Хоррор «Нечисть» и его нераскрытый потенциал: Ведьма из подвала и Фрейя Аллан
22 февраля в российский прокат выходит хоррор с Фрейей Алланой («Ведьмак» (The Witcher)) — «Нечисть». Фильм ужасов про проклятый дом, который иначе смотрит на классические для жанра черты, но в упор не видит свой потенциал. Кинокритик Полина Резникова рассказывает, каким получился фильм, и что в нём пугает?
Завязка у картины многообещающая. Молодая девушка Айрис получает в наследство от отца, с которым она не поддерживала отношения, старинный паб в Германии. Для студентки без гроша в кармане это настоящий подарок судьбы: и жильё, и бизнес, и доступ к выпивке. В первую же ночь к девушке заявляется незнакомец, готовый выдать крупную сумму денег, чтобы она просто позволила ему спуститься в подвал. Как можно отказать?
Там Айрис вместе со своим гостем встречает женщину с мешком на голове. Оказывается, незваная квартирантка умеет устанавливать связь с миром мёртвых, на чём хорошо обогащался отец главной героини. Подвальное существо принимает облик умерших и впускает их сознание в собственное тело. Нужно лишь поставить таймер на две минуты. Как только таймер издает тревожный звонок, не только у героев, но и сценария начинаются проблемы.
В недавнем «Два, три, демон, приди!» герои также общались с усопшими, имея ограничение по времени. Стоило его не соблюсти, как духи овладевали твоим телом и сулили невыносимые страдания. В «Нечисти» же антагонистка хоть и может причинить вред, но сначала даст достаточно времени для адекватной коммуникации. Женщина и в остальном является необычной фигурой для хоррора: она и истинное зло, и надежда, и жертва патриархального угнетения. Айрис же — первая за 400 лет девушка, получившая над ней власть. Великолепное подспорье для феминистской истории о компромиссе между миром живых и мёртвых. На удивление, героини не обсуждают этого и продолжают противостоять друг другу, что лишает смысла всю экспозицию.
Также незнакомец, пришедший на встречу со своей погибшей женой, поднимает многогранную тему скорби. Тему, дающую сценаристам сразу несколько возможностей для рассказа. Похоронить свои переживания вместе с возлюбленным или не упустить шанс получить ответы на свои вопросы, которые могут сделать лишь больнее? Заложив ещё один крепкий фундамент, создатели вновь строят на нём дом из соломы. Психологизму они предпочитают неудачные джампскейеры, а проработке персонажей — схематичные зарисовки.
Мужчина одержим лишь выяснением отношений с женой. Подруга Айрис, приехавшая к ней на помощь, — просто девушка, следующая за ней по пятам. Сама же главная героиня — сирота, которой нужны деньги. Чего-то большего о предыстории или характерах героев зрителю не рассказывают, а значит и не пробуждают чувства сопереживания. Их пребывание на пороге смерти не пугает, что полностью лишает хоррор самой важной составляющей жанра.
Фильмы ужасов сегодня либо обращаются к классическому воздействию скиммеров, либо идут по пути возвышенного хоррора, анализируя страхи современного поколения. «Нечисть» не выбирает первый путь: в фильме только пара резких моментов, которые теряются в общей затянутой атмосфере. Не склоняется он и ко второму варианту: имея на руках все возможности либо для феминистского высказывания, либо для анализа человеческой скорби, он не фокусируется ни на одной из тем.
«Нечисть» вызывает лишь скорбь, но не из-за мотива потери близких, а из-за нереализованного потенциала.
Неплохие актёры, интересная злодейка и не избитая экспозиция могли перерасти в крепкий инди-хоррор, не уступающий «Два, три, демон, приди!» или «Варвару». На деле же создатели не решили, что именно хотят показать своей историей и не воспользовались ни одной из своих поистине сильных задумок.