06 января 2019
Обновлено 26.05.2020

«Наш фольклор — кладезь интересных идей для писателей и сценаристов». Обзор комикса «Фольклорист»

«Другое издательство» предоставило нам отечественный комикс от автора Кирилла Глебова и художника Жени Карпухиной. Андрей Станкевич рассказывает, стоит ли обращать внимание на комикс, автор которого пошел по довольно опасной дороге — по пути русского фольклора.
«Другое издательство» предоставило нам отечественный комикс от автора Кирилла Глебова и художника Жени Карпухиной. Андрей Станкевич рассказывает, стоит ли обращать внимание на комикс, автор которого пошел по довольно опасной дороге — по пути русского фольклора.

Почему эта дорога опасна? Как показывает практика, очень тонкая грань отделяет хорошее произведение, основанное на отечественных легендах, от трудов, которые стремительно мчатся по направлению к пошлости. А ведь легенды и поверья старой России и древней Руси — это очень богатая почва для создания самобытных произведений. Так сложилось, что основной пул книг, фильмов и других объектов искусства, основанных на нашем фольклоре, выходил не самого лучшего качества. Разумеется, есть исключения, но в основной своей массе получались либо чрезмерно пропитанные «березовым соком» пафосные истории, либо произведения, которые хоть и наши, но заметно ориентированные на западные стандарты. Причину этого можно искать в банальном непонимании авторами, что со всей этой мифологией делать и как ее преподносить. С «Фольклористом» все оказалось иначе.

Сборник от «Другого издательства» разделен на две самодостаточные истории с общим главным героем Филиппом Андреевичем — молодым дворянином, который в письмах к своему другу описывает в самых мельчайших подробностях свои злоключения.

В первой истории главный герой отправляется в орловскую губернию, поскольку он единственный наследник умирающего дяди. Там он своими глазами видит, что смерть — это только начало. Вторая история рассказывает, как Филипп Андреевич неудачно выбирает постоялый двор и сталкивается с опасной и мстительной нечистью.

Как я уже и сказал, главный герой выступает рассказчиком всей истории. Львиная доля всех текстов комикса — выдержки из его писем. Вся экспозиция, а также переживания и мысли героя будут доходить до читателя этим «закадровым» голосом. И, на мой взгляд, это не очень хорошее решение. Диалоговая часть здесь довольно скромная и в течении двух историй читатель больше узнает о второстепенных персонажах, нежели о том герое, о котором ему узнать интереснее всего. Может быть, такой ход был специально сделан, чтобы создать образ стороннего наблюдателя-этнографиста, который становится свидетелем различной чертовщины. Но в таком случае не стоило выводить его на первый план, сделав его наблюдателем со стороны за историями различных случайных людей.

Пытаясь прояснить логику создания историй, я обратился за комментарием к автору комикса Кириллу Глебову:

Не могу сказать, что герой не так важен, как фольклор. Безусловно, я уделяю большое внимание сеттингу. Его раскрыть получается быстрее и проще. Визуальный ряд Жени все быстро расставляет по своим местам, и мы погружаемся в историю. Раскрыть героя гораздо сложнее. И ставить такую амбициозную задачу перед 48-страничным комиксом было бы слишком самонадеянно с моей стороны.

Главный герой выглядит достаточно отрешенным наблюдателем всех пугающих событий, но при этом принимает в них самое непосредственное участие. Учитывая некоторый рассинхрон между текстовой частью и изобразительной, я так и не смог до конца понять, что чувствует главный герой. То он пишет, что «его сковал ужас», то он, как Ван Хельсинг, с пистолетом на перевес носится за домовым. Меня это удивляло на протяжении всей истории. Он вроде бы должен очень живо реагировать на все потусторонние явления, но на деле герой будто «попаданец», у которого за плечами долгие годы стажа изучения русского фэнтези — он готов ко всему.

А вот второстепенные персонажи выглядят куда лучше. Я не могу сказать, что они детально проработаны, но образы подобраны интересные, а их бэкграунд подается полунамеками и выглядит весьма любопытным. Это в большей части относится ко второй истории из сборника.

Вообще сложилось впечатление, что между написанием первого и второго сюжета прошло немало времени. История о домовом читается куда лучше и выглядит более цельной и проработанной. Это касается и общей сюжетной части, и диалоговой. Первая, видимо, должна познакомить читателя с персонажем, но она это делает слабо, а сама история проходит слишком быстро и заканчивается так, что хочется лишь спросить — «А для чего это все было?». Хотя, признаюсь, после общения с автором я понял, что на комикс возлагались совсем другие задачи. Первая история должна была погрузить читателя в сеттинг, и с этим она как раз справилась хорошо.

