Наследники Роберта Хайнлайна — автора «Звездного десанта»
Можно заметить, что даже после смерти Хайнлайна, с которой прошел уже 31 год, влияние этого писателя на современную научную фантастику и не думает прекращаться. В последние годы продолжать традицию «твердой» научной фантастики помогает и премия Роберта Хайнлайна, учрежденная «Обществом Хайнлайна» в 2003 году. Ежегодно ее присуждают за «выдающиеся опубликованные работы в области научной фантастики или технической литературы, которые вдохновляют людей на освоение космоса». Конечно, пока этой премии не сравниться по престижности с «Хьюго» или «Небьюлой», но получить признание в качестве своеобразного наследника Хайнлайна без сомнения почетно для любого фантаста. Однако удостаиваются этой чести только те, кто, следуя заветам грандмастера, создают серьезную и глубокую научную фантастику. Сегодня в жанре работает немало авторов, которых можно назвать наследниками этой традиции.
Мы решили рассказать о нескольких писателях — тех, кого сейчас активно публикуют на русском, которые получали серебряный медальон с портретом Хайнлайна в исполнении художника Арлина Роббинса (именно так выглядит материальное воплощение премии).
Вернор Виндж
Лауреат 2020 года
Американский фантаст Вернор Виндж — эталонный пример писателя, посвятившего себя одновременно творчеству и науке. Он не только занимается литературой, но и является профессором математики в университете Сан-Диего и специалистом в области информатики. Разумеется, чтобы говорить о науке с должной степенью достоверности, неплохо при этом самому быть ученым.
Наибольшую известность Виндж приобрел за серию романов, объединенных образом хитроумного космического авантюриста Фама Нювена, — «Глубина в небе», «Пламя над бездной» и «Дети неба». Говорить о точной хронологии этой серии, которую относят к жанру «галактического эпоса», довольно сложно из-за особенностей описываемого в ней мира. Однако ее обаятельный главный герой завоевал сердца не только читателей, но и критиков, а Виндж благодаря нему получил признание в качестве одного из самых ярких фантастов современности.
Начав с более легких произведений в духе космической оперы, Виндж постепенно перешел к серьезным и глубоким текстам, за которые он и получил свои главные награды, в том числе и премию Хайнлайна. Одной из таких книг стал роман «Конец радуг», который в 2007 году удостоился сразу двух важнейших премий в области научной фантастики — «Хьюго» и «Локус».
«Конец радуг» рассказывает историю семьи, живущей в мире будущего, на границе реального и виртуального. Любая технология таит в себе потенциальную опасность, а некая банда мерзавцев стремится подчинить себе весь мир, используя неизбежные огрехи системы. Остановить их способны только так называемые «чужаки в чужой стране» — люди, долгое время проведшие на пороге смерти, возвращенные к жизни лишь недавно, благодаря новейшим технологиям. Эти люди вынуждены уже в зрелом возрасте приспосабливаться к непривычному для них миру. Одним из таких «чужаков» становится 75-летний поэт Роберт Гу, утративший свой поэтический дар, но приобретший взамен способности к техническим инновациям.
Нил Стивенсон
Лауреат 2018 года.
Творчество американского фантаста Нила Стивенсона иногда относят к так называемому посткиберпанку. Эпоха «Призрака в доспехах» и «Матрицы» прошла, мы во многих отношениях живем в мире, который описал в своем «Нейроманте» пионер киберпанка Уильям Гибсон. Но каков именно этот современный мир (пост)киберпанка, как раз рассказывает в своих произведениях Стивенсон.
Серия Стивенсона о Метавселенной — трехмерной виртуальной реальности — включает в себя романы «Лавина», «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» и ожидаемое продолжение под названием «Паутина». На страницах «Лавины» виртуальная реальность была описана настолько детально и убедительно, что книга быстро стала культовой среди поклонников научной фантастики. Влияние книги оказалось так велико, что привело к популяризации термина «аватар», который сейчас используется людьми по всему миру.
Непосредственно с темой освоения космоса, наличие которой служит основной причиной для вручения премии Хайнлайна, связан роман Стивенсона «Семиевие». Это история о глобальной катастрофе, которая обрушивается на Землю. Спасение цивилизации — в космосе, и все страны мира объединяются, чтобы воплотить в жизнь амбициозный проект по постройке станции на орбите Земли, с которой потомки выживших после катастрофы людей смогут начать возрождать цивилизацию. Однако никакая глобальная угроза не способна устранить влияние пресловутого человеческого фактора, так что выживание землян как вида остается под вопросом.
Стивенсон не ограничивает себя строгими рамками жанра «твердой» научной фантастики, о чем можно судить по плодам его сотрудничества с писательницей Николь Галланд — роману «Взлет и падение ДОДО». Это произведение — интересный опыт в жанре хронофантастики, который показывает, что Стивенсон способен создавать не только серьезные, тяжелые романы, но и легкие и даже забавные истории, которые при этом все равно остаются глубокими и увлекательными.
Роберт Сойер
Лауреат 2017 года.
Канадский фантаст Роберт Сойер выделяется среди других лауреатов не только тем, что он единственный не-американец, но еще и тем, что помимо научной фантастики он также работает в жанре детектива. Один из рассказов Сойера «Вы видите, но вы не наблюдаете» даже вошел в сборник Мартина Гринберга и Майка Резника «Шерлок Холмс на орбите». Поэтому если вы предположите, что жанр детектива оказывает довольно сильное влияние на научно-фантастическую часть творчества Сойера, то совсем не ошибетесь.
