Не просто лучшая роль Адама Сэндлера. Почему вам стоит посмотреть «Неограненные драгоценности»
Кстати, второе российское название фильма — «Неограненные алмазы» — тоже не соответствует действительности, потому что сюжет закручен вокруг опала. Следовало бы использовать что-то жаргонное, в духе «Камней» или просто «Брюликов».
Весь фильм мы наблюдаем за хозяином магазина Говардом Рэтнером, который мечется по городу словно крыса на тонущем корабле. Адам Сэндлер наконец получил достойный материал, чтобы проявить себя как драматический актер, и лезет из кожи вон, чтобы доказать, что все это не зря.
Жизнь Говарда Рэтнера — торговца драгоценностями, еврея, лудомана и патологического вруна, — это лучшая экранизация мема про собаку в горящем доме, которая убеждает, что все в порядке, то ли себя, то ли зрителя.
Рэтнера обуревают демоны, — да и сам он в некоторой степени демон, — а все вокруг горит и рушится. С женой идет бракоразводный процесс, но он просит подождать окончания Песаха, чтобы не расстраивать детей и семью. Свояк Рэтнера — грозный ростовщик, которому герой задолжал уже сотню тысяч баксов, но его можно водить за нос, переоткладывая и перезанимая деньги.
Партнер Рэтнера приводит богатых посетителей за процент, а сам хранит ворованные часы в магазинчике, которые Рэтнер обналичивает и использует в своих целях. Рэтнер безумен и безрассуден, хотя сам думает, что он хитер и расчетлив, поэтому весь сюжет — это отчаянное тушение пожаров, да вот только тушат их маслом.
В начале фильма есть сцена, где камера погружается внутрь драгоценного камня и долго путешествует по закоулкам ювелирного микрокосмоса. Пока, наконец, перед камерой не начнет рябить красное и окажется, что мы уже не в опале, а в заднем проходе Рэтнера, которому делают колоноскопию. Об этом весь фильм: сперва кажется, что нам показывают нечто роскошное, пока не понимаешь, что мы в самой настоящей заднице.
Начинается все с позолотой. У Рэтнера квартира с панорамными окнами, красивая любовница, собственный бизнес с кучей побрякушек. Более того, партнер заманивает крупную рыбу в качестве клиента — звезду NBA в зените славы Кевина Гарнетта.
Тем временем к Рэтнеру приходит долгожданный черный опал — уникальный камень, который торговец месяцами пытался выцыганить у эфиопских евреев. Гарнетт влюбляется в камень и начинает верить, что он принесет ему удачу, а Рэтнер, после настойчивых уговоров, разрешает Гарнетту одолжить камень на важную игру.
Это, в общем, и есть начало конца. За макгаффином в виде необычного опала Рэтнер будет бегать большую часть фильма, попутно теряя партнеров, семью, собственное достоинство и деньги, деньги, деньги. Если уж неудачи начинают настойчиво преследовать человека, то будут преследовать до конца жизни.
Два часа подряд смотреть, как жизнь человека кубарем летит под откос — интересный опыт. При этом летит она исключительно из-за действий самого этого человека, поэтому каждые несколько минут хочется схватиться за голову и заорать на Рэтнера «Да что ты такое творишь?». «Неограненные драгоценности» — это очень неуютный, темный и запутанный кусочек жизни, от которой хочется держаться как можно дальше.
Как можно дальше хочется держаться и от Рэтнера — Гражданин Соврамши с глупым лицом и бегающими глазками, настолько глубоко завяз в своей зависимости, что она составляет все его естество. Смотреть за тем, как герой Сэндлера пытается где-то перезанять, чтобы переотдать — мерзко. Вдвойне — осознавать, что в реальной жизни таких людей, пусть и поменьше калибром, хватает.
Но Рэтнера не назвать бесхребетной размазней, который идет на поводу у своих желаний. Напротив, у него есть стержень. Он не ломается под грузом всех проблем и неурядиц, что сыплются на него как порода в шахте. Всего раз он дает слабину и распускает нюни, да и то быстро приходит в себя. Однако, что не ломается, то можно забить как гвоздь.
От такой истории не ждешь хэппи-энда. Но в конце «Неограненные драгоценности» удивляют последний раз, делая главного героя незаслуженно счастливым человеком, который обрел все, о чем мечтал: удачу, богатство, свободу от проблем и настоящую любовь. Пусть и ненадолго.