Кирилл Глебов:

Вторая история была написана через полгода после первой. Думаю, что восприятие историй отличается из-за разной архитектуры сюжета. Кроме того, вторая часть светлее, действие в ней происходит по большей части днем.

При этом сам комикс читать было интересно. При всех огрехах, описанных мной ранее, автор правильно сумел использовать фольклорный бэкграунд. При чтении наслаждаешься всей этой самобытностью. Не той, что в фильмах о «Гоголе», а той, которую хочешь увидеть, представляя себе отечественную народную мифологию. Автор использует различные приемы: просторечия (в монологах героя и в диалогах), внешнюю обстановку и декорации. Последние, кстати, не такие, как, скажем, в «Гоголе», где они были нагло скопированы с «Сонной лощины» Тима Бертона», а такие, которые читатель представляет, когда речь идет о русском хуторе имперских времен.

Кирилл Глебов об истоках создания «Фольклориста»:

Идея (комикса) заключалась в попытке отойти от западных стандартов хоррор-историй. Точнее, от католических архетипов зла. Наш фольклор — это кладезь интересных идей для писателей и сценаристов. Правда, большинство авторов по непонятной мне причине проходят мимо, в очередной раз переписывая истории о вампирах в черных плащах с красной подбивкой. Хотя не буду лукавить — я обожаю такие клише.

Наши монстры не менее колоритны. Кроме того, они неоднозначны — они не слепо повинуются инстинкту убивать, а, можно сказать, вольны в выборе и действиях. Это оставляет большое поле для маневра при создании истории.

Тут, разумеется, нужно сказать и о художественной составляющей. Большая часть первой истории происходит либо ночью, либо в полутемных помещениях в свете огня камина или лампад. Очень вкусная игра света и тени способствует погружению в холодную и загадочную обстановку. А когда действие выходит на морозные улицы или поля, то и самому будто становится холодно. Вторая история очень контрастирует с первой, и все ее действие происходит днем.

В обоих случаях художник Женя Карпухина уделяет большое внимание мелким деталям окружения. Это очень хорошая работа.

Пару раз я, конечно, улыбнулся с некоторых лиц героев, особенно когда отставному гусару дали чемоданом по голове, но такой изобразительный аспект уже чистое дело вкуса.

Я уже говорил, что в «Фольклористе» есть небольшой рассинхрон между текстом и рисунком, но я очень надеюсь, что творческий дуэт Глебова и Карпухиной сможет выстроить более эффективную коммуникацию при подготовке продолжения, поскольку мне очень хотелось бы увидеть новые похождения Филиппа Андреевича, и, судя по словам автора, работа над продолжением уже ведется.

Видно, что Глебов либо был очень стеснен какими-то рамками, либо не рисковал выстраивать более сложную и долгую историю. На настоящий момент комикс «Фольклорист» выглядит как пилотный выпуск. Не без недостатков, но с большим потенциалом. Чуть больше сценарной проработки и уход в более детальное раскрытие персонажа сделают свое дело, благодаря чему продолжение может стать гораздо лучше.

Сам комикс вышел в мягком переплете (163×245). Издание получилось очень тонким (всего 48 страниц) и прочитывается довольно быстро. Дополнительных материалов нет. Я понимаю, что комикс не выходил ранее в формате отдельных выпусков, но в дополнительные материалы можно было бы внести как эскизы, так и информацию чудовищах, встреченных на страницах комикса. А их, в свою очередь, представить в прекрасном арте Жени Карпухиной!

В итоге мы имеем довольно атмосферный комикс-эксперимент, который, несмотря на на огрехи и некоторую недосказанность, обладает шармом. Он умело заигрывает с нашим культурным наследием, и я могу рекомендовать вам ознакомиться с этим комиксом, как с образчиком непошлого использования нашего родного фольклора. А это уже дорогого стоит.

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28

Лайк за раскадровку.

Алексей Абрамов.2up5z
Алексей Абрамов.2up5z

Рисунок действительно хорош!

Ivan Sergeev
Ivan Sergeev

"Вторая история была написана через полгода после первой" и в итоге имеем интересное начало и полный слив второй части. Место этому "комикс-эксперименту" на avito.