Ненавязчивый анализ Mirror’s Edge
Ещё совсем недавно осень считалась главным поставщиком крупных игровых релизов. Полки магазинов ломились от новинок, а от покупателей не было отбоя. Доходило до того, что к концу сезона кошельки походили на выпотрошенные туши. Осень, намеренная вместить в себя старт нового поколения, не имеет с теми временами ничего общего. Все шумные проекты оказались недостаточно привлекательными. Во всяком случае, в моих глазах. В итоге меня поразил голод. Голод по интересным крупнобюджетным проектам.
Совсем недавно я наткнулся на отличное интервью с Робертом Бриско. Прежде чем присоединиться к thechineseroom, которая ответственна за Dear Esther и Amnesia: А Machine for Pigs, он несколько лет проработал в DICE. И не абы кем, а одним из художников окружения Mirror’s Edge. Дочитав интервью, я понял, что это оно – я должен вновь пережить приключения Фейт.
События игры разворачиваются в полицейском государстве. Свободы граждан мало кого волнуют, главное – порядок, в основе которого лежат повиновение и жёсткая цензура. Спокойствие на улицах, стерильная чистота и уверенность в завтрашнем дне. Идеальный инкубатор. Минимум мыслей – максимальная польза для общества. Притеснения всегда служили отличной почвой для свободных и смелых умов, готовых пойти против ненавистной системы. Именно этот порыв игра и культивирует – неприклонение перед властной «верхушкой» общества и индивидуализм. Все мы разные, хотя и совершаем век за веком одни и те же ошибки. Зачем уничтожать эту многослойность, если она не наносит вреда окружающим? Человечество тем и интересно, что оно чрезвычайно многогранно. И, судя по всему, шведские разработчики прекрасно это понимают.
_DICE _создали не только идейно, но и визуально неординарный мир. Белоснежные небоскрёбы уверенно взирают на голубое небо, усеянное пышными облаками, вода сияет тысячами солнечных отражений, а по аллеям семенят незадачливые прохожие. Пьянящая идиллия и триумф белого, в рамках которого ярчайшие, практически кислотные, вкрапления красного, синего, зеленого и других цветов рождают самобытную картину. Пожалуй, Mirror’s Edge является самой яркой дизайнерской работой, что была рождена в пределах игровой индустрии. Она предельно проста и именно поэтому столь неординарна. Обилие белого подчёркивает тоталитарные настроения, царящие в мире игры, а кричащие цветные кляксы напоминают о разворачивающейся борьбе серой повседневности и броского индивидуализма.
Более того, впечатление производит не только дизайн, но и технологии. Разработчики сумели выжать из Unreal Engine 3 все соки. Ни один проект, созданный при помощи данного инструментария, не способен похвастаться настолько завораживающей картинкой. А ведь на ПК игра ещё и отлично взаимодействует с PhysX – кружащие в воздухе листки бумаги, рвущиеся по физике ткани и динамичный туман. Часть этих эффектов присутствует в Batman: Arkham Origins и подаётся как нечто из ряда вон выходящее. Проблема лишь в том, что этому прорыву уже 4 года от роду, только не все об этом помнят.
Но не вышеперечисленное является главным козырем игры. Самое яркое, что в ней имеется – это паркур.Mirror’s Edge сумела вывести его на невероятный уровень, который повторить сможет далеко не каждый. В свои лучшие моменты он обладает настолько высокой динамикой, что кружится голова. А витиеватость уровней добавляет происходящему вариативности. Помимо того, что возможность выбора вовлекает в происходящее, она ещё и подчёркивает идею свободы, прекрасно вписывающуюся в концепцию мира игры.
На прошлой Е3 Electronic Arts официально анонсировали Mirror’s Edge 2. Продолжение намерено отказаться от линейной структуры уровней, и на смену ей должен прийти открытый мир. С одной стороны, он прекрасно вписывается в общую концепцию, ведь увеличение вариативности должно пойти игре исключительно на пользу. С другой, сразу возникает серьёзный вопрос – а смогут ли разработчики создать интересный и сбалансированный открытый мир, если они не сумели удержать высокой планки на всём протяжении крохотного оригинала? Верится в это с трудом. Вырисовываются два варианта развития событий. Либо пострадает сложность игрового процесса, либо разнообразие маршрутов для передвижения. Оба варианта фатальны. Принимая во внимание проблемы, преследующие разработку продолжения и его ориентацию на экшн, надежды на положительный исход приобретают неубедительные формы.
Несмотря на обилие недостатков – рваное повествование и слабую историю; плохо реализованную боевую систему и глупых противников; дающий сбои паркур – Mirror’s Edge без преувеличения является настоящей жемчужиной уходящего консольного поколения, потенциал которой так и не раскрыли и едва ли теперь раскроют. Если у вас намечается парочка свободных вечеров, то лучше уделите несколько часов самой яркой игре DICE, нежели набившему оскомину Call of Duty.