Нужно построить зиккурат: судьба главных стратегий 90-х
«Канобу» вспомнил 7 важных RTS-серий 90-х и проследил их судьбу. На удивление, у многих она схожа, и многие, а не только StarCraft, живы до сих – или, по крайней мере, подают признаки жизни.
Dune (1992)
Что было: Серия Dune по мотивам романа Фрэнка Герберта – важнейшая веха жанра. Стратегии в реальном времени выходили и ранее, но именно вторая часть, Building of a Dynasty 1992 года (или же Battle for Arrakis для «Сеги») считается образцом, из которого росли другие серии.
Есть планета Арракис, заполненная ценным спайсом, есть три дома, – Атрейдесы, Харконнены и Ордосы – сражающиеся за господство над ресурсом. И, конечно же, черви, съедающие наши комбайны. Строительство базы, сбор ресурсов, война – в Dune 2 были все характерные элементы жанра. Если приглядеться к современным стратегиям, можно понять, что они не так-то далеко и ушли от первопроходца.
Что сейчас: Последняя стратегия во вселенной Dune вышла в далеком 2001-м – Emperor: Battle for Dune подарила серии полноценное третье измерение и нашла успех у критиков, что не спасло Westwood от закрытия в 2002 году. На данный момент никаких новостей о возможном возрождении серии нет.
The Settlers (1993)
Что было: Главный представитель немецкой школы стратегий – неторопливая, вдумчивая серия с акцентом на строительство собственного города. Студия Blue Byte начала The Settlers в 1993 году и уже в 1996-м, во второй части, сделала ее заметным игроком жанра. После этого разработчики постоянно меняли свой подход: третья и четвертая часть дали серии новое, немного упрощенное направление, The Settlers V стала неудачным реверансом в сторону «обычных» стратегий, а шестая и седьмая части попытались совместить старый и новый подходы к игровой механике. Тем не менее, лучшей игрой в серии до сих пор считается вторая, у которой в 2006 году вышел трехмерный ремейк.
**Что сейчас:**Сейчас Blue Byte экспериментирует с The Settlers Online, перенесшей серию в браузер и формат free-to-play. Игра кажется несколько громоздкой в сравнении с привычными социальными сити-билдерами, и, тем не менее, регулярно привлекает к себе новых игроков – на официальном форуме игры вечно кипят обсуждения игровых секретов.
Warcraft (1994)
**Что было:**Первый WarCraft был наглым клоном Dune 2 – в изначальных билдах Blizzard даже использовала графику из игры Westwood. Но вторая часть изменила все: WarCraft 2 вывел Blizzard в высшую лигу, их которой компания не выходит до сих пор. Отличная графика (640x480, SVGA!), увлекательная кампания, редактор уровней и мощнейший сетевой режим – все это сделало WarCraft 2 главной стратегией в реальном времени до выхода StarCraft.
**Что сейчас:**Последняя стратегия в мире WarCraft вышла в 2002 году: WarCraft 3 ввел в серию концепцию героев, робко обкатанной в Beyond the Dark Portal (аддон к WarCraft 2), и показал, что и стратегическая игра может иметь взрослую сюжетную линию. Впрочем, главным развлечением вновь стал сетевой режим – на этот раз до выхода StarCraft 2.
В 2004 году серия пополнилась знаковой MMORPG World of WarCraft – ее мы обойдем стороной. А вот новый проект Blizzard весьма интригует: сейчас компания занята разработкой карточной видеоигры Hearthstone: Heroes of WarCraft – первым шагом студии в мир free-to-play.
Command & Conquer (1995)
**Что было:**Еще одна важная серия, также запущенная Westwood. За 18 лет Command & Conquer успела разделиться на несколько направлений, каждое из которых в то или иное время было на слуху игроков.
Серия стартовала в 1995 году с истории противостояния GDI и NOD, воевавших за ценный тиберий. Дебют C&C был первой стратегией в реальном времени, где позволялось выделять зеленой рамкой бесконечное количество юнитов.
В 1996 году вышел спин-офф Red Alert – размашистый трэш про Сталина, сворачивающего шеи своим советникам и давящего Европу танками «Мамонт».
Третье ответвление – Generals, куда более серьезная история про борьбу США и Китая с террористами GLA. Игра выглядела на удивление остро и смело: в США еще не прошел шок от атак 11 сентября, а через месяц после релиза американская армия вошла в Ирак – а тем временем в игре от EA террористы-смертники подрывали себя в толпе врагов и сбрасывали бактериологическое оружие на мегаполисы.
