Нужна ли нам PlayStation 4 Pro?
Также Sony представили два новых лицензированных геймпада: Razer Raiju и Nacon Revolution
4К – это первое, а часто и единственное, о чем люди говорят, когда речь заходит о PS4 Pro. Sony такое положение дел, похоже, не устраивает, а потому началось мероприятие чуть ли ни с полноценной лекции, посвященной технологии HDR. Говоря кратко: HDR позволяет получить куда больше деталей в самых ярких и самых темных частях изображения. Картинка из-за этого становится объемнее и реалистичнее. Отсюда же вытекают и дополнительные оттенки цветов, что серьезно расширяет цветовой охват.
Эффект тут получается интересный: пока не увидишь прямого сравнения, разницу сильно не чувствуешь, но когда примеры у тебя перед глазами – возвращаться к телевизору без HDR совсем не хочется.
Но особенно сильно подчеркивалось, что будущее – в связке 4К и HDR, разные технологии, которые, работая вместе, прямо-таки перевернут наше представление о картинке и в играх, и в фильмах. Тут, правда, стоит упомянуть, что 4К Blu-ray новая консоль не поддерживает, так что спасать будут стриминговые сервисы – в Netflix, например, 4К и HDR уже есть. Что же до игр – по окончании презентации нам выпала возможность лично проверить сильно ли лучше они стали выглядеть.
Наглядная демонстрация технологии HDR
Как уже было анонсировано ранее – многие старые тайтлы получат патчи, добавляющие поддержку PS4 Pro. Поэтому первым делом я и побежал смотреть на уже знакомые игры в высоком разрешении.
Разумеется, сначала я заглянул к Naughty Dog, которые показывали Pro-версии Uncharted 4: A Thief’s End и The Last of Us. Обе игры выглядят здорово, но без прямых подсказок найти разницу с обычными версиями довольно трудно. По большей части все упирается в объекты, находящиеся вдали – вот они смотрятся гораздо четче, это видно и невооруженным глазом.
Еще разницу можно заметить, глядя на траву, деревья и мельчайшие детали на персонажах вроде морщинок и щетины Дрейка – тут 4К действительно показывает серьезный прирост качества.
Но все это хорошо заметно лишь в статике, когда изображение заполняется взрывами и всякими «блюрами», разницу невозможно почувствовать вовсе.
Похожая ситуация и с Ratchet & Clank (2016). Подросшее разрешение, конечно, бросается в глаза, но эффект HDR в игре заметен не сильно – картинка-то мультяшная, о каких естественных цветах может идти речь.
Но это вовсе не значит, что во всех старых играх возможности PS4 Pro не найдут достойного применения. Так, на одном из стендов показывали улучшенную версию inFamous: First Light. Способности главной героини основаны на использовании неона и вот тут-то HDR действительно меняет дело – в световых всполохах появилось столько новых оттенков, что игра смотрится гораздо сочнее оригинала. По словам разработчиков, только HDR и высоким разрешением дело не ограничилось, так что даже на обычной PS4 игра будет выглядеть заметно лучше со свежим патчем. Все улучшения, разумеется, получит и Infamous: Second Son.
Мощнее всех прочих уже виденных нами игр выступила выходящая в феврале Nioh (если кто не в курсе – за этот год успел состояться ее и альфа, и бета-тест). Под нее даже выделили отдельную презентацию, которую провел Есуке Хаяси, глава Team Ninja. На PS4 Pro игра выглядит на порядок лучше аналога для обычной приставки – тут и в пиксели вглядываться не приходилось. Но суть осталась примерно та же: четче мелкие детали лучше сглаживание. Но в чем же тогда разница с той же Uncharted 4?
Разработчикам удалось так оптимизировать игру, что 4К разрешение она выдает нативное, в то время, как почти все игры на Pro-системе (включая перечисленные выше) используют «шахматный апскейл».
Для игры представили целый ряд графических режимов. На PS4 Pro ее можно будет запускать в нативном 4К с частотой в 30 кадров, либо в режиме того самого апскейла, но с частотой 60 кадров. Те же, у кого 4К телевизора нет, смогут запустить игру с более качественным сглаживанием при 30 кадрах, либо в 1080p разрешении с частотой 60 кадров. На обычной PS4 выбор будет примерно таким же, только для частоты в 60 кадров разрешение, видимо, будет ниже 1080p. В общем, без пяти минут PC experience на консолях.
Несколько интересных подробностей об игре раскрылось в ходе ответов главы Team Ninja на вопросы журналистов. Например, те, кто играл в альфу и бету видели, что на месте гибели других игроков, можно вызвать на бой их управляемых ИИ духов. Но можно найти и такие места, где обитают духи NPC, оставленные разработчиками. Оказалось, что такие духи – исторические личности, расположенные именно там, где их реальные прототипы действительно погибли. Соответственно, все локации – тоже реально существующие места, разбросанные по всей Японии. Поэтому разработчики и отказались от бесшовного открытого мира. Также Есуке Хаяси отметил, что все еще обсуждается возможность добавления в игру PvP режима. Но кто же в этом сомневается?
