Николас Кейдж сходит с ума в скучном триллере: рецензия на «Схватку с дьяволом»
В прокате «Схватка с дьяволом» — камерный триллер об убийце (Николас Кейдж), который садится в машину к скромному семьянину (Юэль Киннаман) и угрожает пистолетом. Герой Юэля Киннамана («Отряд самоубийц: Миссия навылет», «Девушка с татуировкой дракона», «Видоизменённый углерод») пытается попасть в больницу к рожающей жене, но сталкивается со смертельной угрозой в виде философствующего киллера-фрика. С развитием сюжета всё становится сложнее, чем казалось на первый взгляд, но не увлекательнее. Николай Кубрак объясняет, почему новый проект Николаса Кейджа («Скала», «Без лица», «Мэнди») — не долгожданный камбэк, а очередная посредственность.
«Схватка с дьяволом» — яркий пример плохой режиссуры
У фильма есть интригующая история с постепенным раскрытием героев, ментальными шахматами и серией твистов. Концепт поездки в машине с безумным киллером априори должен быть напряжённым. Но в реальности саспенс у «Схватки с дьяволом» отсутствует напрочь, а энергии меньше, чем в песне The Rolling Stones — Sympathy For The Devil, на которую отсылает оригинальное название. Проблему можно было бы списать на сырой сценарий дебютанта Люка Парадайза, который слишком буквально следует учебникам с дешёвых писательских курсов — но и не из такого классные триллеры лепили. Фильмы разваливается и превращается в скучную мешанину не из-за текста, а его воплощения на экране.
«Схватку с дьяволом» можно разбирать в киношколах как пример плохой режиссуры. Есть яркие персонажи, интересный концепт, интрига — но кино не работает. Потому что полностью полагаться на актёров и на историю — ошибочно.
Режиссура — это, прежде всего, работа со временем и манипуляция зрительскими эмоциями. У Юваля Адлера будто нет этого понимания: он не управляет динамикой, не может выстроить чёткий темпо-ритм и саспенс. Любой кризисный момент фильма вызывает лишь одну реакцию — тотальное безразличие. И дело даже не в клишированных образах, а в том, что каждая сцена напрочь искусственна.
Фильму не хватает пауз и грамотно расставленных акцентов, способных постепенно раскалять атмосферу. Нет напряжения — нет и сочувствия. Зрители, видимо, по умолчанию должны переживать за рандомных копов, прохожих и посетителей кафе — но так не бывает. Волноваться о судьбе главного героя и вовсе незачем, учитывая концовку и главный твист. О чём этот фильм, как он работает и что пытается донести — непонятно.
Дуэт Кейджа и Киннамана не вытащил фильм
Неудачную режиссуру и средний сценарий можно было бы оправдать тем, что кино актёрское. История, в самом деле, выстроена вокруг дуэта звёзд — на втором плане нет ни одного персонажа, который был бы на экране дольше трёх-пяти минут. Иногда пары классных актёров действительно достаточно, чтобы снять увлекательный фильм — можно вспомнить классический «Мой ужин с Андре», мудрый «Вечерний экспресс „Сансет Лимитед“» или изобретательный «Человек — швейцарский нож». Но у таких проектов должен быть крепкий фундамент в виде мощной, почти театральной, режиссуры, интригующего нестандартного сценария и сильных актёрских работ. У «Схватки с дьяволом» нет ничего — только пара известных имён.
Режиссёр явно ориентировался на культового «Соучастника» Майкла Манна — у фильмов много пересечений в идейном плане, они схожи сюжетно и движутся примерно по одной канве. Но по уровню — это небо и земля. Майкл Манн — мастер криминальных историй, великий постановщик экшена и человек, который даже легендарных актёров делает ещё лучше. В случае «Соучастника» дуэт Тома Круза и Джейми Фокса стал иконическим — оба внимательно готовились к роли, вжились в максимально непривычные образы и в каждом диалоге создавали мощнейшее напряжение. Они растворились в персонажах, далёких от их привычных амплуа. В «Схватке с дьяволом» история обратная — образы Киннамана и особенно Кейджа (моментами тут вспоминаешь Кастора Троя из «Без лица») для актёров обычны, но они в них не живут, а слишком заметно отыгрывают режиссёрские задания. Как итог: вместо дуэта харизматичных звёзд — пара кривляющихся актёров на закате славы.
Полноценного камбэка Кейджа так и не случилось
История краха карьеры Николаса Кейджа широко известна: забуксовал в конце нулевых, тяжело пережил финансовый кризис, вёл расточительную жизнь, порос в долгах, завяз в алкоголизме и вынужден был соглашаться на любые роли, чтобы заработать. После успеха «Невыносимой тяжести огромного таланта» актёр наконец-то рассчитался с долгами, а критики всё громче заговорили о камбэке. Но фильма-реанимации — как у Микки Рурка с «Рестлером», Майкла Китона с «Бёрдменом» или Брендона Фрейзера с «Китом» — у Кейджа так и не случилось. Вслед за парой крепких проектов вышел, пусть и не треш, но откровенно посредственное кино, где Кейдж снова сходит с ума на экране и добавляет ещё парочку диких сцен для вот этого культового ролика.
Из-за череды треш-фильмов и сложного жизненного периода репутация актёра как человека-мема укоренилась в медиа ещё сильнее.
Вместо того, чтобы рушить стереотипы и идти им наперекор, Кейдж зачем-то выбрал проект, где никто не стал сдерживать его фирменное сумасшествие.
Крики в машине, неистовый танец в баре и сумбурный монолог в финале — очередной повод посмеяться над апологетом экспрессионизма, а не восхититься его талантом. За последние пару лет отличные актёрские работы у обладателя «Оскара» случались всего пару раз — в «Мэнди», «Стране чудес Вилли» и «Свинье». То есть только в концептуальных работах талантливых андеграундных режиссёров.
Всё больше кажется, что после череды дешёвых «бэшек» и откровенного трешака Кейдж правда разучился играть. В проекте мечты «Рэнфилд» он выглядит скорее смешно и нелепо, чем удачно. А в мета-комедии о самом себе вдруг потерял сумасшедшинку и показал откровенно серый перфоманс — внезапно в «Невыносимой тяжести огромного таланта» за перфомансом Педро Паскаля следить оказалось намного интереснее. Кейдж будто бы осознаёт своё сегодняшнее положение и готов вернуться в большое кино, но никак не может устроить себе ренессанс и закрепиться в статусных проектах.
«Схватка с дьяволом» выглядит как молчаливое согласие некогда талантливого актёра со статусом звезды дешёвых фильмов. И если раньше вторичные поделки категории «Б» с Кейджем были хотя бы безумными и смешными, то теперь они стали невыносимо скучными.