Второй сезон «Настоящего детектива» ни в чем не уступает первому
Сегодня вышел второй эпизод, и я решил поделиться с вами своими впечатлениями от нового сезона – без спойлеров.
Новость о том, что каждый новый сезон актерский состав и герои, место действия и история будут меняться, многих расстроила – очень не хотелось отпускать героев МакКонахи и Харрельсона. Особенно Раста Коула – лучшую версию МакКонахи, которую мы видели. Загадочного, глубокого, терзаемого призраками прошлого и философскими дилеммами о бессмысленности всего сущего. Базаров бы не побрезговал препарировать лягушек с таким человечищем.
В «Настоящем детективе» лично мне больше всего нравится то, что это художественное произведение, которое осознает себя таковым.
Но именно смертность сюжета, конечность этой истории и этих героев и позволили киноактерам сниматься в сериале изначально, так как застревать в какой-то роли больше чем на год попросту вредно для карьеры, не говоря уже о творческих амбициях.
Оглашения нового актерского состава все ждали, затаив дыхание. Для этого сериала кастинг был крайне важен, так как «детектив» стал своеобразным постер-боем для практики появления громких киноимен на малом экране. Конечный улов разочаровал часть фанатов. Колин Фаррелл, Тейлор Китч, Винс Вон и Рейчел МакАдамс, безусловно, голливудские имена, но многим показалось, что этот состав – шаг назад после Мэттью и Вуди.
Стиль нового сезона тоже сместился – от мистики к более привычной полицейской драме. Но это кажется скучнее лишь на первый взгляд. Героев теперь не два, а четыре: три представителя закона – коп (Фаррелл), шериф (МакАдамс) и патрульный (Китч) – и один мафиози (Вон), которых сводит вместе одно запутанное дело об убийстве.
Тейлор Китч прощается с плохими ролями
Изначально я отнесся к изменениям довольно спокойно – мне было интересно посмотреть на этих актеров вместе, в мире бога южного нуара Ника Пиццолатто (сценарист и шоураннер). И поэтому, честно говоря, я был крайне удивлен, когда узнал о выходе первого эпизода и почувствовал, насколько сильно на самом деле хочу его посмотреть.
Я с удивлением понял, что абсолютно не хочу возвращения Раста Коула, несмотря на то, что обожаю этого персонажа. Его история закончилась, и мне не хочется дальше доить и разбавлять впечатление от первых «настоящих детективов».
А вот новые «детективы», оказалось, зацепили меня очень сильно. Особенно пузатый и усатый Фаррел – он производит впечатление одной двухсекундной сценой с кастетом из первого ролика.
Я посмотрел первый эпизод, несколько волнуясь из-за завышенных ожиданий – не испортят ли они впечатление. Выяснилось, что второй сезон вышел куда мощнее даже завышенных ожиданий. Пиццолатто превзошел самого себя, режиссер (Джастин Лин, снявший «Форсажи» 3-6) внезапно показывает на малом экране высший пилотаж постановки, аналогов которому я не видел ни разу в его фильмах.
Сцены выверены до миллиметра, они абсолютно герметичны – ни одного лишнего звука, визуального образа или даже идеи не проникает в них. Это ощущается уже по первой сцене в машине, когда Фаррелл и его сын подъезжают к школе. Диалог строится на простых репликах, но в нем уже есть вязкая атмосфера, есть ритм, который стучит в ушах даже в моменты длинных пауз.
Пиццолатто принимает тот факт, что создает атмосферную костюмированную пьесу и работает от этого факта, что позволяет добиться удивительной музыкальности и четкого настроения.
Мне абсолютно неясно, как они смогли добиться такого эффекта с первой же сцены, без предварительного втягивания зрителя в мир сериала.
Причем в этой сцене еще нет никаких супер-красивых кадров или необычных углов съемки – все снято в базовые две камеры, но сцена настолько выверена, что простой диалог превращается в пьесу со своим настроением.
Это удивительно, потому что таких сцен мы видели уже тысячи – диалоги в машине, тяжелый разговор замкнутого сына и вспыльчивого отца, пытающегося наладить контакт. И все же, Лин, Пиццолатто и Фаррелл умудряются подать ее свежо и сильно.
Конечно, нашлись и критики, которым не понравились первые эпизоды нового сезона. Они указывали на склонность Пиццолатто заставлять героев проговаривать вслух все, что они думают и чувствуют, вместо того, чтобы показывать это своими действиями.
Ругали создателей и за затасканные визуальные ключи, поданные в лоб. А, герой идет к злодею за услугой – входит в бар, залитый красным светом, бордовые всполохи играют на его испуганном лице – он спустился в ад, ясно?
Многие из этих недостатков действительно присутствуют, но эти критики, как мне кажется, полностью упускают из виду жанр и стиль, в которых работает Пиццолатто. Нео-нуару к лицу эта театральность, этот пафос речей, эти перегибы.
В «Настоящем детективе» лично мне больше всего нравится то, что это художественное произведение, которое осознает себя таковым. Не подумайте, это действительно большая редкость.
Галерею прекрасных артов к первому сезону я решил дать отдельно, чтобы картики первого и второго сезонов не путались ни у кого в голове.
Большинство современных сериалов временами заигрываются в реалистичность, в документальность, проистекающую из самого подхода к созданию сцены.
Там эпизод создается так: назначается цель сцены (герои находят улику, герои вскрывают правду друг о друге, герои мирятся), и дальше она забивается лениво сгенерированным диалогом, единственная цель которого – привести персонажей к итогу сцены.
Сцены выверены до миллиметра, они абсолютно герметичны – ни одного лишнего звука, визуального образа или даже идеи не проникает в них.
Пиццолатто же явно не забывает слушать свою сцену, идти от того, как она будет смотреться и ощущаться в итоге. Его диалоги местами звучат крайне выспренно и малореалистично, но, черт возьми, красиво.
Он принимает тот факт, что создает атмосферную костюмированную пьесу и работает от этого факта, что позволяет добиться удивительной музыкальности и четкого настроения.
Те, кто пытается смотреть «детектива» как любой другой сериал, могут воспринимать эту театральность как минус, но большинство зрителей, я уверен, съест ее и облизнется, потому что шоураннеры обращаются с выбранным стилем по-настоящему виртуозно.