21 апреля 2022Кино
Обновлено 22.04.2022

Объясняем через поп-культуру: что такое пропаганда и как она работает

Кадр из фильма «1984» // скриншот «Канобу»
Кадр из фильма «1984» // скриншот «Канобу»

«1984», «Эквилибриум» и даже франшиза «Голодные игры» — огромный пласт культуры, где в центр ставится борьба с тоталитаризмом и пропагандой. Но что такое пропаганда в реальном мире, где по телевидению не показывают Большого брата или ежегодные схватки насмерть? Автор «Канобу» Мари Григорян обратилась за объяснениями к известным фильмам, книгам, а также современному медиаисследователю Александру Амзину.

Что такое пропаганда?

Согласно энциклопедии «Британника», пропаганда — это распространение информации с целью изменить мнение общества по одному или нескольким вопросам. Со стороны это может быть похоже на просвещение или обычное обсуждение каких-то идей, фактов, новостей.

Пропаганда — это всегда плохо?

Понятие пропаганды появилось изначально не в политике, а в религии. В 1622 году римская католическая церковь создала Конгрегацию пропаганды веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide). Эта организация должна была заниматься миссионерством — распространять католическую веру по разным городам и странам. От этого и произошло понятие «пропаганда», от лат. propagare — разлаживать, расширять.

«[Слово] не то чтобы имело нейтральное значение, оно исторически относилось к распространению веры среди неверующих. И уже в этом значении есть главное отличие пропаганды от информирования.

Главная ценность информации — сообщаемые факты, тело сообщения. Главная ценность пропаганды — убеждение в системе ценностей, которую надо распространять источнику»,

— объясняет ведущий телеграм-канала «Мы и Жо» (@themedia), медиаконсультант Александр Амзин.

По словам Азмина, это можно сравнить с газлайтингом — психологическим воздействием, которое заставляет человека сомневаться в своей адекватности. В случае с пропагандой её жертвы получают только одну картину мира — и никак не могут (и не должны) сопоставить сообщения с реальностью:

«И вот здесь пролегает понятие «плохости» пропаганды. Она вносит выгодный источнику шум в новостной сигнал. Это такой газлайтинг [психологическое воздействие, которое заставляет человека сомневаться в своей адекватности — прим.ред.], только без необходимости свести кого-то с ума — и без возможности для жертвы сопоставить сообщения с реальностью».

Кадр из экранизации «На Западном фронте без перемен»

Кадр из экранизации «На Западном фронте без перемен»

Пропаганда и информирование могут быть очень похожи, а пропагандисты могут верить, что просвещают людей и говорят правду. Согласно «Британнике», основные различия в следующем:

Информаторы:

  • предлагают разнообразные факты, знания, несколько точек зрения;
  • обосновывают, почему им можно верить, но оставляют пространство для сомнений;
  • побуждают узнавать больше информации и делать собственные выводы.

В то время как пропагандисты:

  • выбирают цель, которая полезна ограниченному кругу лиц;
  • сознательно подбирают факты, доводы и символы, подходящие их цели;
  • опускают информацию, несоответствующую их цели, или подменяют её.

Может ли пропаганда быть полезной?

Пропаганда однозначно может вестись в общественно полезных целях, вот только полезность посыла сложно определить объективно. В колонке издания Huffington Post от 2010 года приводятся красивые звучные цитаты американских политиков, например: «Свобода, процветание и никаких талонов!». Автор колонки Нэнси Шоу уточняет, что эти слова — как и многие другие эффектные лозунги — использовались для подготовки американской революции 1765-1783 годов, когда британские колонии наконец объединились в Соединённые штаты Америки. Шоу назвала это примером полезной пропаганды — хотя король Георг III с ней бы не согласился.

Постеры художника Das Frank // личный сайт художника

Постеры художника Das Frank // личный сайт художника

Есть и более простые примеры того, как пропаганда служит общественно полезным целям. Пропаганда защищённого секса может уберечь людей от ЗППП, в том числе от ВИЧ; пропаганда здорового образа жизни должна бороться с целым спектром проблем от алкоголизма до ожирения; пропаганда вакцинации — снизить рост вирусных заболеваний, и так далее.

