О Марио с Зельдой замолвите слово
С одной небольшой ремаркой - большая часть этого бесконечного потока букв была рождена в России и на просторах бывшего советского блока. Я, говоря по правде, и сам не пылаю нежными чувствами к эльфам в зеленых туниках и усатым водопроводчикам (мне сама идея превратить “мастера-по-дерьму-в-трубах” в мощный медийный образ кажется забавной), однако потоки ненависти и узколобости в сторону Nintendo в последнее время так “задрали”, что просто сил нет.
По этой причине я попытался немного покопаться в истоках такого отношения к японскому бренду, особенно на фоне того, что Dendy вообще-то была у заметной части моего поколения (24+), а именно мои сверстники очень рьяно реагируют на все попытки объяснить им, что Зельда ничуть не хуже очередной Diablo. Вывод моих расспросов, бесед и банальных исследований клоак интернета весьма прост. В бывшем советском блоке, особенно в России, просто отсутствует культурный контекст, в котором продукция Nintendo может адекватно существовать. Т.е. проблема здесь не социальная или “политическая” - она чисто культурологическая.
Дело в том, что в России отсутствует ключевой фактор успешности некоторых (не всех) брендов Nintendo - связь поколений.
Видеоигры в отечестве, да и в Восточном Блоке вообще, как массовое явление достаточно молоды, и до сих пор пробиваются сквозь тернистый путь общественного признания. На тебя, конечно, уже не смотрят косо, когда ты озвучиваешь людям вне “тусовки” свои увлечения, но всё еще цокают языком и не нарочито, совершенно без задней мысли: на уровне рефлексов культурного кода считают тебя ребенком.
А теперь представьте какого было геймерам даже 10-15 лет назад! Фактически узколобость общества при полной андерграундности культуры видеоигр в стране заставляла многих даже “не сметь” засматриваться на все эти веселые похождения Линка, Марио и Пикачу. Ты был геймером, страшным сном взрослых, и жесткой, идущей в контры со всем советским и постсоветским субкультурой. Ты играл в Quake, TES: Arena и Fallout, потому что шел против системы и утопал в этих мрачных и крутых мирах. Да, rule of cool конечно играл для подростков не последнюю роль. Потому что то был более близкий и понятный тебе на момент суровых девяностых мир и, говоря по правде, со всех точек зрения тебе было плевать на радуги и попрыгушки по платформам. Это шло вразрез с окружавшей действительностью, поскольку на кассетах смотрели боевики , детям скармливали “Дисней”, при этом не забывая про мрачные мультфильмы типа старых “Черепашек”, за окном творился “Груз 200”, да и в стране было не сильно сахарно.
Это, условно говоря (условна вся линия рассуждений в материале, так что не обращайте внимания), было первое поколение геймеров. Поколение отцов. Мой батя социолог рубал в первый Quake на рабочем “пентиуме”, тесть геодезист с упоением утопал и утопает в сериях TES и Diablo, вхождение в которые ему подарили мощности архитектурного управления, где тот начинал свою карьеру. Да и в целом их сверстники вопреки богатейшему опыту lan-party или рогаликов даже не смотрят в сторону игровых приставок.
То есть вообще.
Началом видеоигр как хобби для них стали служебные компьютеры со всем подобающим фольклором. Собственно именно эти дядьки, родом из советско-постковетских НИИ, кооперативов, институтов и управлений вырастили нас. Кто же такие мы, поколение, которому 24-30?
Мы странные, поскольку попали на слом игровых эпох.
От отцов нам достались компьютеры и любовь к ПК-геймингу, которая в глубине души всё равно не выветривается. Ну право слово, свое детство я провел за 386-м ноутбуком от почившей в бозе конторы AST, а до 11-ти лет у меня был 486-й ноутбук Toshiba Satellite (та самая легендарная модель с манипулятором типа “клитор”). Но не смотря на часы, проведенные в играх от LucasArts и id, буквально в квартале от меня находился приставочный клуб с PS One и Dreamcast, а в качестве платформы для друзей была Sega.
