Не только «Челюсти!» Наша подборка лучших фильмов про акул
В честь выхода фильма «Мег: Монстр глубин» мы решили проверить стальные нервы Джейсона Стэйтема и понять, кого он боится. Проверьте и вы!
«Челюсти» (Jaws), 1975
Александр Башкиров
В свое время фильм Стивена Спилберга превратил лето из мертвого сезона для провальных B-movies в сезон блокбастеров — но интересны не только кассовость и популярность «Челюстей». Из всех упомянутых в этой подборке фильмов только Jaws претендует на звание настоящего кино без всяких скидок на жанровость или развлекательность. Это уровень «Крестного отца» или оригинальных «Звездных войн» — одна из важнейших картин в истории кинематографа, перевернувшая все представления о том, как надо писать и снимать кино, и даже о том, как к нему надо рисовать постеры и сочинять музыку.
«Челюсти» используют уникальную двухактную структуру вместо обычной для голливудских сценариев трехактной. Акт первый рассказывает о появлении гигантской акулы-убийцы у берегов вымышленного городка Эмити-айленд в Новой Англии и попытках местного шерифа Мартина Броуди (Рой Шайдер) предотвратить эти нападения. В то же время администрация Эмити пытается скрыть сам факт появления акулы, чтобы не испортить городу туристический сезон.
Само собой, это приводит к ужасному кровавому побоищу на пляже, после чего Броуди в компании океанолога (Ричард Дрейфус) и профессионального охотника на акул (потрясающий британский актер Роберт Шоу в самой знаменитой своей роли) отправляется в открытое море, чтобы найти и уничтожить 8-метрового, 3-тонного монстра.
Весь второй акт фильма посвящен разговорам трех очень разных мужчин на борту рыбацкой шхуны «Орка» и их поединку с акулой. И это еще более фантастически качественное кино, чем первая половина — по психологическому напряжению, стремительности и плавности экшена и мастерскому использованию настоящей, огромной резиновой акулы вместо каких-то там визуальных эффектов. А что, талантливый парень этот молодой Спилберг. Далеко пойдет!
Производственный процесс «Челюстей» был фантастически сложным, до экранов фильм доковылял каким-то чудом. Большинство проблем было связано с эксплуатацией гигантской механической акулы, которая никак не хотела работать.
Поэтому Спилбергу пришлось создавать иллюзию присутствия монстра в фильме, подолгу показывая поверхность океана, быстро двигая камеру под водой «с точки зрения акулы» и включая гениальную музыку Джона Уильямса, имитирующую манеру перемещений разгоняющейся для атаки рыбы-убийцы: та-да… та-ДА… ТА-ДА… ТА-ДА, ТА-ДА, ТА-ДА!
В результате в Jaws делается нечеловечески страшно от одного вида мирного, подсвеченного летним солнцем океана — еще до того, как его поверхность начинает рассекать гигантский треугольный плавник!
«Отмель» (The Shallows), 2016
Александр Башкиров
В 2015-м новая работа довольно известного жанрового сценариста Энтони Джазвински (Vanishing on 7th Street, Kristy) под названием In the Deep наделала много шума и угодила в список лучших неэкранизированных сценариев года The Black List.
Концепция, как всегда у Джазвински, очень простая: он взял популярный фильм Дэнни Бойла «127 часов» с Джеймсом Франко в роли американского туриста, застрявшего под камнем, и соединил его с акульей классикой «Челюсти». Получилась история об американской туристке-серфингистке, застрявшей на бакене в Мексике после нападения огромной акулы, которая продолжает крутиться где-то поблизости.
Сценарий привлекал тем, что в современном Голливуде ценится больше всего: сочетанием знакомости и новизны материала. Соединив две прочно уложившихся в массовом сознании истории, Джазвински получил третью — в чем-то даже оригинальную, но не настолько, чтобы это могло отпугнуть зрителя. Подкупала и бюджетность постановки: для съемок требовались одна красивая актриса на роль девушки-серферши, один бакен и одна акула, целиком созданная при помощи цифровых спецэффектов.
