Недовольны своей работой? Вот 4 совета, как стать профессиональнее
Издательство «Альпина Паблишер» выпустило книгу «Как управлять своей карьерой», составленную из рекомендаций специалистов Гарвардской школы бизнеса по постановке конкретных профессиональных целей и определению действий, которые нужно выполнить для их достижения. Например, в гиде собраны рекомендации, как устранять пробелы в знаниях и навыках, собирать конструктивный фидбек о своей работе, чтобы развиваться дальше. «Канобу» с разрешения издательства публикует фрагменты о том, как оценить свои профессиональные навыки и начать пользоваться своими лучшими качествами в полную силу.
Как самим оценить свою карьеру: список вопросов
Инструкция
Используйте следующий перечень вопросов, чтобы обдумать потребности и цели своего развития. Периодически — по мере перемен в карьере— возвращаясь к этим вопросам, вы сможете как оценить свое сегодняшнее положение. так и понять, в каком положении вы хотели бы оказаться:
- Насколько нынешняя позиция соответствует вашим интересам, ценностям и навыкам?
- Насколько вы в целом удовлетворены своей нынешней позицией?
- Как вы думаете, какие ваши сильные стороны заметны другим людям?
- Как вы считаете, на какие ваши пробелы обратили бы внимание другие люди?
- Каковы, на ваш взгляд, ваши пять основных навыков (то есть какими навыками вы владеете наиболее профессионально)?
- Какие из ваших основных навыков вам больше всего нравится применять?
- Какие два-три важных навыка вам следует или хочется приобрести в целях профессионального роста, перехода на следующий уровень или поиска новой работы?
- Каковы ваши основные универсальные навыки, то есть те, что не специфичны для конкретной работы и могут быть применены в разных видах деятельности (например, базовые навыки владения компьютером, навыки переговоров, финансовый анализ)?
- Каковы ваши долгосрочные карьерные цели?
- Учитывая долгосрочные карьерные цели, каковы ваши краткосрочные цели развития карьеры? В какой ситуации вы хотели бы оказаться через 6–12 месяцев?
- Какими возможностями для развития вы можете воспользоваться?
Как играть на своих сильных сторонах
Чаще всего в отзывах о вашей работе подчеркиваются ваши отрицательные стороны. Во время официальной аттестации сотрудников беседы неизменно сводятся к «возможностям для совершенствования», даже если в целом оценка является положительной. С неформальной точки зрения боль от̀критики помнится дольше, чем удовольствие от похвалы. Множество исследований показывают, что люди обращают пристальное внимание на рассказать о ярких эмоциональных событиях, они вспоминают четыре неприятных события на одно положительное. Неудивительно, что большинство руководителей оценивают чужую деятельность и получают оценки своей с энтузиазмом ребенка, которого ведут к стоматологу.
За последние несколько лет мы разработали эффективный инструмент, помогающий людям понять и применять свои уникальные таланты. Наш метод — упражнение «Отраженное лучшее я» (Refl ected Best Self, RBS) — позволяет менеджерам выработать ощущение «лучшего себя» и нарастить свой будущий потенциал.
Упражнение RBS является лишь одним из примеров новых методов, возникших в области позитивного организационного учения (Positive Organizational Scholarship, POS). Психологам известно, что люди лучше реагируют на похвалу, чем на критику. По аналогии специалисты в области организационного поведения считают, что, когда компании сосредоточены на̀положительных качествах, таких как стойкость и доверие, они могут добиться впечатляющих результатов.
При правильном подходе упражнение RBS поможет задействовать неизвестные вам ѝнеисследованные области потенциала. Благодаря конструктивному, систематическому процессу сбора и анализа данных о лучшем себе, вы сможете преуспеть на работе.
Этап 1. Определите респондентов и попросите оценить вас
Первое задание упражнения — получить отзывы о себе от разных людей внутри организации и за ее пределами. Информация из различных источников — членов семьи, бывших и нынешних коллег, друзей, учителей и т. д. — обеспечит вам более широкое и полное понимание себя, чем-то, которого вы добьетесь посредством стандартной оценки деятельности.
Описывая процесс выполнения упражнения «Отраженное лучшее я», мы расскажем об опыте Роберта Даггана (имя изменено), чей процесс самоузнавания, по нашим наблюдениям, типичен для менеджеров. Оставив успешную военную карьеру в довольно молодом возрасте и получив степень MBA в одной из ведущих школ бизнеса, Роберт занял должность менеджера среднего звена в компании, специализирующейся на IT-услугах. Несмотря на хорошую профессиональную подготовку и опыт лидера, Роберт год за годом не получал повышения. Оценка его деятельности в целом была хорошей, но недостаточно высокой, чтобы он начал двигаться вверх по служебной лестнице.
Пытаясь улучшить свои показатели, Роберт записался на курсы для руководителей и выполнил упражнение RBS, для чего ознакомился с мнением о себе 11 человек, хорошо знавших его. Состав группы респондентов был разнородным, но сбалансированным: в нее вошли жена и еще двое родственников, двое друзей, с кем он вместе учился по программе MBA, двое сослуживцев времен службы в армии и четверо коллег с нынешнего места работы.
