Не грози «Ведьмаку», попивая сок у себя в квартале

Возмутился и я (стойте, дайте одерну белое пальто). Понимаю, такая вот у издания редакционная политика. Понимаю, прогрессивный взгляд. Но я не понимаю, почему журналист Polygon считает, что у поляков нет права на культурную самоидентичность и почему в этом нужно видеть социальный комментарий со знаком минус. Одно дело позволять себе расистские высказывания и открыто принижать людей определенного цвета кожи, вероисповедания или ориентации. Другое – выпускать игру, в которой эти понятия не отражены. И ведь никакого негативного посыла не подразумевалось – серия вдохновлена средневековой Европой, где, к слову, к женщинам относились без особого трепета. И били, и насиловали – было. Нормализацией этого насилия и расизма тут и не пахнет.

Polygon о женских сосках
«Если женщин в The Witcher 3 не убивают, то до смешного сексуализируют. Нагота везде — вспоминается “Игра престолов” на HBO — и даже когда они одеты, героинь все равно ждет незавидная судьба. Один персонаж, с которым связана значительная серия побочных квестов и который играет важную роль в развитии сюжета, носит платье с таким широким вырезом, что я видел ее соски каждый раз, когда она поворачивалась боком (нет, серьезно)».
Я ничего не имею против чернокожих или геев. Но если героев в игру вставляют не ради сюжета, а из-за адженды, какой в этом толк? В чем культурная ценность персонажей, созданных по принципу «потому что надо»? Особенно если учесть, что поляки уже красочно раскрыли тему расовых притеснений – вспомните, как в книгах и играх изображены краснолюды и эльфы. И необязательно углубляться в пигментную палитру, чтобы рассуждать на серьезные темы. Взять хотя бы охотника гея со своей трогательной, драматичной историей.

Polygon о лифчике Цири
«Другой момент, из-за которого действительно хочется закатить глаза — эпизод, в котором мужчина ругал женщину за то, что она пошла в бой в рубашке нараспашку. Тут сильнее всего проявляются двойные стандарты, характерные для этой игры. Ключевые женские персонажи тут раздеваются по поводу и без. По-настоящему сильная и самостоятельная Цири, к которой Геральт относится как к дочери, расхаживает в рубашке с расстегнутыми пуговицами, из-за чего хорошо виден ее лифчик — даже когда в холодном климате она меняет свой наряд на одежду с меховым воротником».
Чушью претензии Гиса посчитал и Даниэль Вавра, креативный директор чешской студии Warhorse, сотрудники которой сейчас работают над Kingdom Come: Deliverance. Ниже привожу переписку Вавра и Артура Гиса, там прекрасно:
Я только что прочитал твою, @aegies, рецензию на The Witcher 3 и хочу спросить — ты думаешь, что европейцы не имеют права на собственную историю и наследие?
Считаешь, каждый раз, когда мы хотим рассказать историю о нас самих, нам нужно добавлять в нее другие культуры, чтобы не быть расистами?
Ты бы попросил разработчиков из Китая, Японии, Ирана или Африки добавить белых в свои игры ради политкорректности?
- Учитывая, что The Witcher 3, по-видимому, отражает как культуру викингов, так и средневековую немецкую культуру, я бы сказал, что игра уже это делает.
- Ты в курсе, что у Польши долгая история с немцами, что она является домом йомсвикингов? Мир «Ведьмака» = фэнтезийная Польша
У Польши общие границы с Германией, а через Балтийское море она связана со скандинавскими странами. Значительная часть Польши изначально была Германией.
Так что все это — их культурное наследие. В этом есть смысл, и для поляков и большинства европейцев это общепринятый факт.
Так теперь ты заявляешь, что в этих гигантских землях Северной/Восточной Европы не жили небелые люди?
Да, заявляю, потому что они там не жили.
- И я говорю, что, в целом, исторические записи доказывают твою неправоту.
Ой, умоляю, мистер американец учит меня нашей истории! Я всего лишь родился на границе Богемии, Германии и Польши, так что я, конечно, ни черта не знаю
Я про то, что на протяжении истории «цветные» регулярно бывали в твоей стране.
Ага. Я как раз проверял это, когда работал над нашей игрой. В источниках 1300-1500 годов упоминается всего три раба.
Если ты посетишь Центральную Европу или Польшу, то поймешь, что даже сейчас, со всей иммиграцией, 95% людей здесь — европеоиды.

Polygon о темнокожих
«Также, пусть я и не посетил абсолютно все поселения в The Witcher 3, я наиграл в нее более 70 часов, но так нигде и не встретил ни одного небелого гуманоида — ни в Скеллиге, ни в Новиграде, ни в Оксенфурте, ни где-либо еще. В какой-то момент я осознал, что все пытаюсь отыскать в игре хоть кого-то «цветного», однако я так никого и не нашел, если не считать обнаженную женщину-монстра, сидящую у ног босса живым трибьютом картине Фрэнка Фразетты. Но, может быть, они все-таки где-нибудь да есть».
Ситуацию также прокомментировал руководитель Rambler Entertainment Илья Овчаренко, чьи твиты вызвали бурное обсуждение в Сети. Правда, выражался он куда жестче Вавра, да и проблему увидел в другом. По его мнению, игры должны оставаться анклавом свободы от притязаний гомосексуалов и феминисток, в то время как журналисты Polygon в своих материалах все чаще делают упор на права этих самых меньшинств.
Овчаренко позже удалил часть гневных твитов, объяснив это тем, что в дискуссии стала фигурировать компания, в которой он работает. Но он отдельно пояснил, что мнения все равно не поменял. Также Овчаренко вступил в переписку с журналистами сайтов Wonderzine и LookAtMe, их спор вы можете прочитать вот здесь.
Овчаренко уже неоднократно допускал публичные нацистские высказывания. В 2013 году в прямом эфире передачи Hotline Gmbox, выходящей на сайте Gmbox, принадлежащем правительственному медиахолдингу ВГТРК, он предложил забить и кинуть в газовую камеру «пару “дагов”». Позже Овчаренко принес публичные извинения за свое некорректное поведение, а выпуск и ролики удалили с сайта и официального канала Gmbox на YouTube.


К развернувшейся дискуссии присоединились и бывшие редакторы Lenta.ru Игорь Белкин и Надежда Вайнер — их мнения также разошлись.


А вот официальных комментариев от самой CD Projekt пока не последовало, хотя старший квест-дизайнер «Дикой охоты» Якуб Рокож и ответил на один из твитов Вавры, в котором содержалась цитата из статьи Polygon – говорит, не очень-то ему и стыдно. Еще бы – чего стыдиться?
Перевод: Стас Погорский и Илья Илембитов