И это уже был крючок, который в последствии многих утянул в консольный бум, поскольку “поколение перелома” наконец-то выросло, где-то уже успело родить и воспитать первоклашек и теперь реализует свои консольные интересы на уровне полной финансовой независимости.
Причем эпоха Dendy фактически выстрелила в холостую, потому что играли там в Mortal Kombat, “Черепашек Ниндзя” и “Робокопов” с “Терминаторами”. Короче во что угодно, кроме игр Nintendo. Это, отчасти, было связанно с двумя вещами. RPG типа Final Fantasy и Zelda во-первых никто не переводил (да и вообще никто ничего не переводил - это было нормой), а во-вторых в “больших” играх требовался картридж с батарейкой для сохраненных игр, о существовании которого некоторые апологеты Dendy узнали только обзаведясь детьми.
Почему консольный бум произошел столь поздно? Это отчасти связанно еще и стем, что сами игровые приставки до 2005-года, когда за рынок СНГ всерьез принялись Microsoft и Sony, тоже были андерграундом. Шутка ли, но на всех любителей игровых приставок в рунете было полтора толковых форума и один-два игровых сайта, тогда как печатная пресса страны вообще старалась обходить консоли бочком, а если и вспоминать, то аккуратно и не отпугивая ПК-шных рекламодателей.
Как итог мы имеем два очень разных поколения, которые сейчас вовсю растят третье (средний возраст карапузов “сломщиков” 5-7 лет, то есть самое то, чтобы начать пичкать дитятю своими хобби в нужном русле), при этом в связующей цепи интересов практически отсутствует продукция большой N.
Для сравнения, одним из козырей маркетингового позиционирования Nintendo на Западе является актер Робин Уильямс, дочь которого носит имя Зельда. Да-да, вы не ослышались.
В англоязычном мире продукция Миямото и Аоумы составляет отдельный культурный пласт длинной почти в 30 лет, который существует под стать “Звездным Войнам” в качестве отдельного элемента поппури западного масскульта. Для бесчетного количества разработчиков в том числе из конкурирующих фирм Zelda стала самым первым виртуальным приключением! Достаточно почитать любой special на тему “что вас вдохновило работать в индустрии”. Наши западные ровесники с упоением играли в N64 (поскольку папки, выросшие на Famicom и NES не могли не познакомить с Марио свое чадо), перебирались на Gameboy и DS, раскручивали Покемонов, которые, правда, обладали еще и конечно же инновационным интерфейсом, так что ностальгия там не играла какой-либо роли.
Впрочем тут следует отметить, что не только “большие” консоли закрепляли на западе абсолютно справедливо заслуженный культ Nintendo.
Тех же Карманных Монстров и прочий Марио Карт продвигали карманные консоли компании. А в этом секторе у N до сих пор царит полная гегемония над рынком, иногда прерываемся робкими попытками Sony что-то возразить. Вот скажите, много ли вы знаете о серии Phoenix Wright? А меж тем этот лихо закрученный i-fiction является базисом для огромного числа шуток, референсов и отсылок в западной части Интернетов и даже в реальной жизни. Он, кстати, с недавних пор доступен для iPad, так что ознакомьтесь, не пожалеете.
Как вы понимаете в России ничего подобного не происходит. Связанно это вот с чем. Первое - железо Nin очень-очень-очень долго, даже серым импортом в страну толком не везли. Много ли вы видели на прилавках N64 или карманных консолей Nintendo?
Для дикого российского рынка, живущего CD-болванками и прошивкой, консоли N были обузой, да и игры там были какие-то странные, не подходящие к суровым девяностым.
Из-за такой вот отчужденности мимо россиян пролетел не только “марио-зелдовый” кусок истории, но и множество действительно достойных core-игр типа Golden Eye и других творений Rare. Всерьез на рынке СНГ Nintendo появилась лишь с DS, но было уже слишком поздно. Триптих выросших без игр N поколений игроков сформировал совсем иное видение, культурное пространство и, что самое главное, совсем иной тип мышления “серьезного геймера”, обычно с упором на слово “серьезный”.
