Рецензия на Baldur's Gate 3 в «раннем доступе»
Важно: это первые впечатления от пресс-версии игры, которую журналисты получили за несколько дней до публичного «раннего доступа». Материал может дополняться по мере появления в «раннем доступе» нового контента.
Давайте сразу с ключевого момента. Если вам не хочется ловить баги и играть в совершенно сырую версию — а она, к сожалению, сейчас именно такая, — то покупку Baldur’s Gate III лучше отложить. Это не только мой совет, это еще и официальная позиция самих разработчиков. Early Access предназначен в первую очередь для фанатов-энтузиастов, которые хотят ворваться в числе первых и потом помогать авторам делать игру на одиннадцать баллов из десяти. Если вы хотите полноценную версию, то приходите где-нибудь в 2021 году.
Сейчас игра полна багов. Пока я писал эти строки, Larian выпустила патч почти на 13 гигабайт. Пофиксит ли он те проблемы, с которыми я столкнулся? Хороший вопрос! Потому что предыдущий патч пофиксил далеко не все.
Вот вам краткий список того, с чем я сталкивался: вылеты на рабочий стол, застревания в текстурах, персонажи и трупы в T-позах, непрогружающиеся участки локаций, косяки анимации, а также чудовищно медленная подгрузка текстур в катсценах. Последнее превращает прекрасно выглядящую игру в кошмар из середины нулевых и встречается так же часто, как и пропадающие куски локаций. Про довольно долгие загрузки и говорить как-то неудобно. Они, правда, даже в «раннем доступе» быстрее, чем те же загрузки в Wasteland 3, так что здесь у меня есть определенные надежды.
Скриншоты ниже — небольшая подборка того, что вас поджидает в Baldurʼs Gate 3 прямо сейчас.
На что еще можно поглазеть в ранней версии? Например, на завязку местной истории. В Авернусе воюют демоны и дьяволы. Иллитиды, «свежеватели разума», нагло вылетают из своего угла в Андердарке в поисках свежих жертв, и вы становитесь невольным гостем на их веселом мероприятии. В программе: вживление плотоядной линчинки-мозгоеда, экскурсия по местному Аду и крушение корабля иллитидов. Судно рушится у черта на рогах, в голове у вашего протеже теперь обитает паразит, а до цивилизации пилить и пилить. Соответственно, нужно придумывать что-то на месте. Быстро.
В «раннем доступе» сыграть у вас получится исключительно за созданного вашими руками персонажа — заранее прописанные герои, выступающие компаньонами, пока неиграбельны. Впрочем, вы все равно можете использовать их в диалогах как вздумается.
То, что происходит дальше, будет знакомо любому фанату ролевых игр. Вы собираете свой бравый отряд не доверяющих друг другу персонажей, попадаете в первое поселение, а ваш журнал начинает трещать по швам от квестов, заметок и иной полезной информации. В этом плане Baldurʼs Gate 3 верна традициям. Причем, разумеется, за руку вас никто не ведет. Хочешь — иди занимайся сюжетом, не хочешь — гоняй гигантских пауков по катакомбам. Главное чтобы щупальца вместо рта не нарисовались вдруг.
Можно ли вызвать цереброморфирование (превратиться в иллитида то есть) простым прокручиванием дней в отрядном лагере? Все-таки не зря, думаю, героям тут и там намекают о неизбежных и крайне скорых проблемах.
Основной квест (избавление от иллитидской личинки) тесно повязан со многими побочными заданиями. Например, разборки с милой старушкой, что живет на болотах. Или поиски самого могущественного друида, без которого местные не могут обороняться… и без которого беженцам, скорее всего, конец. Еще можно заглянуть в подвалы к деревенскому аптекарю и кузнецу: оба они живут очень веселой жизнью, судя по содержимому этих самых подвалов. Есть и здоровенная крепость, набитая гоблинами под командованием у дроу. А еще — проход в Андердарк, где лучше не появляться неподготовленным.
Контента в «раннем доступе» без шуток много, хотя на первый взгляд может показаться, что Larian лукавила насчет размеров этой версии, когда сравнивала ее с версией Divinity: Original Sin II для Early Access. Карта ведь и впрямь меньше кажется.
Впрочем, судя по тому, что я успел увидеть, — все не так просто. Да, наземная карта куда меньше, чем территория Форта Джой в Original Sin 2. Но не забывайте еще про несколько больших подземелий, плюс Андердарк, в который тоже можно забраться. И в каждую важную локацию ведет не одна дорога. Заброшенная деревня, занятая гоблинами? Можно внаглую пройти через главные ворота. Можно раскидать засаду на краю деревни и войти с огнем и мечом. Или же, напротив, тихо прокрасться по лианам на скале и зайти к противникам со спины.
