Что потеряют сериалы с уходом Аарона Соркина
Аарон Соркин – личность уникальная. Это единственный сценарист в мире, которого знают по имени. Имени, которое само по себе способно привлечь аудиторию к проекту. Его литературный стиль далеко не безгрешен и страдает от такого процента самоповторов, что это превращается «из бага в фичу», на которую уже даже как-то неудобно указывать, как на недостаток, но он умеет писать свои быстрые «пинг-понговые» диалоги с такой внутренней динамикой и страстью, что мало кто из зрителей остается равнодушным.
Он обладает редким талантом забрасывать зрителя отсылками к Сервантесу и разговорами на тему морали, строить сюжет вокруг подписания законов или международных переговоров, и при этом не вызывать у зрителя приступы зевоты и раздражение.
О преимуществах и недочетах стиля Соркина можно говорить часами, и я надеюсь как-нибудь написать о нем отдельно, но сейчас я хочу сосредоточиться на его последнем во всех смыслах телепроекте. Аарон заявил, что отныне собирается писать исключительно киносценарии, а от сериалов, занимавших слишком много времени, полностью отказаться.
Почему это плохие новости? Потому что, как бы ни были хороши его последние сценарии к «Социальной сети» и «Человеку, который изменил все», мир мог бы спокойно без них обойтись.
Несмотря на то, что все персонажи разговаривают одинаковыми соркиновскими высокопарными монологами о морали и истинном профессионализме, их не перепутаешь, каждый из них — личность со своим непростым характером
«Социальная сеть» — неплохой фильм, но ни режиссура Финчера, ни сценарий Соркина, ни игра Айзенберга и Гарфильда не смогли сделать эту историю сильнее, чем «Пираты Силиконовой Долины».
«Человек, который изменил все» может быть одним из самых интересных фильмов о бейсболе, но он вряд ли стал для кого-то чем-то большим, чем приятно проведенным вечером.
Если посмотреть на фильмы «Американский президент» или «Война Чарли Уилсона» по сценарию Соркина, то они очень близки к тому, что он делал в сериале «Западное крыло», 7 сезонов рассказывавшем о работе администрации президента США.
В «Американском президенте» мы снова видим овальный кабинет, совещания о судьбе мира, только в варианте сериала это все было раскрыто завораживающе подробно, а в фильме — легкомысленно сведено к фону для заурядной романтической комедии в духе сюжетной линии Хью Гранта из «Реальной любви».
«Война Чарли Уилсона» удивляет тем, что, несмотря на присутствие таких гигантов как Том Хэнкс, Филип Сеймур Хоффман, Джулия Робертс, Эми Адамс и Эмили Блант, фильм не работает. Диалоги Соркина, искрящие как подожженная коробка с фейерверками, здесь поставлены как-то неумело, неправильно, они не захватывают зрителя так, как это происходило в любом из его сериалов.
Это странно, но ни в одном из фильмов по его сценариям не было той магии, того драйва и той глубины, что возникали в его ТВ-шоу.
Соркин принимал участие в создании четырех сериалов: «Ночь спорта», «Западное крыло», «Студия 60 на Сансет Стрип» и «Служба новостей». Все они очень похожи: первый был посвящен спортивной телепередаче, второй — работе администрации президента в западном крыле Белого Дома, третий — развлекательному шоу, четвертый, собственно, службе теленовостей. Помимо многочисленных «общих» актеров, которые переходили из одного сериала в другой, их роднила и сама концепция увлеченной команды профессионалов, которые стараются изо всех сил делать свою работу хорошо, будь то управление страной или выпуск шоу с отличными шутками.
Как минимум двум из этих четырех шоу я мог бы посвятить по отдельному материалу в цикле «Легендарные сериалы», но они все отчасти воспринимаются как один длинный сериал, который становился с годами все лучше и лучше.
Именно поэтому я люблю «Службу новостей» больше других — Соркин, наконец, подтянул свои слабые стороны, он научился писать любовные линии, за которыми действительно интересно наблюдать, сделал персонажей живее и человечнее, в каждого из них можно без оглядки влюбиться, к ним прикипаешь всей душой.
Несмотря на то, что все они без исключения разговаривают одинаковыми соркиновскими высокопарными монологами о морали и истинном профессионализме, их не перепутаешь, каждый из них — личность со своим непростым характером.
«Служба новостей» стала самым продвинутым из его шоу и в визуальном плане, что видно уже по заставке. Выглаженная и минималистичная, в синих тонах, четкая и хрустящая от правильности картинка вместо убого и захламленного кадра той же «Студии 60», где оператор иногда безбожно мазал фокус.
Все наконец-то правильно, динамично, идейно, уникально — никто не делает такого ни на ТВ, ни в кино и не будет делать, потому что не умеет. А теперь не будет и Аарон.
Учитывая, что Соркин получил только за сценарий к многострадальному «Джобсу» 2 миллиона долларов (режиссер, Дэнни Бойл, получил всего один миллион), финансовые причины сценариста уйти в кино ясны. И все же, это выглядит странно после всех воодушевляющих монологов его персонажей, посвященных необходимости сверяться с моральным компасом и делать работу не только ради денег, а ради улучшения мира и профессиональной среды в которой ты работаешь.
У Соркина был шанс продолжить серьезно влиять на формат сериалов, раздвигать границы жанра и доказывать, что даже такие темы как работа госаппарата или студии новостей можно превратить в увлекательное шоу, заставляющее переживать не меньше погонь и перестрелок. Но вместо этого он уходит в кино, где его отпечаток, очевидно, окажется меньше и может в конечном итоге не изменить вообще ничего. Я жду «Джобса», но далеко не так, как ждал бы продолжения любого из его сериалов.
«Служба новостей» — второй сериал, который я посмотрел целиком дважды, первым был «Рим». И второй раз, чувствую, не последний. Это шоу заставляет задуматься об ответственности перед самим собой, вдохновляет писать лучше и вкладывать больше себя, в то, что пишешь, напоминает о призвании журналистики, ее нравственной миссии.
Посмотрите «Службу новостей», полюбуйтесь на великолепного Джеффа Дэниелса в серьезной роли (контраст с «Тупым и еще тупее» потрясающий, конечно), а если зацепит, вас ждут 7 сезонов «Западного крыла» и 22 эпизода «Студия 60 на Сансет Стрип» — целый мир удовольствия, населенный романтическими героями нашего времени.