Почему не стоит критиковать китайских болельщиков на The International 2019
Я выделил три основных претензии к китайской публике:
- Зрители индифферентны к играм, где нет китайских команд
- Зал поддерживает только китайские команды
- Публика освистывает TNC
Попробуем разобраться с каждым из пунктов. Начнем с последнего, потому что в хронологии турнира он оказался в начале.
Свист — это нормально
Десятки недовольных топиков на Reddit появились еще до начала первых игр. Во время церемонии открытия The International 2019 команды по очереди выходили на главную сцену и зрителям в интернете не понравилось, что уровень шумовой поддержки PSG.LGD несопоставим с тем, как встречали условных Infamous или Mineski. Помимо этого китайские болельщики освистали TNC из-за Kuku, обвиненного в первой половине нынешнего сезона в расизме из-за фразы «Ching Сhong».
Не хочется рассуждать о самом инциденте с «Ching Сhong» — сложно сказать, действительно ли до сих пор уязвлена национальная гордость китайцев или нет. Свист сам по себе в командном спорте — обыденность, и тут не нужен какой-либо весомый повод. Болельщики на домашнем стадионе не только должны заряжать своих игроков, но и усложнять жизнь соперникам. Именно поэтому почти у всех клубов в футболе процент побед «дома» выше, чем в «гостях». Именно болельщики превращают стадион в крепость, выходя на которую у «гостей» трясутся коленки.
Сразу уточню, речь не идет про правонарушения в виде брошенных фаеров или оскорбления вне стадиона. Именно последнему, по словам TIMS, подверглись игроки TNC. За это мы ставим жирный минус особо «умным» китайским фанатам.
В первый день плей-офф TNC должна была играть с Vici — со второй командой Китая по количеству фанатов на стадионе и шумовой поддержки. Болельщик приходит на стадион, чтобы поддержать свою команду и помочь ей выиграть. Профессиональные спортсмены должны быть готовы, что трибуны могут быть настроены против них. И если свист в зале деморализует и мешает играть, то проблема не в фанатах, а в команде.
В конце концов, местная публика этим свистом подарила турниру историю, которая добавляет зрелищности и эмоций. Крупные соревнования — это еще и шоу, которое создают организаторы и публика. Так что фаны со своей частью справились на отлично.
Зачем мне болеть за Infamous?
Поддерживать всех и радостно хлопать в ладоши после успехов соперников можно на районных детских соревнованиях по танцам, но не в профессиональном командном спорте, на который так сильно пытается походить киберспорт. Я не хочу сказать, что настоящий болельщик априори не должен аплодировать кому-то еще, просто это не должно быть обязанностью или необходимым правилом гостеприимства.
Почему китайцы должны рвать глотки ради Infamous, NAVI, Mineski, Newbee? Эти команды не показали ничего за целый сезон, в их составах нет легендарных игроков, даже не факт, что среднестатистический китайский зритель вспомнит их состав без шпаргалки.
А вот команду Liquid китайцы встретили тепло, ведь каждый «дотер» знает «Куроки» и то, какая успешная карьера за его плечами. Или нереальный скилл «Миракла». Этих парней хочется поддержать, потому что они этого заслужили, пусть ты и не болеешь за них.
Овациями встречали и провожали чемпиона The International 2015 и одного из лучших мидеров планеты — SumaiL. Когда речь заходит о легендарных игроках, за отличными выступлениями которых все следят уже несколько лет, клубная принадлежность неважна, болельщики отдают им дань уважения и поддерживают.
Но разве кто-то из игроков TNC, Infamous, NAVI или Mineski достиг таких же успехов, как SumaiL или Kuroky? Нет. А значит требовать обязательного интереса к своей игре, а уж тем более поддержки — нелогично и просто наивно.
Иногда титулы и регалии может заменить «медийка» и популярность. Например, отлично в этом направлении поработала Virtus.pro, попытавшаяся завоевать китайскую аудиторию в том числе и с помощью нового мерча.
Можно сравнить как встречали «Рамзеса» и «Мики» на шоу-матче:
Китайской публике плевать на другие команды?
