отметить еще две примечательные идеи, реализованные в My Dear Melancholy.
Первая — музыкальное самоцитирование. Будучи знакомым с предыдущим творчеством Эйбела, при прослушивании нельзя отделаться от чувства дежавю. Оно возникает, конечно же, не на пустом месте. О чем этот проект, в конце концов? О взгляде в прошлое: прошедшие отношения, попытка вернуться к звуку первого микстейпа. Продюсеры перенесли ретроспективную мысль художника на биты, но не стали уходить далеко в прошлое.
В Call Out My Name мы слышим мотивы Earned it, а мелодия в начале Hurt You буквально ссылается к I Feel It Coming. И даже внутри самого альбома начинаешь слышать копирование: в Hurt You мы слышим отголосок сирены из предыдущей I Was Never There — возможно, самого яркого момента всего проекта. Откровенные сэмплы недавних хитов Викенда могут быть высказыванием. Этим Эйбел выражает уверенность в своем статусе самодостаточного популярного артиста. Пока другие заимствуют отрывки из чужих забытых песен, Викенд берет свои недавние хиты и делает из них новые.
Вторая — показное безразличие. На протяжении всего текста я называл My Dear Melancholy и EP, и альбомом. Что же это такое — никто не знает точно. С одной стороны, его обозначают альбомом, а с другой — он состоит всего из шести песен. Отсутствие привычной промо-кампании, два вертикальных клипа, доступных только владельцам аккаунтов в Spotify, и желание быстрее отделаться от проекта тоже могут быть не случайными. Мне видится, что такое отношение к альбому — последовательное продолжение мысли автора, начатой внутри альбома. Мы уже определили, что с каждой песней в My Dear Melancholy певец охладевает к своей бывшей девушке. Закончив историю, в которой он прощается с ней, и завершив пластинку, что остается от бывшей возлюбленной? Правильно, сам альбом My Dear Melancholy.
«Может нам выложить в пятницу? Мне все равно, если честно», — публично проговаривает Эйбел и избавляется от проекта через два дня.
В конце концов, абсолютно не важно, как называть My Dear Melancholy. Главное — это осознанная и качественная работа, которая полностью раскрывается, если слушатель знаком с ее контекстом. Если же вы все еще слабо представляете, кто такой Викенд, и не собираетесь слушать его дискографию, то в его новом альбоме можете уловить многие современные тренды популярной музыки: от сокращения хронометража пластинок (привет, XXXTENTACION и Diplo) до хаус-битов (привет, Элджей и Feduk).
Можно предположить, что в этом году мы еще услышим Эйбела Тесфайе. Возможно, летом, вместе с комиксом, выйдет продолжение предыдущего Starboy. Возможно, нас ждет сиквел нового релиза (запятая в конце намекает на продолжение?). В любом случае, в ближайшие несколько недель вы наверняка еще не раз услышите Call Out My Name, но уже будете знать, что эта песня — лишь верхушка айсберга под названием «My Dear Melancholy, ».