16 апреля 2014
Обновлено 09.05.2015

«Новый Человек-Паук 2»: не напрягает

«Новый Человек-Паук 2: Высокое Напряжение» на следующей неделе выходит в кинотеатры. Редактор «Канобу» Василий Сонькин сходил на показ фильма и рассказывает, почему получилось лучше, чем первая часть, но хуже, чем фильмы Рейми.
«Новый Человек-Паук 2: Высокое Напряжение» на следующей неделе выходит в кинотеатры. Редактор «Канобу» Василий Сонькин сходил на показ фильма и рассказывает, почему получилось лучше, чем первая часть, но хуже, чем фильмы Рейми.

Серия про Человека-Паука от режиссера Сэма Рейми с Тоби Макгуайером в главной роли сформировала жанр современного фильма по комиксам, и даже установила формулу развития кино про супер-героев от картины к картине: в первой части будет origin story (история появления персонажа или персонажей), во второй возрастут ставки и идеи первого фильма получат развитие, и она получается зачастую лучшей, а потом — третья часть, которая не понимает, что она делает и зачем, зачастую третья часть — худшая в серии. «Люди Икс», «Железный Человек» и другие серии подобных фильмов идут по такой же амплитуде.

«Новый Человек-Паук 2»: не напрягает
 - фото 1

Некоторые картины Рейми имеют интересное свойство. Он создает хрестоматийный фильм в новом жанре — «Зловещие Мертвецы» 1981 года в жанре хоррора, а потом «Человек-Паук» в 2002 в супергеройском жанре. Оба — очень хорошие ленты, которые сегодня почти невозможно смотреть. Кажется, что в них используются все клише, которые вообще есть в этих жанрах, но на самом деле они просто создали формулу, по которой строились почти все подобные фильмы в дальнейшем. Многие по сей день считают вторую часть серии про Человека-паука лучшим фильмом по комиксам, но если бы он вышел в том же виде сегодня, его закидали бы помидорами как банальщину. «Новый Человек-Паук» намеренно пытается не повторять то, что происходило в трилогии Рейми, и у такого подхода очень много минусов, в немалой степени потому что первая и вторая часть трилогии были отличные.

«Новый Человек-Паук 2»: не напрягает
 - фото 2

Sony — один из четырех крупных игроков на рынке производства фильмов по комиксам. Warner Bros. делают фильмы по комиксам DC, Fox имеет права на «Людей Икс», «Фантастическую Четверку» и слово «мутант» во вселенной Marvel, Marvel Studios и Disney имеют доступ почти ко всем персонажам из комиксов Marvel (кроме тех, что у Fox и Sony), а у Sony только «Человек-Паук» и связанные с ним перонажи, в основном злодеи.

«Новый Человек-Паук 2»: не напрягает
 - фото 3

Sony находится в самой сложной ситуации из всех студий. Пока Fox, Warner и Marvel создают серии пересекающихся фильмов, где каждая картина по сути работает рекламой следующей, у Sony только один персонаж, которого им теперь необходимо каждые три фильма «перезапускать», построить мощную франшизу на одном герое тяжело, а кино в новой вселенной где Спайди — не главный герой, сразу будут казаться попыткой побыстрее срубить денег. Новых персонажей им никто не даст, скорее наоборот, Marvel были бы рады обратно выкупить у них права на Паука и встроить его во вселенную Мстителей, но это одна из самых прибыльных серий для Sony, и они ее не отдадут ни за какие деньги.

И вот вышла вторая часть «Нового Человека-Паука» от режиссера Марка Вебба с Эндрю Гарфилдом в главной роли. Первая часть новой серии была откровенно плохой и глупой, а главное —она не понимала суть персонажа. Давно известно, что история Человека-Паука — это история про переходный возраст (парень школьного возраста испытывает изменения в собственном теле, он становится больше и сильнее, белая липкая жидкость течет из неожиданных мест в неожиданные моменты), и это было прекрасно показано в первом фильме Рэйми. А в серии от Вебба, стать Пауком — это практически судьба Питера Паркера. Его отец связан с созданием паучьего мутагена, он работал в компании Оскорп, где теперь работает девушка Питера Гвен Стейси, один из лучших друзей детства Питера — сын владельца компании, а главный злодей первого фильма — бывший друг и коллега отца Питера. Весь мир крутится вокруг примерно десяти людей, с большей частью которых Питер плотно связан. Не стать Пауком в этой ситуации невозможно. Более понятный, близкий зрителю Питер Паркер — это тот Питер, который свои силы получает случайно, и на которого именно из-за силы падает ответственность, с которой ему тяжело справиться. А не тот, который еще до того, как становится Человеком-Пауком, замешан во всех ситуациях, происходящих в ленте.

