Объединение лучшего в Яндекс — Поиск и Алиса стали единым целым

22 мая Яндекс отпраздновал День Поиска крупнейшим обновлением, которое объединило лучшие разработки техногиганта в единое целое. С этого дня Поиск и Алиса станут единым целым. Что это сулит обычным пользователям и как им поможет, расскажем прямо сейчас!
Что-то понять или что-то купить
За годы развития технологий в Яндексе пришли к одной важной мысли: люди заходят в Поиск, чтобы что-то понять или что-то купить. Именно от этой идеи и отталкивались при разработке нового продукта компании — Поиск с Алисой.
Теперь голосовой помощник полностью интегрирован в поисковик, он не только ответит на вопрос пользователя коротким текстом по принципу Нейро, но и предоставит полноценную таблицу с данными, добавит картинку или видео при необходимости и проведёт углублённый поиск информации.
Поиск с Алисой

Любой запрос пользователя проходит дополнительную обработку и предоставляет ему полноценный ответ в новом формате. Теперь на экране вместо нескольких точечных предложений появляется структурированный текст с подзаголовками, изображениями, видеофрагментами — этакая миниатюрная статья с самыми полезными данными о запросе пользователя.
А для выдачи углублённой информации стоит воспользоваться кнопкой «Рассуждать». После этого Алиса задействует больше ресурсов и времени, полноценно погрузится в тему запроса, проверит информацию из большего количества источников и предоставит более подробный ответ с таблицами. Так пользователь получит развёрнутый ответ даже на самую сложную тему.
Пока Алиса будет «обдумывать» заданную задачу, на экране будет отображать то, как она это делает — пользователь сможет проследить за «ходом мысли» помощника. Ассистент даст полноценные комплексные данные, поможет найти решение, подскажет ответ на неочевидный вопрос и объяснит сложную тему.
Генерация в Поиске
Кроме привычных текстовых вопросов и ответов, пользователи могут генерировать текст и картинки прямо в поисковой строке. Для этого будет достаточно ввести понятный промт, например «Напиши пост про плюсы шутеров», и воспользоваться кнопкой «Рассуждать» — полученный результат можно увидеть на скриншотах выше. Ответ Алисы на поиске даёт более подробный ответ, так как она использует больше источников и применяет удобную структуру с картинками и видео.
Вопрос о странице

Прямиком в браузере каждый пользователь может задать вопрос по открытой странице — Алиса проанализирует информацию и даст короткий ответ с указанием ссылок на важные фрагменты из материала.
YandexGPT 5 Lite
Яндекс делится своими технологиями со всеми пользователями и выпускает модель искусственного интеллекта YandexGPT 5 Lite для всех пользователей. Она доступна для миллионов людей бесплатно и без оформления подписки «Про».
Вертикали Поиска

Появились и Вертикали Поиска, которые на текущий момент включают в себя «Квартиры», «Финансы» и «Товары». В компании собрали огромную базу предложений с понятным интерфейсом и удобным использованием новых функций. По этим Вертикалям легко перемещаться и особенно ориентироваться в отображаемых предложениях.
Их легко сравнить, а, соответственно, выбрать понравившийся вариант за короткий срок. Информация собирается со всего интернета внутри Поиска — это новый уровень опыта «под ключ» с самым удобным поиском по базе и возможностью оформить покупку.

Для удобства пользования этими функциями приложение Яндекс с Алисой получило новый вид главной страницы. Теперь под поисковой строкой отображаются кнопки «Квартиры», «Финансы» и «Товары».
При осмотре товаров и поиске подходящих предложений пользователи могут обратиться к Алисе и получить подсказки по ассортименту товаров. Ищем велосипедный тренажёр? Сразу получаем исчерпывающую информацию о характеристиках спортивного инвентаря и его конструктивных отличиях.
А при наличии желания покупки новых товаров, но с отсутствием идей можно воспользоваться советами Алисы, которая способна порекомендовать подходящие товары для конкретного пользователя.

«Финансы» сравнят все имеющиеся предложения и подберут информацию о картах, ипотеке, вкладах и даже страховых продуктов. Но в Яндексе хотят пойти ещё дальше и предоставить интерфейс для покупки всех этих полезных товаров прямиком из Поиска без перехода на сторонние сайты. ОСАГО стал первым таким продуктом — без лишних переходов и движений покупаем страховку для автомобиля за пару кликов. Позднее такая функция перейдёт и на другие категории банковских услуг, а также попадёт в Вертикаль «Товары».

С «Квартирами» всё тоже максимально просто и понятно. Поиск с Алисой возьмёт всю доступную информацию от агрегаторов, застройщиков и прочих сайтов и соберёт все объекты в одном месте. А одинаковые объявления из разных ресурсов окажутся в одной карточке, чтобы пользователь мог подобрать предложение с лучшей для него ценой.
Как это работает?
Поиск с Алисой опирается на работу нескольких языковых моделей. Пользователь приходит к Яндексу с текстовым запросом. Система собирает первичную информацию, обрабатывает результат поиска и передаёт информацию «Планнеру» (Planner). Он определяет структуру ответа, генерирует запрос для систем Яндекса для получения полезного ответа. Всю выгруженную информацию собирает «Генератор» (Generator) и выдаёт финальную версию ответа пользователю.
А что дальше?
Алиса уже умеет рассуждать, поэтому в Яндексе хотят улучшить возможности AI-ассистента и создать полноценную Human-like модель. Это означает, что уже в следующем году она сможет вести диалог на любые темы, станет эмпатичной, будет запоминать запросы пользователя и на их основе поддерживать диалог.
Ещё одна новая задумка — полноценный поисковый агент, который сможет подбирать глубокие ответы на любые темы с рассуждением от Поиска. Со слов сотрудников компании, Алиса уже решает задачи по типу работы человеческого мозга, поэтому способна стать нечто большим, чем просто помощников по поиску информации.
Сейчас в Яндексе сосредоточены на дальнейшем развитии искусственного интеллекта ассистента, однако компания хочет развивать свои продукты на базе одной Алисы и пока не планирует добавлять другие голоса и «характеры» для помощника.