05 февраля 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Настоящий Dead Space: Чего боятся космонавты

Настоящий Dead Space: Чего боятся космонавты - изображение обложка

На протяжении двух частей Dead Space инженер Айзек Кларк путешествовал по космическим станциям, от постоянно напряжения и страха пребывая в состоянии близком к помешательству. Накануне выхода третьей части игры мы изучили, чего боятся настоящие космонавты и убедились, что в их работе хоррора бывает не меньше.

Голоса в голове

В Dead Space 2 Айзек сталкивается с загадочным Обелиском, пытающимся влиять на его разум. Ему даже приходится сражаться с видениями. Многие реальные космонавты также испытывают воздействие на свою психику. Космонавт-исследователь, действительный член Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Сергей Кричевский рассказывает, что некоторые на орбите переживают видения, в которых ощущают себя представителями каких-то других цивилизаций, древними ящерами, бегающими по поверхности неизведанных планет. «Слияние его «я» с биологической сущностью древнего ящера было настолько полным, что все ощущения этого, казалось бы, чужеродного для него организма воспринимались им как его собственные. Кожей спины он чувствовал, как вздыбливаются роговые пластины на хребте. О пронзительном крике, вырывавшемся из пасти, он мог сказать: «Это был мой крик…» — рассказывает Кричевский.
Другие космонавты, как, например, погибший в 1971 году Владислав Волков, слышали на орбите лай собак и плач ребенка. А вот что рассказывает сотрудник Главной астрономической обсерватории в Пулкове, профессор Кирилл Бутусов: "Иногда на орбите возникает эффект чьего-то присутствия. В какой-то момент космонавт вдруг чувствует, что некто невидимый смотрит ему в спину очень тяжелым взглядом. А потом незримое существо дает о себе знать — раздается шепот. «Текст» звучит где-то в глубинах сознания…» Согласитесь, после этого даже морально и физически устойчивый настоящий полковник может повторить путь Айзека Кларк в психиатрический госпиталь.

Инопланетяне за бортом

В Dead Space Айзек Кларк сражается с разными внеземными уродцами, в основном с некроморфами. Настоящие космонавты также побаиваются встретиться на орбите с непредсказуемыми и загадочными пришельцами. Между тем, многие действительно видели что-то похожее на НЛО. То и дело в прессе всплывают сведения о том, как странные объекты сопровождали полет земных космических кораблей и окружали их. Особенно много таких случаев происходило время полетов на Луну. Знаменитый Нил Армстронг рассказывал, что во время прилунения посадочного модуля видел три неизвестных корабля, стоявших на краю кратера. Переговоры астронавтов о природе странных летающих объектов попали в прямой эфир американского телевидения во время запуска корабля «Апполон-12». А осенью 1973 года начальник отдела информации НАСА Дональд Цистра официально признал, что примерно 25 астронавтов видели НЛО. Многие из них якобы вели себя агрессивно: отключали навигационные системы или взрывались у перепуганных землян под самым носом.

Выйду в космос один…

Что в Dead Space, что в Doom 3 с выходом в открытый космос связаны достаточно напряженные моменты. А теперь представьте, что чувствует живой человек, делающий шаг в черную неизведанную бездну. Естественно, многие боятся. Вот как это описывает космонавт, бортинженер МКС Максим Сураев: «Это обычный человеческий страх — ты, в сущности, выходишь в никуда. У тебя два страховочных фала, или фал и рука, и это все. Если вдруг ты останешься без страховки и немного отлетишь от станции, даже на метр, — все, тебе уже ничего не поможет, и никто тебя не спасет, и вернуться обратно невозможно. Нет у нас таких средств». Интересно, что некоторым космонавтам избежать трагедии помогали опять же странные голоса в голове, которые накануне выхода в открытый космос, во сне, предупреждали о возможных опасностях.

Опасная невесомость

В Dead Space эффект невесомости используется как забавная фича, позволяющая разнообразить игру пространственными пазлами. А вот на борту настоящей космической станции невесомость может привести к разным проблемам со здоровьем. Когда, чтобы переместиться из одного угла комнаты в другой, достаточно легкого напряжения мизинца (и ягодиц, как шутят иные космонавты), у человека постепенно развивается мускульная атрофия, снижается плотность костной ткани. Чтобы избежать этого, приходится постоянно делать специальные упражнения. А вот какие упражнения помогут справиться с воздействием невесомости на мозг - непонятно. Исследования ученых доказывают, что у многих космонавтов начинаются проблемы со зрением и ориентацией в пространстве, повышается внутричерепное давление. Именно поэтому пребывание, например, на МКС ограничено максимум полугодом.

Светящиеся космонавты

В Dead Space, в отличие, например, от игр серии Fallout, радиация как-то особо не влияет на состояние героя. Максимум есть миссии, где нужно выбрасывать радиоактивные контейнеры. Но в реальном космосе именно облучение — одна из главных опасностей. Известно, что на расстоянии 24 тысяч километров от Земли радиация уничтожает все живое. Если на орбите нашей планеты космонавты более-менее защищены от нее магнитным полем Земли, то во время выходов в открытый космос или пребывания на Луне есть риск получить смертельную дозу радиации. А уж от предполагаемого полета на Марс у ученых и вовсе волосы встают дыбом. Так, известный специалист Юджин Паркен подсчитал, что за год, проведенный человеком в межпланетном пространстве, тот получит дозу облучения, почти в 20 раз превышающую предельно допустимую для работников атомных станций. За это время космические лучи способны уничтожить треть его ДНК. А ученые из Рочестерского медицинского центра (США) выяснили, что при полете на Марс астронавты рискуют очень быстро заработать всякие когнитивные расстройства и болезнь Альцгеймера.

Жесткая посадка

Мы не видим и не знаем, как Айзек Кларк взлетал в космос и как приземлялся. Между тем, в реальной жизни именно взлет и посадка могли бы убить его быстрее, чем некроморфы. Большинство случаев гибели настоящих космонавтов связано с этим. На старте всегда может пойти что-то не так, во время не отойдет ступень, образуется дыра в топливном баке. Достаточно вспомнить трагедию «Челленджера», потерпевшего катастрофу в январе 1986 года. Кроме того, на старте космонавты испытывают чудовищное воздействие силы тяги. Известный испытатель Джон Гридунов вспоминает: «На все тело наваливается страшенная тяжесть. Кажется, сейчас раздавит. А потом тело начинает течь, как вода. У меня было полное ощущение, что нос ниже подбородка съехал». Масса опасностей подстерегает космонавтов и во время спуска. Спускаемый аппарат может разгерметизироваться: именно из-за этого в 1971 году погибли Волков, Добровольский и Пацаев. Или вовремя не раскроется парашют, не отделится какой-то отсек и т.д. Из-за этого однажды чуть не погиб космонавт Борис Волынов. При приземлении от корабля отделилось далеко не все, что нужно, его начало крутить. В плотных слоях атмосферы произошел взрыв, который, наконец, высвободил спускаемый аппарат. Внутри капсулы чадил дым, космонавт ничего не видел и не понимал, что происходит. Потом парашют, хоть и с запозданием, раскрылся и, слава богу, все закончилось всего лишь больничной койкой.

Текст: Кирилл Волошин