26 января 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

Настолки: Small World - сказочный кавардак

Будь моя воля, я бы позаботился о том, чтобы Small World (наряду с некоторыми другими «настолками для начинающих») продавался в соответствующем отделе каждого магазина игрушек. Эта динамичная, вариативная и легко доступная для понимания стратегическая (вернее, тактическая) игра явно стоит того, чтобы с ней познакомилось побольше людей.
Будь моя воля, я бы позаботился о том, чтобы Small World (наряду с некоторыми другими «настолками для начинающих») продавался в соответствующем отделе каждого магазина игрушек. Эта динамичная, вариативная и легко доступная для понимания стратегическая (вернее, тактическая) игра явно стоит того, чтобы с ней познакомилось побольше людей.

Да и потом - мало кому не понравится классно с юмором оформленная веселая заварушка в фентезийных декорациях.

Итак, имеем карту сказочной страны, поделенную на отдельные регионы. Выбираем (каждый по одной штуке) расу - гоблинов, дворфов, волшебников, вампиров, скелетов или еще какую милую тематическую нечисть. Получаем набор жетонов-войск.

Настолки: Small World - сказочный кавардак - фото 1

Затем начинаем захватывать регионы, выкладывая туда жетоны. Чтобы заграбастать пустую провинцию, достаточно 2-3 штук. Если приходится провести принуждение к миру нейтрального народца или расы противника – жетонов надо накинуть больше, чтобы в итоге численность ваших войск превышала вражескую.

Настолки: Small World - сказочный кавардак - фото 2

Агрессия продолжается пока запас ваших вояк не иссякнет – на этом, в общем, ход заканчивается, и за каждый регион под вашим контролем вы получаете победные очки. В финале они суммируются, определяя победителя. Партия длится определенное число раундов.

Но пока до финала далеко. Вот, снова наступает ваш ход, и вы собираете жетоны войск с карты обратно в руку – оставляя по одному защитнику в провинциях – и снова атакуете. При такой схеме, понятно, рано или поздно (скорее, рано) наступает жесткий дефицит доступных войск. Жетонов с каждым ходом все меньше и меньше, вариантов как ими распорядиться – тоже. А противники не дремлют.

Что делать?

Отказываться от текущей расы и брать новую! Этот трюк – одна из главных особенностей механики Small World. В начале любого своего хода вы в праве заявить: «Осточертели мне эти жалкие людишки!» или там «Да эти волшебные феи у меня в печенках…». Жетоны старой расы переворачиваются печальной черно-белой стороной вверх, вы их больше контролировать не можете (но захваченные ими регионы продолжают приносить очки). После чего – выбираете новых фаворитов, которыми начинаете играть в следующем ходу.

Момент смены расы – ключевой. Он обязательно наступает в партии для каждого ее участника и, причем, не один раз. Провернете смену слишком рано – зря потратите ход, сделаете switch слишком поздно – потеряете инициативу. В общем, момент перевоплощения надо тонко чувствовать и использовать себе на пользу, выбирая правильный новый народец.

Настолки: Small World - сказочный кавардак - фото 3

И тут мы переходим к другой фишке Small World – свойствам рас. Обратите внимание на картинку выше – вот из таких составных плашек собираются расы перед началом каждой партии. Иными словами, в каждой партии сочетания «раса+свойство» получаются разными.

Например, эльфы не несут потерь, когда враг выбивает их из провинции. Это неизменная особенность их расы. А вот ее дополнительное свойство от раза к разу меняется – скажем, эльфы могут быть «равнинными» и получать +1 победное очко за контроль равнин. Или эльфы могут быть «морскими», что дает им возможность завоевывать водяные пространства, не морским расам недоступные. Ну и так далее.

Такой лототрон рас и их абилок обеспечивает Small World отличную реиграбельность. А если базового набора покажется мало, можно купить дополнения с новыми расами и свойствами. Или даже раскошелиться Small World Underground – самостоятельную игру про вражду живущих под землей монстров – и связать ее с обычной Small World с помощью дополнения Tunnels.

Я знаю, что среди читающих эти строки наверняка найдутся те, кто с игрой знаком не понаслышке. Спешу извиниться за то, что вынес за скобки некоторые нюансы правил - не хочется грузить лишней информацией. А правила на русском - если вас заинтересовала игра - легко находятся в Сети.

Партии в Small World проходят быстро, весело, немного хаотично. Пока вы пытаетесь оттяпать свой кусок волшебного пирога, с другой стороны его уже начинают подъедать конкуренты. Спустя несколько ходов эти безжалостные я-думал-вы-мне-друзья пируют на ваших косточках и, кажется, все потеряно. Но тут вы берете банду улюлюкающих слегка одетых амазонок и паровым катком прокатываетесь по карте, забрасывая противников телесами нежных девиц.

Кстати, я слышал об успешных прецедентах игры в Small World с родителями (хотя, не все из них одобряют амазонок). Это к слову о доступности игры для понимания самой консервативной аудиторией.

Настолки: Small World - сказочный кавардак - фото 4

По-моему, у Small World только один недостаток (ну, помимо довольно приличной цены) – у нее большой setup time. На русском это значит, что вы потратите минут 10 минимум на подготовку к игре. Все из-за того, что тут довольно много мелких компонентов и на возню с ними уходит время, даже не смотря на то, что в коробке предусмотрен очень удобный органайзер.

Ну и под конец хочу опровергнуть расхожем мнение настольщиков, что Small World – это исключительно компанейская настолка. Мол, она только для больших компаний, а вдвоем в нее играть неинтересно.

Напротив, дуэльный вариант Small World похож на такой себе очень-очень легкий варгейм. Тактики в нем куда больше, чем в забавном кавардаке на четверых-пятерых. И в этом свой плюс. Если у вас есть планшет Apple – можете убедиться лично. Электронная версия Small World как раз рассчитана на двоих участников и играется в таком варианте отлично.

Комментарии 115
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Иван Stupid
Иван Stupid
Новая "нужная" рубрика