«Никополь» — комикс-манифест, в котором египетские боги встречают мир, переживший две ядерные войны
Начать стоит с того, что «Никополь. Трилогия» — крайне непростой графический роман. За довольно привычными формами и образами кроется произведение, которое за свою сорокалетнюю историю обросло таким количеством трактовок и теорий, что неподготовленный читатель легко может утонуть в безбрежном океане фантазии его автора.
Мир «Никополя» — это мир гротеска и сумбура, который пережил две ядерные войны. Пусть вас не смущает жизнь на улицах тоталитарного Парижа. Прошлые устои умерли и переродились в нечто новое, пугающее и безумно завлекающее. Именно так можно охарактеризовать вселенную, которую сотворил Энки Билал.
Как я уже говорил, весь сборник поделен на три истории, которые, по большей части, довольно самостоятельные произведения, хотя и имеют сквозной сюжет и общих персонажей. Альбом под названием «Ярмарка бессмертных» служит вводным рассказом, в котором Энки Билал погружает читателя в мир гротескной антиутопии.
Начало сюжета переносит читателя в Париж 2023 года. Бывшая столица Франции теперь автономный город-государство, которым правит милитаризованное фашистское правительство. Весь город пребывает в смятении, поскольку над Парижем завис космический корабль в виде гигантской египетской пирамиды, внутри которой обитают настоящие египетские боги. Мифологические персонажи свысока смотрят на жалких смертных, однако в тоже время никак не могут улететь, поскольку пытаются добиться от местного правительства топлива для своего корабля. Дополнительную проблему для богов создает внутренний раскол, в процессе которого бунтарь Гор сбегает из пирамиды на поиски чистого тела, в которое он может вселиться.
Именно в этот момент, на улицы Парижа в своей криокамере спускается главный герой истории — Алкид Никополь. Будучи приговоренным к содержанию в криотюрьме за дезертирство и пацифизм во время прошлой войны, он был заморожен на орбите Земли, но его капсула дала сбой, и он провел в заключении всего 30 лет.
Судьба сводит Гора и Алкида вместе, и читателю выпадает шанс проследить за их чрезвычайно запутанными приключениями, которые требуют крайне скрупулезного анализа и внимательного изучения.
Я даже уверен, что слово «запутанные» слабо отражает тот уровень дезориентации, который непременно ждет неосведомленного читателя, который не знает, что из себя представляет BD (так принято называть комиксы в Европе. BD — это сокращение от bande dessinée, что можно дословно перевести, как «рисованная лента»). При прочтении «Никополя» очень важно осознать, что это не западный комикс, а хардкорное французское BD, которое, как выразился мой коллега Денис Варков, «беспощадно к своему читателю». Но я не пытаюсь вас отпугнуть!
Специфика французского комикса заметно отличается от графических историй США, Германии и Японии и прочих стран. Классическое французское BD — не чтиво на один вечер, которое позволит расслабится, а довольно сложное в прочтении и понимании произведение. Культура BD во Франции больше рассчитана на взрослую и художественно искушенную аудиторию, а основными темами подобных историй зачастую становятся философские рассуждения, социальные и политические проблемы и прочие экзистенциальные вопросы бытия человеческого.
Энки Билал рисует нам мир-предостережение. Он выглядит, как мрачное пророчество футуролога. И, судя по всем признакам, человечество успешно проморгало все его предупреждения, поскольку этот мир в определенных моментах либо уже наступил, либо упрямо стучится к нам в дверь.
«Твоя раса, Никополь, отличается изрядной глупостью вкупе с удручающим сексизмом».
Энки Билал не ограничивается одними лишь образами, метафорами и недомолвками. Сатира — один из важнейших элементов фундамента «Никополя». Высмеивание милитаризма через гипертрофированный образ тоталитарной власти Парижа, последствия неконтролируемой миграции наций и народностей, которые приводят к крупным конфликтам, безграничная вера в свою непогрешимость в вопросах заигрывания с наукой, что впоследствии приводит к настоящим генетическим коллапсам.
Религия, расовая нетерпимость, сексизм — вот лишь малая часть тем, которая затрагивается в «Никополе». Каких-то конкретных ответов при этом Билал не дает. Автор лишь задает вопросы и подпитывает стремление читателя рассуждать и додумывать. Каждый делает выводы сам. Эти темы и проблемы сложно назвать оригинальными, и Билал не первый, кто их поднимает, но в случае «Никополя» важны формы и образы, через которые автор общается с читателем. Они как раз очень оригинальны и необычно поданы.