В результате фильм быстро и безболезненно поставил Жауме Кольет-Серра, поменяв в тексте Джазвински концовку и еще пару самых мрачных моментов. Постановка получилась бодрой и качественной, фильм собрал огромные деньги (119 $ млн при бюджете в 17 $) и удостоился презрения от ничего не понимающих в жанровом кино критиков. Придраться там в принципе не к чему — можете смело отдаваться на 86 минут в руки умелых драматургов, не потративших зря ни одной секунды экранного времени.
«Последняя акула» (Lʼultimo squalo), 1981
Александр Башкиров
Успех спилберговских «Челюстей» вызвал к жизни огромное количество подражаний — в 80-х акулы в кино были не менее популярны, чем динозавры в 90-х или зомби в 2010-х. Все они оказались ужасным, несмотрибельным трэшем — особенно это касается продолжений самых «Челюстей», созданных американцами.
Единственное исключение — имитация Jaws от мастера итальянского жанрового кино Энцо Кастеллари, режиссера оригинальных «Бесславных ублюдков», отличных криминальных фильмов в духе «Большой рэкет» и крайне любопытной бюджетной фантастики «Побег из Бронкса» и «Новые варвары» (не говоря уж о спагетти-вестернах).
Причем это даже не первый фильм Кастеллари на тему «Челюстей» — тремя годами раньше он снял куда более слабого «Охотника на акул»! О существовании «Последней акулы», известной в американском прокате как Great White, я узнал благодаря Квентину Тарантино, прокатывавшему картину на одном из своих фестивалей… как, собственно, и о существовании самого Кастеллари.
Сюжетно это наглая калька с первых «Челюстей»: происходит нападение акулы у берегов курортного городка, писатель с профессиональным рыбаком ищут способы расправы с хищником, в то время как губернатор отказывается закрывать пляжи, чтобы не испортить регату серфингистов. Само собой, серфингисты становятся завтраком, а писатель с рыбаком отправляются в глубокое синее море искать встречи с гигантским монстром…
В какой-то момент Lʼultimo squalo расстается с сюжетной канвой «Челюстей», и тут-то в фильме и начинается самое настоящее безумие: в одной сцене герои пытаются подцепить акулу лебедкой с вертолета!
Кастеллари — один из самых недооцененных экшен-режиссеров мира, сумевший показать свое искусство во всех мыслимых жанрах. «Последняя акула» — не исключение, в этом плане фильм точно превосходит все сиквелы «Челюстей», вместе взятые.
«Глубокое синее море» (Deep Blue Sea), 1999
Александр Башкиров
К началу 90-х интерес к акулам в массовой культуре давно угас — сценарий Deep Blue Sea был практически случайно написан в Австралии непрофессиональным сценаристом, увидевшим жуткую атаку настоящей акулы на купальщика.
В оригинальной версии речь шла о группе спецназовцев на исследовательской базе посреди океана, противостоящей разумным акулам, вырвавшимся на свободу в результате провалившегося научного эксперимента. То есть общего тут все-таки больше с модным «Парком юрского периода», чем с «Челюстями».
Концепция оказалась до того интригующей, что сценарий почти сразу купили — но из-за высоких затрат на производство (это вам не бакен с ныряльщицей!) он долго гулял по производственному аду. Сценарий несколько раз переписывали под меньший бюджет, и в итоге на экраны вышла версия Ренни Харлина. Это совершенно стандартный фильм ужасов с комедийными элементами — группа разношерстных выживальцев гибнет один за другим в замкнутом пространстве… вытаскивает картину только то, что жрут людей все-таки разумные акулы из оригинальной версии сценария.
На мой взгляд, Харлин в жизни не снял ни одного приличного фильма, испортив и «Остров головорезов», и сиквел «Крепкого орешка», и «Скалолаза», и великолепный шпионский сценарий The Long Kiss Goodnight Шэйна Блэка. Deep Blue Sea — все то же компетентное, но ни на что не претендующее и мгновенно забывающееся жанровое кино, что и все остальные работы Харлина. С такой смешной концепцией, как разумные акулы, можно и нужно было делать гораздо больше интересного.