Позитивная пропаганда

В начале пандемии коронавируса в 2020 году стало появляться много советов по тому, как обезопасить себя и близких. Художник Das Frank из Лас-Вегаса создал агитационные плакаты в пользу вакцинирования и самоизоляции; на личном сайте художника эти плакаты называются «позитивная пропаганда».

В YouTube разлетелись ролики со звёздами фильма-катастрофы «Заражение» (2011) американского режиссёра Стивена Содерберга: актёры записывали ролики с советами по профилактике заражения COVID-19, учили правильно мыть руки и соблюдать социальную дистанцию.

Видео о мытье рук от Кейт Уинслет («Заражение»)

Весь фильм «Заражение» — история о том, как опасный вирус мгновенно разносится по Земле, и как это можно было предотвратить — можно назвать пропагандой. В картине приводятся логичные доводы в пользу изоляции, регулярного тестирования, вакцина становится единственным источником спасения для человечества. А если зрителя не убеждают факты, то есть драматичная и поучительная линия героя Мэтта Деймона и его дочери.

Негативная пропаганда

В книге «Большая манипулятивная игра» (2000) политический журналист и писатель Автандил Цуладзе пояснил, чем «позитивная» пропаганда отличается от «негативной». Цель позитивной пропаганды направлена на благополучие людей. Она ведётся «в интересах тех, кому она адресована». В случае «Заражения» — в интересах людей, которые не хотят заразиться опасным вирусом.

А вот негативная пропаганда создаёт образ врага и навязывает ценности «в интересах узкой группы лиц». Отличить один вид от другой сложно: истинные цели пропагандиста людям могут быть неизвестны.

Какие типы пропаганды существуют?

Социальная пропаганда

Доходчиво рассказать детям и взрослым о противопожарной безопасности — тоже своего рода искусство пропаганды. В научной библиотеке CyberLeninka есть статья «Пропаганда: критерий эффективности», где объясняется, как донести важную информацию до населения. Как и Мэтт Деймон, моющий руки на камеру, как и весь фильм «Заражение», это — социальная пропаганда.

Реклама об авиационной безопасности от British Airlines с использованием актёров и комиков

Военная пропаганда

Жители вымышленного государства Океания из романа «1984» каждое лето отмечали «Неделю ненависти». Во время этой праздничной недели они повторяли старые военные лозунги и придумывали новые, лепили восковые фигуры, пели «Песню Ненависти» и проводили на улицах парады. Всё это должно было как можно больше разозлить жителей Океании, настроить их против грозного врага так, чтобы при первой возможности они «несомненно разорвали бы захваченных вражеских солдат на куски».

Это классический пример военной пропаганды, благодаря которому население всегда готово к военному конфликту. Различные международные документы прямо запрещают военную пропаганду, например, Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), принятый после Второй мировой войны. Дело в том, что пропаганда войны — почти всегда «подстрекательство к насилию, основанное на оправдании национальной, расовой или религиозной ненависти», как объясняется в памятке от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Политическая агитация

Агитация — также часть пропаганды, в основном политической. В Большой советской энциклопедии агитация определялась как «средство политического воздействия на массы». Это более узкое понятие, чем пропаганда: для агитации используются конкретные лозунги, слоганы, беседы, доклады, выступления в СМИ, но главное — в ней всегда есть побуждение к конкретному действию – выбрать кого-то или поддержать какое-то решение.

Речь злого Морти на выборах («Рик и Морти»)

Забавный, но показательный политический пример — Злой Морти, он же президент Морти из анимационного сериала «Рик и Морти». В третьем сезоне одна из копий Морти говорит трогательную речь о том, что позаботится о других Риках и Морти, если его изберут президентом Цитадели Риков. Путем различных манипуляций толпой, обещаний и заверений в искренности он действительно побеждает. Но первое, что делает Президент Морти на своём посту — уничтожает Совет цитадели и устанавливает тоталитаризм.

Что используется для пропаганды?

Согласно энциклопедии «Британника», для пропаганды можно использовать любое медиа — от электронной почты и блогов до фильмов. В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино огромную роль играл фейковый фильм «Герой нации» (Stolz der Nation) о немецком снайпере Золлере, который в одиночку выкосил множество американских солдат. При этом Золлера называют «немецким сержантом Йорком» в честь реально существовавшего американского военного, сержанта Элвина Йорка. В Первую Мировую войну он стал героем, взяв в плен 132 немецких солдата, — и тоже получил в свою честь художественный фильм 1941 года.