Что сейчас:«Тибериумная» серия удачно вернулась в 2006 году с третьей частью, но в 2010 очередной сиквел (Tiberian Twilight) ее и похоронил. Сейчас это направление C&C представлено браузерной Tiberium Alliances – достаточно страшной и неповоротливой стратегией, совершенно не похожей на своих прародителей.
После восьмилетнего перерыва, последовавшего за Red Alert 2, EA продолжила балаган в третьей части – в этот раз с моделями Playboy в роли актрис. К сожалению, как и всегда, цирк был куда лучше самой игры.
А вот судьба Generals сложилась интереснее: в 2011 году EA анонсировала продолжение игры, работавшее на движке Frostbite 2. Позже игроков потрясла «радостная» новость: издатель объявил, что игра будет распространяться по схеме free-to-play. Впрочем, эксперименты EA с этой схемой с каждым разом становятся все удачнее – а окажется ли игра, потерявшая из названия приписку Generals 2, хитом, мы узнаем уже в этом году.
Age of Empires (1997)
Что было: В стратегическую гонку 90-х не могла не включиться Microsoft – в 1997-м компания выпустила Age of Empires за авторством Ensemble Studios. Сеттинг, подсмотренный в школьном учебнике истории, эволюция наций, непривычный масштаб сражений – игра знала, чем зацепить любителей жанра. Сиквел 1999 года доработал идеи первой части, после чего Ensemble переключилась на разработку Age of Mythology – невероятно красивой, но глупой стратегии про разборки греческих, египетских и скандинавских богов. Age of Empires 3 в 2005 году повторила историю «мифологии» и оказалась еще одной несложной игрой с потрясающей графикой.
Что сейчас: В 2009 году студия Ensemble была расформирована, а сериал передан на попечение Robot Entertainment (выходцы из Ensemble), а после – Gas Powered Games. В 2011-м вышла Age of Empires Online – эксперимент Microsoft с форматом free-to-play. Поначалу игра была воспринята весьма прохладно, но со временем разработчики исправили практически все недочеты проекта: так, PC Gamer изменил свою изначальную оценку 65/100 на 90/100 и назвал игру лучшей бесплатной RTS из всех ныне существующих.
Total Annihilation (1997)
Что было: Total Annihilation стала новым смелым словом в жанре – пока все только-только пытались повторить успех WarCraft, гейм-дизайнер Крис Тейлор показал, что такое взрослая RTS: игра обсчитывала физику полета снарядов, следила за ландшафтом, показывала правильный «туман войны». После разрушения зданий и техники на их месте оставался мусор, а танки не могли моментально стрелять во все, что попадало в зону поражения – сначала следовало повернуть башню. Сейчас это звучит смешно, но в 1997-м Total Annihilation возвышалась практически над всеми представителями жанра. Спустя два года студия Cavedog сделала фентезийный сиквел Total Annihilation: Kingdoms – уже без Криса Тейлора за рулем.
**Что сейчас:**В 1998 году Крис Тейлор основал Gas Powered Games, чьим дебютным проектом стала ролевая игра Dungeon Siege, посвященная эксплуатации осликов. Звездный час студии настал в 2007 году: команда Криса выпустила Supreme Commander – «духовного» наследника Total Annihilation и одну из лучших стратегий 2007 года. Хотя официально серия и не была продолжена, именно «командир» считается продолжателем традиций, заложенных еще в Cavedog. В 2010-м вышла Supreme Commander 2 – сиквел был встречен прохладнее: преданным поклонникам серии не понравилось упрощение механики первой части. 14 февраля 2013 года Gas Powered Games была приобретена компанией Wargaming.net, известной по World of Tanks. Пока студия не раскрывает свои дальнейшие планы.
Homeworld (1999)
**Что было:**Дебютный проект Relic Entertainment доказал, что космической стратегии не обязательно идти по пути StarCraft – компании удалось сделать красивую, быструю, умную и полностью трехмерную игру, работавшую по своим правилам. Relic поместила классические элементы жанра в необычный контекст – базой выступал космический корабль, который путешествовал по карте, ресурсы добывались из астероидов, а бои были посвящены не ловкому соло на клавиатуре, а умным тактическим маневрам – подлетев к врагу снизу, можно было пробить его броню в разы быстрее.
**Что стало:**Homeworld 2 вышел в 2003 году и доработал идеи первой части – с тех пор Relic не возвращалась к серии, но смогла стать главным конкурентом Blizzard в стратегическом жанре, выпустив Warhammer 40000: Dawn of War и Company of Heroes. Последние 10 лет права на серию принадлежали THQ, которая сейчас распродает свою интеллектуальную собственность из-за банкротства. И, к сожалению, пока никто из покупателей не решился забрать себе Homeworld – интерес проявляли только представители инди-сцены teamPixel, у которых, правда, нет денег.
Текст: Егор Антоненков