Если вам в Deep Blue Sea запомнилась какая-то сцена — она, скорее всего, украдена из другого фильма. См. выше «Последнюю акулу» Кастеллари и эпизод с акулой и вертолетом.
«Подводная братва» (Sharks Tale), 2004
Денис Варков
Один из самых неоднозначных мультфильмов студии Dreamworks. В анимационной стилистике красочного подводного мира создатели Sharks Tale решили пересказать «Крестного отца», перестроив сюжет под взаимоотношения различных видов рыб. Фильм был полон отсылок и пасхалок к знаменитому криминальному шедевру, но основной его аудиторией были дети. И не все они оценили Sharks Tale.
Тем не менее, мультфильму есть чем привлечь внимание зрителя. Здесь богатая и продуманная схема отношений в семье акул, пародия на супергероику в лице «Грозы акул» и внимания к персоне главного героя, решившего выдать себя за истребителя акул, а также личная драма акулы, не желающей есть других рыб.
Но это все мелочи по сравнению с главным достоинством мультфильма — актерским составом: Уилл Смит, Анджелина Джоли, Рене Зельвеггер, Роберт де Ниро, Джек Блэк, Мартин Скорсезе (!) и даже сын Боба Марли — Зигги Марли. Если вы соберетесь смотреть Sharks Tale, то делайте это только в оригинале с субтитрами, чтобы насладиться потрясающей озвучкой. Кстати, персонажи очень похожи на актеров озвучания. У Дона Лино, например, такая же родинка на щеке, как и у озвучивавшего его де Ниро.
Серия «Акулий торнадо» (Sharknado), 2013 — наши дни
Денис Варков
Серия «Акулий торнадо» (она же «Шаркнадо») стала одним из самых успешных проектов студии The Asylum. В первую очередь они известны низкобюджетными проектами, которые выходят сразу на DVD, минуя кинотеатры. И «Акулий торнадо» не стал исключением — показывали его по телеканалу SyFy.
Идея природного урагана, поднявшего в воздух тысячи акул и заставившего их терроризировать Лос-Анджелес, настолько понравилась людям, что у «Акульего торнадо» вышло пять (!) сиквелов.
Во второй части акулы напали на Нью-Йорк и даже разрушили Статую свободы, в третьем фильме акулы забираются в космос и так далее. В последнем, шестом фильме, который выйдет 19 августа, главный герой Фин Шеперд (Иан Зиринг) отправится в прошлое, где увидит, как с акульими торнадо сражались во времена Дикого Запада, Средневековья и даже в доисторическую эпоху.
У серии есть несколько постоянных актеров помимо Зиринга — Тара Рид (жена Фина) и звезда «Спасателей Малибу» Дэвид Хассельхоф (отец Фина). Вся франшиза — это крайне дешевый, нереалистичный и глупый трэш с откровенно плохой компьютерной графикой и многочисленными сценами с поеданием акулами людей. Смотреть на этот трэш весело, особенно когда акулы улетают в космос, но особой художественной ценности франшиза, конечно, не несет.
«Синяя бездна» (47 Metres Down), 2017
Денис Варков
Фильм ужасов о двух сестрах (Мэнди Мур и Клэр Холт), решивших погрузиться с аквалангом в клетке к белым акулам. Но когда цепь клетки обрывается, они падают на дно. Кислорода у девушек мало, а вокруг — голодные хищники, ждущие удачного момента, чтобы напасть.
Фильм сильно напоминает «Отмель» 2016 года по концепции — девушкам необходимо бороться за жизнь в ситуации, когда все преимущества на стороне акул. Вот только героиня «Отмели» не была столь жестко ограничена во времени, ей не грозила смерть от удушья из-за потери кислорода. Поэтому «Синяя бездна» пугает сильнее.
Картина отлично передает атмосферу безнадежности и отчаяния, в которое впадают ныряльщицы, осознавая, что у них нет шанса выбраться живыми из этой ситуации. И чем больше времени они проводят под водой, тем сложнее им рационально мыслить, держать себя в руках и в целом контролировать ситуацию. Если вас в подобных фильмах привлекает именно атмосферность, то «Синяя бездна» вам понравится.