Посмотрите на то, как у нас популярен, к примеру, “Ведьмак”. Это та самая RPG для серьезных геймеров, не то, что это цветастая Зельда. Хотя при этом наши игроки нежно обожают наивные мультсказки от LucasArts, потому что будучи популярными на ПК их игры очень кстати попали на зарю формирования геймеров, как культурологического явления. Да и в целом до некоторых “кидалтов” постепенно по средствам западных интернетов и достаточно широкого личного кругозора начинает доходить… Что-то мы, блин, пропустили. Но цельной картины такие одиночки на самом деле не меняют.
Игры Nintendo среди российских геймеров очень похожи на советские кино, попадающее на рецензию западному зрителю. Мы воротим носы, жмём плечами, недоуменно крутим у виска видя иные стилистические вещи (Марио в костюме котика, боже!) и бросаем с этим непонятным “дерьмом”. Потому что советское кино так же далеко от западного культурного контекста, как и игры N от истории игровых увлечений в России. Советское кино не знало о хиппи, войне во Вьетнаме, оно не успело на расцвет рок-н-ролла и секс-революцию. А игры Nintendo, как и платформы компании, не успели поселиться в сердцах наших отцов и даже к нам заглянули в виде дорогущих и непродуманно раскрученных объедков. Показательно, к примеру, насколько PSP популярнее DS и 3DS вместе взятых в России.
Есть ли какой-то способ ликвидировать этот культурный разрыв?
Вполне, ведь Sony в принципе удалось вытащить PlayStation из клубов районных ДК на прилавки всех магазинов электроники. Но для этого российской Nintendo надо перестать ловить ворон и рассчитывать на общемировую культовость бренда.
Вы спросите, вот ты такой умный, а что ты бы сделал?
В целом у меня в голове сформировался некий план, но степень утопичности его исполнения мне оценить не удастся без вашей посильной помощи.
Во-первых, Nin надо серьезно пересмотреть вопросы с ценами на платформы и доступностью игр, особенно это касается портативного сегмента. WiiU стоит дороже бандлов с играми PS3, а 3DS XL по дороговизне почти сравнялась с Vita. Это не нормально.
К тому же не стоит гнушаться продавать в нашей стране старушку DS, поскольку мы упустили вообще всё, начиная с Gameboy. (Нам, правда, достался пиратский портатив Game&Watch в виде Волка и Яиц, но это было давно и неправда) DS, как дешевая консоль с большой библиотекой, вполне может стать точкой входа для многих людей в мир игр Nin.
Во-вторых надо потратить на рекламу хотя бы пару-другую миллионов рублей. Для начала в год. И учитывать при работе реалии местного рынка и культурные особенности играющих россиян. Причем никто не говорит о дорогущих передовицах, попробуйте начать с малого. Консоль надо продвигать как лучшую платформу для детворы, делать в том числе благотворительные акции для детсадов и младших классов, устраивать утренники и превратиться в добрую тетушку-наседку школьников и дошколят, постепенно превращая усача Марио и принцессу Пич в героев молодого поколения. Вы не представляете какая эта пробивная сила - что-то требующий мелкий пятилетний спиногрыз. С Пикачу же когда-то почти получилось, пускай и без участия Nin как таковой.
И конечно не стоит забывать про мерчандайзинг, потому что доходит до смешного, когда Украина получает в “хэппи-милы” Марио, а соседняя Россия нет (у нас, если мне не изменяет память, ставка была сделана на более молодую Skylanders).
Ну а в-третьих конечно надо серьезно пересмотреть свои текущие отношения с прессой, потому что восторги авторитетов типа Мостицкого касательно новой Zelda с трудом пробиваются сквозь информационный шум крупных релизов осени.
Так, и только так, на мой взгляд, можно наконец-то сделать Россию страной, которая будет культурологически встроена в общемировые геймерские тренды почти до конца. Всё-так скажем честно, ненависть и непонимание по отношению к легендарной компании с вековой историей, фактически создавшей современный консольный рынок, наше игровое комьюнити навряд ли красит.