Сойер уже успел прославиться среди поклонников научной фантастики своими лихо закрученными сюжетами, в которых современные научные гипотезы соседствуют с увлекательной историей и яркими персонажами. Хотя сам фантаст не является ученым, как многие другие его коллеги по жанру, он активно занимается популяризацией науки. Кроме того, Сойер в нескольких университетах преподает основы литературного мастерства.
Самое свежее его крупное произведение на сегодняшний день — роман «Квантовая ночь» — как раз сочетает в себе различные стороны его творческого дарования: от таланта популяризатора науки до мастерства в повествовании захватывающих детективных историй. Особенно Сойера интересует все, что связано с человеческим сознанием, и «Квантовая ночь» продолжает многие темы, которые писатель затронул еще в своем раннем творчестве.
По сюжету романа психологу-экспериментатору Джиму Марчуку и квантовому физику Кайле Гурон приходится объединиться, чтобы остановить поток насилия и ненависти, который, разрастаясь, катится по всему миру. Джим разработал безупречную методику для выявления скрытых психопатов в обществе, а Кайла сделала ошеломительное открытие о природе человеческого сознания. Но в прошлом Джима скрывается некая тайна о шести месяцах, воспоминания о которых он полностью утратил. Это темное время его жизни может скрывать нечто, принципиально важное как для спасения мира, так и для понимания Джимом самого себя. Сойер мастерски держит как сюжетную, так и идейную интригу своего произведения, так что неудивительно, что именно после выхода этого романа он удостоился премии Хайнлайна.
Ким Стэнли Робинсон
Лауреат 2016 года.
Пожалуй, американского писателя Кима Стэнли Робинсона смело можно назвать одним из самых значительных современных авторов твердой фантастики. Он не просто воспринял богатую традицию научной фантастики предшествовавшего века, но и унаследовал ее социально-политический пафос. Книги Робинсона — это не просто развлечение, это политический комментарий и социальное исследование, подкрепленные самыми современными научными гипотезами.
Из всех произведений Робинсона наиболее известна «Марсианская трилогия», в которую входят романы «Красный Марс», «Зеленый Марс», «Голубой Марс» и сборник «Марсиане». Эта масштабная эпопея об истории терраформировании красной планеты, которая охватывает почти двести лет, сразу же вписала имя своего автора в историю научной фантастики и принесла ему множество престижных наград. Разумеется, говорить о прямом влиянии не приходится, слишком много элементов смешались в одновременно новаторскую и традиционную историю «Марсианской трилогии». Однако при чтении романа сразу же приходит на ум много классических текстов, в том числе «Луна — суровая хозяйка» Хайнлайна, так что присвоение Робинсону премии в 2016 году ни для кого сюрпризом не стало.
Невольно вспоминается наследие Хайнлайна и при чтении романа Робинсона «Аврора», который переосмысляет традиционный научно-фантастический сюжет о корабле поколений. В отличие от ставшего уже классикой романа Хайнлайна «Пасынки вселенной», герои «Авроры» помнят, куда и зачем летят, однако даже это знание не отменяет множества проблем, с которыми им придется столкнуться по пути. Кроме того, Робинсон в своем романе затрагивает болезненные для современного общества вопросы экологии, и эта тема становится одной из важнейших в его дальнейшем творчестве.
В своем последнем на сегодняшний день крупном произведении — романе «Нью-Йорк 2140» — Робинсон как раз продолжает со своими читателями разговор об экологии, начатый в «Авроре». По сюжету романа в будущем Нью-Йорк оказывается практически затопленным поднявшимся океаном. Улицы становятся подобны каналам, а небоскребы — островам, на которых и приходится жить обитателям города.
Возможно, Робинсон несколько прямолинеен в отношении идейного наполнения своих произведений, однако это не отменяет высокого художественного уровня его книг и научной достоверности тех гипотез, к которым он обращается, создавая свои фантастические миры. Айзек Азимов утверждал, что писатель-фантаст и фантастика служат человечеству. Можно сказать, что Робинсон в своем творчестве придерживается такой же позиции.
Грег Бир
Лауреат 2006 года.
Грег Бир — личность весьма разносторонняя. Он занимался писательством, живописью и журналистикой. Выступал консультантом НАСА, корпорации Microsoft, ЦРУ и Академии ФБР. А в 1970 году стал одним из пяти основателей конвента поклонников комиксов, который ныне известен на весь мир — San Diego Comic-Con.
Многообразием отличается и творчество писателя. Из-под его пера выходили истории о далеком будущем и ближайших перспективах человечества, столкновении с инопланетянами и искуственных интеллектах, о покорении космоса и вполне земных проблемах. Он создавал собственные миры и расширял чужие — например, написал приквелы к «Академии» Азимова и романы по мотивам «Звездных войн» и Halo.
На протяжении всей своей литературной карьеры Бир оставался настоящим визионером и его романы нередко опережали свое время — в частности он был одним из первых фантастов, обратившихся к теме нанотехнологий. Ярким примером визионерства Бира может служить «Королева ангелов», которая вышла на английском в 1990 году, но не утратила актуальности и по сей день. В ней автор обращается к таким темам, которые стали популярны в фантастике в последние годы вроде природы сознания, обретения полноценного самосознания искусственным интеллектом, «корректировки» личностей и тенденций развития нашей цивилизации. И рассуждения на эти темы искусно вплетены в увлекательный и оригинальный детективный сюжет, в котором сразу известен преступник, но остаются загадкой его мотивы.