Транслировать и распространять пропаганду могут и люди — по так называемому «сарафанному радио». Но Александр Амзин отмечает, что обычно используются более эффективные способы:

«Допустим, мы говорим с человеком, и он требует поверить ему на слово, потому что он верит в свою правоту. В этом случае распространение работает плохо. Исключение — асимметричные отношения, например, отношения учителя и ученика. Поэтому для пропагандистов так важно контролировать школьную программу [например, когда представители правительства общаются с учителями — прим.ред.]».

Пропаганда становится гораздо более эффективной, когда маскируется под новости, документалистику, сводки — словом, под нейтральное информирование. Жертвам остаётся только встроить эту информацию в свою картину мира, а критически осмыслить её часто не получается, подчёркивает Амзин.

Президент Сноу из франшизы «Голодные игры» © 2011 Lions Gate Films Inc. All Rights Reserved

Президент Сноу из франшизы «Голодные игры» © 2011 Lions Gate Films Inc. All Rights Reserved

Отлично работало «информирование» утопического государства Панем из серии книг «Голодные игр». Главная героиня, Китнисс Эвердин, жила в беднейшем районе (дистрикте) государства и не всегда могла прокормить семью. Но зато в каждом доме был телевизор — так жители Панема точно не могли пропустить информационные сообщения от правительства.

Транслировались и сами Голодные игры, ежегодный турнир в память о разрушительной войне: по два подростка из каждого дистрикта отправлялись на бой, и в живых оставался лишь один победитель. Заодно правительство Панема держало людей в страхе: население вынуждено было каждый год смотреть на смерть собственных детей, и ровным счётом ничего не могло с этим сделать.

Как выглядят приёмы пропаганды?

Американский институт анализа пропаганды (IPA) работал в 1937–1942 годы. Он выделил несколько основных приёмов пропаганды, которые легко объяснить на конкретных примерах.

  • Навешивание ярлыков и перенос — выбор названия и специфических символов, чтобы выделить и обозначить главного врага. Пропагандисты выбирают для «вредных» объектов или людей определения и характеристики, которые на самом деле не соотносятся с реальностью и не основаны на фактах.

Например, в мире «Эквилибриума» любые люди, не принимавшие специальный препарат для подавления эмоций, назывались «эмоциональными преступниками». Так государство акцентировало внимание на том, что чувства вредны и опасны для человечества — любые, положительные и негативные. А символами зла, которые необходимо было уничтожать, стали произведения искусства, от Моны Лизы до музыкальных пластинок.

  • Блистательная неопределенность используется для того, чтобы пропаганда работала на большом количестве людей. Пропагандисты выбирают общие, абстрактные понятия, — честь, гордость, желание мира, свобода, — которые всегда вызывают положительный отклик (и маскируют реальные мотивы).

В антиутопическом фильме «Не отпускай меня» (2011) герои Киры Найтли, Эндрю Гарфилда и Кэри Маллиган росли в школе-интернате. В ней выращивали будущих доноров органов, которые в будущем должны были буквально отдать части своего тела другим людям. Однако преподаватели интерната никогда не расшифровывали абстрактное слово «донорство», поэтому дети не знали о своей печальной судьбе. Ведь на первый взгляд кажется, что слово означает нечто хорошее.

Кадр из фильма «Не отпускай меня» // скриншот «Канобу»

Кадр из фильма «Не отпускай меня» // скриншот «Канобу»

  • Чтобы вызвать доверие у народа, пропагандисты часто «играют в простонародность» — убеждают людей в том, что они разделяют общее происхождение, общие мысли, что у них определённо одни и те же интересы.

Уже упомянутый выше Злой Морти подготовил для избирателей невероятно трогательную речь. Он всеми силами упирал на то, что живёт среди простых Риков и Морти, и видит проблемы жителей Цитадели своими глазами — «в школах, на улицах, на заводах».