Затем Роберт попросил этих людей назвать его сильные стороны и конкретно указать, в какие моменты он использовал эти стороны значимым образом — для них, их семей или команд либо для организации. Многим, в том числе и Роберту, некомфортно просить исключительно о положительных отзывах, особенно обращаясь к коллегам. Руководителям, привыкшим слышать о своих как сильных, так и слабых сторонах, кажется, что положительные отклики будут нереалистичными, если не фальшивыми. Некоторые из них волнуются, что респонденты могут воспринять подобную просьбу как самонадеянную или эгоистичную.
Этап 2. Выявите тенденции
На этом этапе Роберт искал в ответах повторяющиеся темы, дополняя примеры собственными наблюдениями и затем обобщая информацию в таблице. Как и многие, кто выполняет упражнение RBS, Роберт ожидал, что, учитывая разнообразие респондентов, полученные комментарии тоже будут разнообразными и даже противоречивыми. Однако он был поражен их схожестью. Его жена и родственники, сослуживцы и коллеги оценивали его одинаково. Все отмечали его храбрость в условиях стресса, высокие моральные принципы, упорство, любознательность, способность к адаптации, уважение к различным точкам зрения и навыки формирования команды. Внезапно Роберт осознал, что даже незначительные, бессознательные эпизоды производили на людей большое впечатление. Он не помнил о многих конкретных примерах, пока не прочитал о них в комментариях, поскольку его поведение в тех ситуациях было совершенно естественным для него.
Упражнение RBS подтвердило мысли Роберта о себе, но тем, кто не подозревает о своих сильных сторонах, оно может открыть глаза.
Этап 3. Составьте автопортрет
Следующий этап — описать себя, обобщая и выделяя главное в собранной информации. Вам следует увязать темы отзывов и комментариев с вашими личными наблюдениями так, чтобы отобразить лучшее в себе. Автопортрет не должен быть полным описанием ваших психологических и интеллектуальных способностей. Скорее он должен представлять собой глубоко продуманный образ, который вы сможете использовать в качестве напоминания о своих прошлых заслугах и руководства для будущих действий. Не нужно составлять список своих хороших качеств, скорее это должно быть сочинение, начинающееся фразой «В своем лучшем проявлении я…». Процесс написания эссе длиной два–четыре абзаца закрепит у вас в сознании образ вашего лучшего я. Повествовательная форма вашего сочинения также поможет вам соотнести между собой темы вашей жизни, которые раньше могли казаться разрозненными или несвязанными. Составление автопортрета занимает время и требует внимательности, но в конце этого процесса вы получите новое видение того, каким вы являетесь.
Составляя автопортрет, Роберт пользовался словами, которыми его описывали другие, и дополнял этот новый образ собственными мыслями о себе в своем лучшем проявлении. Он вычеркивал компетенции, которые казались неуместными. Он не отрицал их значимость, но хотел, чтобы портрет был настоящим и впечатляющим.
Работая над автопортретом, Роберт начал понимать, почему не проявлял себя в полную силу на работе: ему не хватало ощущения миссии. В армии ему приносила удовлетворение мысль, что безопасность людей, которыми он руководил, а также нации, которой служил, зависела от качества его работы. Он получал удовольствие от командной работы и разнообразия решаемых проблем. Но в роли IT-менеджера, отвечающего за техобслуживание нового оборудования, он скучал и чувствовал себя оторванным от людей.
Этап 4. Измените свою работу
Определив собственные сильные стороны, Роберт решил скорректировать свои действия на работе, чтобы развивать то, что у него хорошо получалось. Поскольку техобслуживание не вызывало у него энтузиазма, Роберт стремился привести свою деятельность в соответствие со своим лучшим я. Как и большинство тех, кто выполнял упражнение RBS, Роберт обнаружил, что выявленные сильные стороны можно применить на текущей должности. Для этого нужно было немного изменить методы работы, состав команды и подход к распределению времени. (Большинство должностей допускает определенную степень свободы во всех этих областях. Фокус в том, чтобы оставаться в заданных рамках и менять ситуацию так, чтобы лучше использовать свои преимущества.)
Роберт начал со встреч с разработчиками систем и инженерами, которые жаловались на несвоевременный обмен информацией между их группами и командой Роберта. Если наладить коммуникацию, считал Роберт, впредь уже можно будет избежать серьезных и дорогостоящих проблем, связанных с обслуживанием новых продуктов. Вооружившись тщательно задокументированной историей таких проблем, а также помня о своих аналитических и творческих навыках формирования команд, Роберт принялся регулярно встречаться с разработчиками и инженерами с целью найти способ предотвратить возможные осложнения при обслуживании новых продуктов. Эти встречи удовлетворяли две глубочайшие потребности «лучшего» Роберта: он больше общался с людьми и активно изучал разработку и инжиниринг систем.