В Baldurʼs Gate 3 отлично работает классическое «правило трех „У“» (убей, укради, уговори), ведь подавляющее большинство всех стычек с потенциальными врагами я мог пройти с помощью диалогов. Убеждай, ври, приукрашивай, пользуйся на полную катушку своими недавно обретенными иллитидскими способностями — для благого дела все средства хороши. В итоге, кажется, с гуманоидными врагами меня именно что «заставили» драться всего два раза. За десять с лишним часов игры, да.
Боевая система, напомню, перешла от сражений в реальном времени с паузой, свойственных оригинальной дилогии, к пошаговым битвам. Правда, реализовывать свой изначальный концепт — ходы каждой стороны конфликта по очереди — авторы не стали, в итоге взяв проверенную временем систему с инициативой и индивидуальными ходами.
Работает игра по правилам Dungeons & Dragons пятой редакции, поэтому кое-каких вещей, знакомых по предыдущим играм студии, здесь нет и не будет. Да, ударить врага пять раз за ход двуручником теперь не выйдет, как вы не пытайтесь!
Теперь все действия жестко поделены. За движения по полю боя отвечает своя шкала, а после движения можно исполнить одно обычное и одно дополнительное действие (скажем, ударить и выпить баночку с зельем или оттолкнуть противника). Под заклинания нужны слоты, их количество строго ограничено, а восстанавливать заклинания можно только во время отдыха.
С другой стороны, характерная черта игр Larian — взаимодействие элементов на поле боя — никуда не делась и здесь. Даже больше — теперь к ней прибавилась вертикальность уровней, поэтому, если поджечь что-нибудь на улице, можно дать пинка врагу на крыше и столкнуть таким образом его в огонь.
Отдельный разговор — внешний вид игры. Larian и раньше показывала, как можно сделать изометрическую RPG не просто круто, но и красиво — и в этот раз она превзошла саму себя. Divinity Engine четвертой модификации выдает просто поразительные кадры на каждом шагу, причем вне зависимости от того, смотрите вы на мир сверху вниз, или же опускаете камеру ближе к плечу героя. Да, вид от третьего лица безумно крутой. Исследовать локации с таким ракурсом — одно удовольствие, хотя поначалу и не очень удобно.
Особенно, впрочем, удались крупные планы, где авторы демонстрируют персонажей. Случается это постоянно (разработчикам, полагаю, и самим было в кайф!), и каждый раз удивляешься — правда, не в те моменты, когда игра отказывается проигрывать анимацию, и персонаж говорит с закрытым ртом, пока его раскрытая ладонь магическим образом удерживает на месте нож.
Сами по себе диалоги… ну, неплохие? Помимо обязательных перепалок с NPC по поводу и без здесь хватает и общения со спутниками — тут тоже все в лучших традициях жанра. Спутники у вас каждый себе на уме, у них своя точка зрения на все ваши поступки, поэтому сообщения в духе «%Compaion_Name% одобряет/не одобряет» вы будете видеть постоянно. А еще они любят беседовать друг с другом, причем делают они это в строгом соответствии со своим характером. То есть глумятся друг над другом, ехидничают и подкалывают по любому удобному поводу.
Выяснить, покидают ли компаньоны группу, если вы смертельно им надоели, пока не вышло, но кажется мне, что это все-таки возможно. Не зря же они и друг к другу, и к главному герою так подозрительно относятся!
Baldurʼs Gate 3 уже на стадии «раннего доступа» переведена на русский язык. Переведена, правда, не целиком — регулярно встречаются книги на английском и сбившаяся кодировка в некоторых диалогах, но все же. Это хотя бы гарантирует, что ситуация с первой Original Sin не повторится, и все желающие играть на русском языке смогут сделать это на релизе.
Насчет оптимизации судить пока не буду — самое начало «раннего доступа» все-таки, игра качает патчи по 13 гигабайт и регулярно вываливается на рабочий стол. Тем не менее на ультра-настройках и в 2K-разрешении кадровая частота иногда падает, причем неизвестно, от чего именно это зависит.
У Larian есть все шансы создать лучшую RPG следующего года. Да и просто одну из лучших игр ближайшего будущего. Для этого понадобится потратить на Baldurʼs Gate 3 еще много времени, но шансы, повторюсь, есть.
Первые часы (если забыть про баги) дарят исключительно положительные впечатления. Baldurʼs Gate 3 выглядит серьезной, комплексной ролевой игрой, которая при этом не задыхается от миллиона никому не нужных механик. Допускаю, что на крафт снова все забьют, но все остальное должно быть на высшем уровне.
Впрочем, не буду загадывать. Следует еще закончить прохождение версии для Early Access, затем начать заново за другого персонажа, иной расы и класса… в общем, есть чем заняться.