  • «Неизбежная победа» — ещё один пример пропаганды, которая убеждает человека, что нужно быть на стороне большинства. Неубиваемый солдат Золлер из «Бесславных ублюдков» убеждает немцев в том, что нацистский Рейх непобедим.

Любопытно, что Тарантино сознательно проворачивает точно такую же пропаганду в пользу американских солдат: они могут быть убийцами и ублюдками, но главное, что они на побеждающей стороне добра.

  • Пропаганде необязательно быть изобретательной, поэтому один из её приёмов — банальное программирование, промывка мозгов.

Так, школьный учитель Канторек из романа Ремарка «На западном фронте без перемен» должен был делать из учеников добровольцев на немецкий фронт. В силу скудного ума Канторек был способен только на банальную промывку мозгов, повторяя одну и ту же фразу: «Вы пойдете вместе со всеми, не так ли, друзья мои?»

Как защититься от пропаганды?

Амзин признаёт, что оградить себя от приёмов пропаганды невозможно. Но он сформулировал несколько советов, которые помогают быть чуть более критичными, осторожными и защищёнными:

  • Не доверять никакому СМИ с государственным финансированием. Это обычные источники пропаганды.

У этого принципа существуют исключения — если в стране есть механизмы общественного регулирования таких СМИ. Например, совет директоров «Би-би-си» назначается английской королевой и принимает важные решения в корпорации. Но за соответствием принципам журналистики следит неправительственная организация — Office of Communications (Офком). А вещание американского государственного радио «Голос Америки» запрещено в США — как раз для того, чтобы государство не могло вести прямую пропаганду среди своих граждан.

  • Стараться читать, а не смотреть. Телевизор с помощью сочетания картинки, фокусировки и закадрового текста вводит вас в нарратив [готовый рассказ — прим.ред.], а текст позволяет вам его анализировать;
  • Если вы обнаружили, что чего-то не понимаете, следует остановиться и изучить историю вопроса по справочникам. Особенно важно не использовать истории вопроса, появившиеся в том же источнике или сразу по мере развития событий;
  • Не воспринимать новости как случившееся. Это отражение случившегося, оно всегда искажено. Например, вы никогда не узнаете долю дезинформации в публичных сводках с поля боя.
Шон Бин и Кристиан Бейл в «Эквилибриуме» // скриншот «Канобу»

Шон Бин и Кристиан Бейл в «Эквилибриуме» // скриншот «Канобу»

Какие фильмы и книге о пропаганде стоит посмотреть/почитать?

По просьбе «Канобу» Амзин также составил список того, что можно посмотреть или почитать о пропаганде в разные времена:

«Плутовство» (Wag the Dog), 1997 год

Сатирическая комедия от режиссёра «Человека дождя» Барри Левинсона. Сюжет вращается вокруг президентских выборов в США, накануне которых действующего президента обвиняют в домогательствах. Его советник Конрад Брин (Роберт де Ниро) и кинопродюссер Стэнли Мотсс (Дастин Хоффман) пытаются провернуть афёру, которая срочно отвлечёт внимание избирателей и выставит президента героем.

«Эксперимент 2: Волна» (Die Welle), 2008 год

В 1967 году школьный учитель из США провёл над своими учениками эксперимент. Подростки из 10-го класса должны были целую неделю изображать национал-социалистическое тоталитарное государство по примеру нацистской Германии. Из-за шокирующих результатов эксперимент прервали уже на пятый день; «Эксперимент 2: Волна» заканчивается чуть более драматично, но в остальном воспроизводит те события достаточно точно.

Книга «Это не пропаганда. Хроники мировой войны с реальностью», 2020 год

Как говорится на сайте издательства, для этой книги британский журналист и писатель Питер Померанцев «отправился в кругосветное путешествие на поиски правды». Померанцев общался с самыми разными людьми со всех концов света: дезинформаторами, инсайдерами, пропагандистами, и даже с работницей так называемой «фабрики троллей» из России. На данный момент это один из самых современных и разноплановых взглядов на информационные войны

Комментарии 29
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Gabe_Newell
Gabe_Newell
Комментарий был удален
лЁлик 380
лЁлик 380
Достаточно смело,моё почтение и уважение,прекрасная статья. Следующая статья про тоталитаризм должна быть.