«Новый Человек-Паук 2»: не напрягает
 - фото 4

Вторая часть фильма, к счастью, меньше на этом концентрируется, но сталкивается с другими проблемами. Злодеев в фильме, на самом деле, два, а не три, как показано в трейлерах и рекламных материлах, и их все равно слишком много. Рино в исполнении очень талантливого Пола Джиаматти появляется на экране всего два раза и суммарно произносит слов 10. Электро, которого играет Джейми Фокс, невероятно красиво светится синим и стреляет молниями, все время строит из себя Доктора Манхэттана из «Хранителей» (распадается на молекулы и собирается снова, время от времени существуя в виде одной только нервной системы с мозгом), но совершенно плоский и даже глупый персонаж, его мотивацию ради стройности сюжета пришлось сделать очень базовой, и он получается мелочным, а к концу фильма к нему теряешь всю симпатию, которую он успел себе заработать в первом акте. Гарри Осборн (он же Зеленый Гоблин) в исполнении Дэйна ДэХанна гораздо лучше развит как персонаж, но не успевает себя проявить как серьезный злодей, не считая одного момента, который я спойлерить не буду (и то этот важный момент происходит почти без прямого участия Гоблина).

«Новый Человек-Паук 2»: не напрягает
 - фото 5

Одна из главных линий фильма — отношения Питера и Гвен Стейси в исполнении невероятно талантливой Эммы Стоун. И даже эта линия, которой уделяется чуть ли не больше всего экранного времени, все равно получилась скомканной. Все изменения в их отношениях происходят ни с того, ни с сего, и выглядят нелепо.

«Новый Человек-Паук 2»: не напрягает
 - фото 6

Есть и хорошие моменты. Показ фильма проходил в формате IMAX, и в нем кино выглядит отлично. Картинка яркая (в отличие от традиционного 3D), трехмерные эффекты оправданы и не режут глаз (пару раз я невольно увернулся от того, что якобы летело с экрана), а когда на экране происходит бой, ты всегда четко понимаешь, что происходит. Вообще вся работа с эффектами — на высшем уровне, и вся картина получилась очень красивой. Новый костюм Паука выглядит гораздо лучше предыдущего (в первую очередь за счет более крупных глаз белого цвета вместо оранжевых маленьких). Гораздо приятнее видеть, что город поддерживает своего героя, в отличие от многих других лент, где героя, который изо всех сил творит добро, жители ненавидят (Бэтмен, ты знаешь, про кого я говорю), ведь фильмы про супергероев должны воплощать фантазии зрителей, и никто не любит, когда их ненавидят.

Отдельно надо отметить, что персонаж Гвен Стейси — наверное, самый интересный во всей картине. Это самостоятельная женщина с собственными желаниями и собственным мнением. Она зачастую умнее Питера, а момент, когда она четко дает ему понять, что то, что она его девушка, не дает ему право распоряжаться ее действиями — большая редкость и приятная неожиданность. Чем больше сильных женщин в таких фильмах, тем лучше для человечества.

«Новый Человек-Паук 2»: не напрягает
 - фото 7

Есть еще много положительных и отрицательных моментов в фильме, но обсуждать их мы будем в статье на следующей неделе, после выхода кино в прокат, где будет подробный разбор сюжета со спойлерами.

Эта картина — обратная сторона успеха фильмов от Marvel Studios. Хоть он оказался гораздо лучше, чем я ожидал (главным образом это просто веселый фильм), реальная причина его существования — желание не пропустить моду на супергероев и заработать на этом денег. А из-за безумных сборов «Мстителей», в каждую новую картину пытаются впихнуть как можно больше персонажей. Судя по всему, в следующей части персонажей будет только больше. Только в отличие от «Мстителей», у «Нового Человека-Паука» нет возможности развить героев (не будешь же каждому злодею давать свой фильм), и в конечном итоге кино получается скомканным, сюжетные линии обрываются на полуслове (в одном случае буквально), и ощущения, что ты посмотрел самодостаточное произведение, нет. Ты посмотрел среднюю часть чего-то большего, и это было неплохой, но гештальт не закрыт. Если третий фильм тоже будет изо всех сил пытаться заставить зрителя посмотреть четвертую, то трилогия получится плохой. Шанс превратить эту серию во что-то хорошее пока есть, но великим «Новому Человеку-Пауку» не стать.

Комментарии 82
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
argonavt_твинк
argonavt_твинк
Значит не пойду в кино, я вас уже с Капитаном Америкосом послушал.