Буквально по соседству с Nioh показывали Rise of the Tomb Raider, которая тоже предлагает выбор между разными графическими настройками: 4K при 60 FPS, 1080p и 60 кадров, либо 1080p с улучшенной графикой, но при 30 кадрах. Последний режим, на самом деле, самый интересный и он действительно заметно улучшает картинку. Что же до 4К – на примере игры можно хорошо увидеть разницу между нативным разрешением и «шахматным апскейлом». Выводы делайте сами.
Из игр, которые к выходу только готовятся, показывали Horizon: Zero Dawn и Days Gone. Поиграть лично в них не давали, но демки демонстрировали живые. Обе игры на PS4 Pro смотрятся настолько лучше, чем на оригинальной консоли, что это даже немного пугает – ведь, вероятно, дальше разрыв в графике между версиями будет только увеличиваться.
Например, в Horizon без 4К и HDR текстуры размывает так, будто настройки игры скинули с высоких на средние.
В Days Gone большую роль играет уже HDR – главный герой на PS4 Pro выглядит гораздо живее и реалистичнее как раз из-за того, сколько дополнительных тонов и оттенков у него появляется на коже. еще больше впечатляют лучи солнца, пробивающие кроны деревьев, в HDR они смотрятся очень естественно, прямо-таки god rays из реальной жизни. Затем изображение переключили на обычную SDR версию, и я увидел лишь скромненький lens flare эффект.
А уж когда мы начали закидывать зомби коктейлями Молотова преимущества расширенного цветового диапазона стали совсем очевидны – достаточно было взглянуть на эти реалистичные и детальные всполохи пламени. Без HDR они превращались в обычные желто-оранжевые вспышки. Но и 4К тоже заметно влияет на картинку – никакой лесенки и пикселей на траве и кронах деревьев, в отличии от версии для обычной PS4. Это еще не уровень разницы между PS4 и PS3, но все к этому потихоньку и идет.
Заглянула на мероприятие и Ubisoft, продемонстрировав на PS4 Pro Watch Dogs 2 и For Honor. Возможности сравнить их с версиями для обычной PS4 не было, так что судить о том, насколько лучше стала картинка на Pro я не могу. Тем не менее обе игры крайне красивы (For Honor и вовсе выглядит не хуже, чем на самых первых показах), а учитывая, что выходят они скоро – на сей раз мы, кажется, обойдемся без даунгрейдов. В любом случае это был лишний повод опробовать ожидаемые новинки.
Ранее на For Honor мне удавалось посмотреть только со стороны, но тут наконец-то представилась возможность лично помахать катаной в мультиплеерном матче после небольшого обучения. Майкл Фэррон, комьюнити менеджер Ubisoft, убеждал меня, что мне хватит и пяти минут, чтобы разобраться в боевой системе, но ее новые нюансы постоянно будут открываться в ходе матча. Стоит признать – не обманул.
Рукопашные схватки действительно получились одновременно и тактичными, и простыми в освоении. Что немаловажно – отлично ощущаются габариты и вес персонажа, всегда видно, как быстро он проведет удар и как далеко он им сможет достать. Особенно впечатляет фокус именно на обороне – дуэли с постоянной сменой стоек и ложными выпадами получаются такими напряженными, что на холодный пот прошибает. Затащить у меня, к слову, все-таки не получилось, но Майкл сказал, что я играл очень хорошо. Всем, наверное, так говорит.
В Watch Dogs 2 мне удалось вдоволь поколесить по городу и опробовать новую физику автомобилей. Как оказалось, на сей раз разработчикам с ней помогали люди, работавшие над серией Driver. Результаты такого сотрудничества впечатляют – ощущаются машины как в Need For Speed времен Underground. Разве что не такие тяжелые. Теперь надеюсь именно автомобильных активностей в игре будет достаточно.
После покатушек я отправился в одиночку проходить кооперативную миссию. Задача стояла простая – проникнуть на охраняемую противниками территорию и уничтожить там три объекта. Попытка идти напролом ничего не дала – слишком много врагов. Тогда, под руководством человека из Ubisoft, я начал хитрить, используя дронов и игра внезапно стала интересной.
Я и ловушки устраивал, и отвлекал противников, и аккуратно их устранял, но закончил все совсем уж подлым трюком – налепил на летающий дрон взрывную ловушку и просто влетел им в нужное здание. Один из противников подошел к дрону и небрежно пнул его ногой. Бабах! Миссия выполнена. В общем, Watch Dogs 2 явно получается про стелс и дронов. Мне нравится.