В первый день плей-офф я наткнулся на абсурднейший пост на Reddit, в котором автор не понимал, почему любое удачное действие PSG.LGD вызывает шквал эмоций, а красивые моменты в исполнении Virtus.pro (где он их нашел?) сопровождаются полной тишиной. Допустим, каждый ведь радуется, когда его сборная по футболу пропускает красивый мяч. PSG.LGD — главная команда Китая на данный момент, на этом TI от нее ждут только победы, так что за нее болеют с утроенной силой.
Было много критики в адрес китайских болельщиков, которые ушли с матча NAVI — Mineski. Во-первых, это был последний матч дня, который начался уже поздним вечером по местному времени. Во-вторых, повышенный интерес к этому матчу был только у нас, ведь для местных фанатов это просто встреча двух аутсайдеров.
Схожую картину можно увидеть абсолютно на всех турнирах по «Доте». К концу дня стадион пустеет, потому что 12 часов на арене — это сложно. Помимо банальной усталости, пропадает азарт и эмоции. Так происходило на всех «мейджорах» и «Интах».
Но действительно ли китайской публике так плевать на другие команды? И снова мы прежде всего задаемся вопросом: «о каких командах речь?». В любом виде спорта фанаты хотят посмотреть на игру высшего уровня в исполнении звезд. И киберспорт — не исключение. Переживать за красивую «Доту» китайские болельщики умеют, если «Дота» и правда красивая, как в матче EG — Team Secret.
Ну что, осталось ощущение, что китайцам плевать на другие команды?
В киберспорте проблема с болельщиками
Киберспорт еще очень молод по сравнению с футболом или хоккеем, поэтому культура боления здесь еще не сформировалась. У нас нет многотысячных фанатских объединений, которые бы колесили за командами по всей планете, перекрикивая китайцев.
Даже привычка болеть за конкретный коллектив, а не тот, который сейчас на коне, есть у очень малого процента фанатов киберспорта. Прошлым летом я брал интервью для MAXIM у владельца Vega Squadron, и он рассказал, как мне кажется, крайне показательную историю, которая отлично характеризует «культуру боления» в киберспорте:
Очень интересная история произошла с нами на финале LCL по League of Legends в 2016 году в ВТБ Арене. Для начала мы собрали всех наших болельщиков на один сектор, у них были флаги, футболки, прочая атрибутика. Они начали заряжать кричалки и соседние секторы заводились от них, и, в итоге, после второй победной карты уже весь стадион кричал: «Вега-Вега». Хотя, у наших противников — Albus NoX Luna — болельщиков должно было быть в разы больше. Потом произошел любопытный момент — мы начали проигрывать и, в итоге, уступили со счетом 3-2, и уже во время финальной карты весь стадион скандировал: «Albus NoX», как будто за Вегу никто не болел.
Поддерживают своих только в Китае?
Китайская публика по своей сплоченности, конечно, поражает. Но болеют по национальному признаку в киберспорте не только в Китае. Никого почему-то не смущало с какой страстью на протяжении многих лет в США поддерживали Evil Geniuses.
А фанатов киевского «мейджора», топивших за VP в финале с OG, до сих пор ставят в пример. Это было действительно круто. И на каждом EPICENTER комментаторам приходится самим заводить болельщиков, намекая, что нашей команде нужна поддержка.
Так, может, вся проблема в том, что мы хотим быть как китайские болельщики, но у нас пока не получается?
Такая резкая реакция на китайских зрителей вполне понятна — киберспорт не привык к болельщикам в привычном понимании этого слова. У нас множество глоров, ставочников и тех, кто поддерживает все команды своего региона. В киберспорте пока вообще не так много болельщиков организаций. У нас все-таки поддерживают именно игроков, и на это есть объективные причины. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
- 23 августа PSG.LGD и OG определят первого финалиста The International 2019. Уверены, что шумовая поддержка трибун будет запредельной на этом матче.
Да, мы же живем в мире без легендарных хуков Денди под фонтан, без Хвоста с тремя рапирами. Давайте просто уже признаем, что китайцы чхать хотели на красивую доту (которую к сожалению не показали СНГ команды) и им интересны лишь матчи команд из их страны. Если руководоствоваться Вашей логикой, то мы можем оправдать даже геноцид евреев Гитлером.