С сюжетной точки зрения «Никополь» действительно сложно читать. Не пытайтесь зацепиться за историю. Не пытайтесь углядеть логику в поведении героев или причинно-следственные связи в сюжете. Повествование здесь архаично и подается рваными кусками. Как я уже сказал, здесь много недомолвок, некоторые сюжетные моменты опускаются, происходят большие скачки в хронологии. Конечно, тут можно порассуждать, не было ли это неким экспериментом по разрушению канона построения истории или это лишь ошибка нарратива и неумение автора рассказать историю последовательно. Тут каждый решает сам, но как по мне, «Никополь» вообще не про сюжет. Просто попытайтесь пропустить этот калейдоскоп событий через себя, прочувствовать его и вам откроется нечто потрясающее.
Рисунок «Никополя», как не трудно догадаться, строго следует классическим принципам европейского подхода к рисованию графических произведений. Крайне скрупулезный подход к детализации всего и вся. Хотя в то же время сами персонажи иногда кажутся немного мертвыми — настолько мало в них порой эмоций. Рисунок больше приближен к картинам, чем к изображению, где должна присутствовать динамика. Но в этом случае не думаю, что это идет во вред «Никополю». Я лично не фанат подобной стилистики рисования, но признаю, что арт в «Никополе» эффектный.
Стилистически графический роман выглядит очень занимательно. Энки Билал изобразил откровенно больной, безумный, но настолько любопытный мир, что постоянно хочется в него возвращаться, чтобы посмотреть, что еще в нем есть. А в мире «Никополя» возможно все: генетические мутации и межвидовые связи, пришельцы, которые контролируют наркотрафик целого района города, африканский мегаполис посреди жаркой пустыни, который постоянно терзают ледяные бураны из-за метеорологической аномалии. Здесь даже есть печатная машинка, которая транслирует все напечатанное напрямую в 1993 год. Не стоит пытаться искать здесь реализм и здравый смысл. Перед вами графический роман, в котором образы и сокрытые смыслы смеются над тщетными попытками зацепиться за логику.
Касательно печатной машинки, автором придуман очень элегантный фокус для большего погружения читателя во вселенную «Никополя». К каждому тому идет отдельно напечатанная передовица газеты «Либерасьён», датированная 1993 годом, которая рассказывает о том, как в редакцию начали приходить послания из будущего. Тут просто нет слов. Это восхитительный и крайне остроумный ход.
Важно оговориться, что «Никополь. Трилогия» имеет строгий возрастной рейтинг 18+, поскольку в самом произведении присутствуют сцены насилия, секса и эротики. Да и само содержание вряд ли будет понятно читателям младшего возраста.
Отечественное издание копирует оригинальный сборник. Классические BD довольно увесистые по формату и не совсем удобны для чтения. Но столь большой формат прекрасно подойдет тем, кто любит разглядывать рисунок вплоть до мельчайших деталей, чему способствуют большие страницы. Сама книга отпечатана очень качественно и каких-либо нареканий у меня нет. Она отлично подойдет в качестве подарка для ценителей жанра (или коллекционерам, желающим поставить что-то из BD себе на полку).
«Никополь. Трилогия» — это очень увлекательный опыт, который требует от читателя собранности, внимательности и открытости. Это чистый полет фантазии и очень искренний монолог автора о вопросах, которые его занимают. Не стоит воспринимать это графическое произведение как вызов или некое сложное испытание (в особенности после всего вышесказанного). Просто «Никополь. Трилогия» требует уважительного отношения со стороны читателя, и тем, кто услышит голос Энки Билала, книга отплатит сполна.
По мотивам графического романа, кстати, снят фильм. Его режиссером выступил создатель самого «Никополя».
«Бессмертные: Война миров» 2004 года — компиляция сюжетов первой и второй книг трилогии. Тут тоже есть и Париж будущего, и Никопол, тридцать лет блуждавший по космосу, и египетские боги. Но Гор сбегает с корабля для того, чтобы за короткий срок найти достойных мужчину и женщину для продолжения своего рода.
Реквестирую рецензию на экранизацию, а не пару предложений.