Но ни одной игре не было уделено столько внимания, сколько Gran Turismo Sport. Ее даже представлял лично Кадзунори Ямаути, глава Polyphony Digital. Он очень долго и подробно рассказывал о всех технических аспектах игры, углубляясь даже в совсем уж профессиональные тонкости. Преимущества HDR он демонстрировал, показывая разные настройки в фоторежиме – получилось емко и наглядно. Внимание Ямаути и его студии к мелочам вообще достигает совершенно невероятных высот. Так, он несколько минут рассказывал о том, что HDR-режим позволил наконец-то показать в игре настоящий красный цвет машин Ferrari. И знаете, Ямаути это так рассказывает, что действительно веришь, что это важно.
Кроме того, работать игра будет на 60 кадрах в секунду, а 4К рендеринг, судя по всему, будет нативным. По поводу картинки в целом много не скажешь – от реального видео большую часть времени игру отличить просто невозможно. Местами в кадре пиксельные деревья в духе PS2. Gran Turismo, какой мы ее любим.
Среди прочего, было упомянуто, что сейчас в активной стадии находится работа над звуком (в показанных роликах и демо он уже стал значительно лучше), а также над мелкими эффектами, вроде реалистичного дыма из-под колес и частичек грязи, летящих во все стороны во время ралли кросса. А вот о дате выхода Ямаути промолчал. Кто-то из зала спросил его, не собирается ли студия увеличивать штат и ускорять производство игр, как это сделала команда Forza. Ямаути сказал, что ничего такого не планируется и обратил внимание на то, что все части серии Gran Turismo выходили через примерно равные промежутки времени и так будет и впредь. От вопроса о Gran Turimo 7 он тоже уклонился, сказав, что в Sport будет столько контента, что она, по сути, вполне может считаться седьмой частью.
Поиграть в GT Sport тоже разрешалось. Про достоверность красного цвета Ferrari я ничего сказать не могу, но новая часть GT – отличный пример того, как графика может влиять на впечатления от игры.
Сам Ямаути назвал изображение в Sport «кристально чистым» и это, пожалуй, лучшее определение. Картинка настолько естественная, что эффект погружения получается сумасшедший и без всякого VR.
VR режим, кстати, тоже продемонстрировали. Но это именно отдельный режим – всю игру пройти в очках виртуальной реальности не получится. Тем не менее погонять на любимых автомобилях по любимым трассам с эффектом полного погружения можно и ощущается это гораздо круче, нежели в Driveclub VR. Да и докупать режим не надо – он сразу доступен в игре. К сожалению, есть у него и общая с Driveclub VR черта – графика в нем хуже, чем в основной игре. Но не так уж сильно.
Тут-то мы и подходим к главной, пожалуй, причине для покупки PS4 Pro.
PS4 Pro – просто необходима для игры в VR. Таково мое мнение. Прямое сравнение картинки в GT Sport и Driveclub VR это наглядно доказывает.
Есть и другой пример – на PS4 Pro мне довелось сыграть в Farpoint. Не считая надоедливых «лесенок», игра показывала вполне современную картинку, без лишних упрощений. На обычной PS4 все смотрится куда как хуже. Но подозрения, что так все и будет закрадывались еще до выхода PS VR, так что никаких сюрпризов.
Сама Farpoint, к слову, простенький, но невероятно погружающий в себя шутер. Играл я со специальным контроллером в форме автомата, целился натурально по мушке на глазок и реально убирал автомат за спину, чтобы достать новое оружие. Пока что – самый впечатляющий VR-опыт, впечатления сильнее, чем от Until Dawn: Rush of Blood. Захотелось новую часть Killzone для PS VR.
Помимо Farpoint в VR показывали Robinson: The Journey – свежую игру от Crytek. Запомнилась она двумя вещами. Во-первых, начиная с плохого, в ней нет поддержки PS Move, хотя она прямо-таки напрашивается. Представитель Crytek, правда, уверил меня, что поддержка будет добавлена, просто чтобы выпустить игру в срок, разработчики сначала сосредоточились на управлении с геймпада. Во-вторых – игра интересна и в отрыве от VR.
Здесь интересный мир и прекрасная работа арт-дизайнеров, просто глазеть на все эти джунгли и динозавров приятно, а ведь будут еще и хитрые головоломки, которые наверняка задействую особенности VR шлема от Sony. Выходит игра, кстати, буквально на днях.
Так нужна ли вообще PS4 Pro? Если у вас 4К HDR телевизор – нужна, тут и думать нечего. Если у вас есть PS VR – то нужна тем более.
Для остальных же ответ будет не столь очевиден. Новая консоль мощнее оригинальной PS4 более, чем в 2 раза. Соответственно, одним только разрешением и поддержкой HDR улучшение картинки в будущих играх не ограничится. Разработчики будут осваивать новое железо и разрыв между PS4 Pro и PS4 будет все больше увеличиваться. На примере отдельных игр это видно уже сейчас. С другой стороны, дальше более четких текстур, мягких теней и сглаживания дело едва ли будет заходить.
Важно ли это для вас?